Куда вкладывать свои средства в нынешней ситуации крутых экономических и политических изменений в России?

Как скоро можно будет заказывать беспилотный летающий автомобиль как такси? Как отбираются потенциально успешные технологичные проекты? Куда вкладывать свои средства в нынешней ситуации крутых экономических и политических изменений в России? Рассказывает предприниматель, инженер и криптоэнтузиаст Максим Левошин.

- С чего начался Ваш предпринимательский путь? Как пришла идея заниматься бизнесом?

- Все началось лет с 8. Тогда было модно слушать рок, металл, но музыку в хорошем качестве было достать почти невозможно: она была на пленочных кассетах, копии которых все переписывали друг у друга. Если альбом длился час, то приходилось сидеть все это время неотрывно от магнитофона. Поэтому было круто было иметь знакомых, работающих в записывающих или в торговых компаниях. Мой друг подрабатывал в магазине, продающем эти кассеты. И нам пришла следующая идея: он мне отдавал по списку те кассеты, которые пользовались спросом, а я за ночь их переписывал и днем распространял. Прибыль 50 на 50. Нехитрый бизнес, но за пару недель на этом я начал зарабатывать больше, чем мои родители за год. Еще тогда я подумал, что лучше посидеть одну ночь и пойти в школу с красными глазами, раздать кассеты и покупать то, что хочется, чем ходить на традиционную работу. Вот так ко мне пришла идея предпринимательства. Тогда я даже не знал, как это называется. Мне казалось, что я просто нашел интересное времяпрепровождение.

- Несмотря на то, что зарабатывать деньги можно более лёгким путём, Вы получили высшее образование, верно?

- Да, у меня четыре высших образования. По первому образованию я серьезный инженер-программист, занимался криптографией. Мне с самого детства нравились информационные системы и одновременно с этой деятельности у меня появилась любовь к компьютерам. Я помню до сих пор первое детское впечатление: рядом с маминой работой в районе Новослободской был гигантский вычислительный комплекс. Там стояли компьютеры величиной с трехэтажный дом. В них инженеры вставляли карты и происходило считывание программ. Все мигало лампочками, горели монохромные зелёные экраны…Все это произвело тогда на меня космическое впечатление. Сама мысль, что при помощи карт можно заставить компьютер выполнять определенную последовательность действий приводила меня в восторг, и я начал спрашивать подробности у инженеров. Они сильно удивились, что маленький мальчик интересуются такими сложными темами и выдали мне постоянный пропуск, чтобы я мог приходить туда после школы и мучать их вопросами. С этого началась моя любовь к компьютерам.

- Повлияло ли это как-то на Ваш выбор сферы деятельности?

- Конечно, это имело влияние. Хотя сейчас сложно представить себе бизнес который не используют информационные технологии. Мне даже кажется, что даже в палатке с шаурмой у метро автоматизированы такие процессы как закупки, бухгалтерия и учет.

- Мы так плавно подошли к Вашим текущим высокотехнологичным проектам. Беспилотный электрический летающий автомобиль. Как зародилась эта идея?

- Ко мне пришли талантливые инженеры. Они работали над созданием машины, которая могла бы поддерживать в воздухе профессиональные дроны, которые снимают видео с хорошим качеством на концертах, чтобы они не падали на людей. И тут инженеры задумались о том, чтобы экстраполировать эту технологию на людей. Поскольку у современных летающих аппаратов есть ряд недостатков: например, высокая стоимость, дорогое обслуживание, низкая безопасность и необходимые для управление такой машиной навыки и лицензия пилота, им пришла идея совместить технологии современные управления электродвигателями. И сделать такой вот эксперимент с летательными аппаратами. Как раз в этой точке мы с ними встретились. Мне сразу понравилась эта идея, понравились и команда, и их подход к управлению проектом, словом, как-то сразу я ощутил синергию. Так мы объединили усилия, чтобы сделать самый безопасный транспорт, которым могут управлять даже дети, ведь это будет не сложнее, чем пользоваться смартфоном.

- Сейчас Яндекс тестирует на дорогах Москвы беспилотные автомобили, как Вы думаете, насколько они безопасны в воздухе? И какие доказательства привели Вас к решению вложить средства в этот проект?

Яндекс, пожалуй, даже не самая крупная из компаний, которые занимаются такими разработками. Китайская компания «Ихан» , у которых капитализация уже больше 3 миллиардов долларов, практически сделала такую революцию: им удалось увеличить обычный дрон для камер до больших размеров. Они одни из первых доказали, что такая машина может стабильно висеть в воздухе и управляться с земли. Мы же эту идею адаптируем под беспилотное управление. Компьютер сейчас принимает решение быстрее и даже эффективнее человека и исключает человеческий фактор. Сначала мы сделали компьютерное моделирование этой системы - математически рассчитали все параметры. Провели 3D моделирование, чтобы посмотреть, как она показывает себя в работе. Затем создали первый маленький прототип, величиной всего 10 см. За ним был создан чуть более крупный прототип. И вот сейчас мы переходим к стадии сертификации полноразмерного прототипа, который позволит перевозить одновременно двух людей. Безопасность составляет 10 в минус 12 степени. Это даже больше, чем у самых современных самолётов Boeing. А значит, люди могут её использовать в повседневных задачах, не опасаюсь, что может произойти технический сбой. Еще 10 лет назад это было на грани фантастики, но сейчас реализуется благодаря современным информационным технологиям.

- В России с юридической точки зрения, если произойдёт какая-то авария, кто понесет ответственность?

- Во-первых, наш приоритетный рынок – США, Индонезия и Эмираты, а не Россия. В России у нас делается лишь часть разработок, а остальная - в Штатах. Во-вторых, российское законодательство в настоящий момент только готовится к запуску таких машин. А в США уже в некоторых штатах, например, в Калифорнии, можно летать на таких автомобилях. При этом вся ответственность, так же как в случае с автомобилем Tesla, лежит на том человеке, который на ней перемещается. При этом действия застрахованы в страховой компанией, и если что-то случается то страховая компания компенсирует потери тех лиц за эти действия.

- В случае поломки или неисправности летающего автомобиля, куда можно будет обратиться за помощью, будут ли какие-то специальные сервисные центры?

- Машина разработана таким образом, что она не требует значительного сервисного обслуживания. Туда входят 22 моторных блока, каждый из которых содержит двигатель, аккумуляторы, системы управления и все необходимые компоненты. Даже если шесть блоков вдруг в воздухе выйдут из строя, машина сможет спокойно продолжить полёт. Если на земле выяснится, что блок не исправен, заменить его не составит труда – всего лишь нажать на две защелки. Рядом с местом, откуда машина стартует, будут находиться сменные запасные блоки. Их меняют по аналогии с газовыми баллонами: ставится новый блок, а старый сдаётся в сервисный центр. Электродвигатели работают как минимум 12 тысяч часов и не требуют дополнительного обслуживания.

- Если основной ориентир идет на рынок США, как, Вы думаете, будет развиваться Ваш проект, если нынешние политические и экономические условия затянутся? Какие перспективы?

- Стараемся все-таки не терять позитивный настрой. Хотя бы по той причине, что Россия является для нас одной из 200 стран-потенциальных клиентов. Эта страна не рассматривается как ключевая с точки зрения закупок или клиентских отношений. Здесь находится часть инженеров, разрабатывающих идею. Мы запатентовали технологию и разработали четкие стандарты выпуска компонентов. За счет этого мы получили возможность собирать эти компоненты и запускать серийное производство машины в любой точке мира. Сейчас по поводу пилотного проекта у нас идут переговоры с Эмиратами.

- А отразится ли как-то внешняя обстановка на стоимости продукта?

Я слышала, что предположительная цена за час полёта 16-18 $.

- Цена складывается из стоимости оборудования и стоимости электроэнергии, которая используется для зарядки аккумулятора автомобиля. Эта цена приравнена к текущей стоимости электроэнергии в разных странах. Где-то, например, в России, стоимость будет меньше, потому что энергоносители дешевле. В некоторых странах, например островных государствах, дороже. В целом, цена является более менее фиксированной и значительно повысится не может. Единственное , что может повлиять на стоимость - это необходимые лицензионные сборы для некоторых стран. К примеру, в Эмиратах дополнительный сбор составляет 5%.

- В подкасте в декабре 21-го года Вы говорили о том, что можно будет летать в Подмосковье на этих машинах. Изменились ли эти планы за это время?

- Нет, планы не изменились. В 10 городах России существуют специальные зоны для разработчиков, где совершаются тестовые полеты на нашем автомобиле. Самая ближайшая зона в Москве - Сколково, Технопарк. Но для массового использования летающих беспилотных машин в России не хватает подготовленного законодательства и необходимых точек. Дело в том, что летать над Москвой запрещено всем, кроме спецслужб, по этой причине сложно будет реализовать здесь этот проект. При этом в других странах, например в Эмиратах, в США через приложение Uber можно вызвать вертолётное такси и полететь куда угодно. Я пробовал, это очень удобно. Единственный минус – для посадки и высадки требуется наличие специальной вертолетной площадки. В принципе мы готовим нашу машину именно к таким стандартам: ее можно будет вызвать как такси через мобильное приложение. Огромный плюс и главное отличие: для такого автомобиля не нужен пилот.

- А кроме сервиса такси будет ориентир на массовое распространение летающих автомобилей как личного транспорта?

- Конечно. Стадия mass adoption как раз начинается с того, что отдельные энтузиасты хотят первыми испытать изобретение, поэтому покупают его в личное пользование. Проект ориентирован на стандарты владельцев типовых загородных домов. У нашей машины складные крылья. На колесиках она закатывается в обычный автомобильный гараж и не требует каких-то специальных условий для хранения. Она автоматически встает на безконтурную зарядку, где заряжается то время, пока не используется. Не нужно подготавливать специальную площадку, как для вертолета, машина может легко взлетать с задней лужайки за домом. Даже газон с неровностями не будет помехой.

- Я знаю, что беспилотные автомобили - не единственный Ваш проект, также есть венчурная студия. Как так сложилось, что к Вам начали приходить люди со своими идеями и проектами?

- Началось всё с того что я много лет занимался своим технологическим бизнесом. Сначала я занимался телеком- оператором, потом идея order fulfillment компании Ritm-z, которую я тоже привёз из Штатов в Россию. В это время я начал инвестировать в другие проекты, поскольку мне интересно было общаться с единомышленниками, помогать им в развитии проектов. После кругосветного путешествия я задумался о том, чтобы из общения с предпринимателями сделать какой-то коммерческий проект. Самый логичный идеей было превратить мамедовские сессию моё общение с другим предпринимателем, то есть моё общение с другими предпринимателями, в акселератор. То есть мы за деньги помогали компаниям расти, масштабироваться и разные сервисы вокруг этого возникали. Через некоторое время заниматься сторонними сервисами перестало быть интересным. Хотел сфокусироваться на том, что драйвило каждый день, что нравилось. Так акселератор трансформировался в венчурную студию, которая в настоящее время инвестирует только в свои проекты.

- Как вы определяете, стоящий ли проект? Есть ли какие-то параметры?

- Самый главный параметр – это увлечение предпринимателя своим делом, его острое желание изменить мир к лучшему. Если у него уже есть прототип, он уже вложил в проект всю свою энергию, и при этом модель его бизнеса легко масштабируется, то нам это интересно. Речь идет о экспоненциальном росте, то есть, возможности масштабирования компании без увеличения количества людей. Здесь сразу возникает химия, синергия, появляется желание поддержать проект.

- Насколько я знаю, для принятия решения в венчурной студии вы используете искусственный интеллект. Хотелось бы узнать, как Вы пришли к гибридному способу принятия решения?

- В прошлом году, когда я окончательно устал от московских пробок, я продал свою машину и все эти деньги инвестировал в трейдинг и в криптовалюту. Так как это был самый лёгкий и быстрый способ инвестировать. Для фондового рынка нужно было подробно изучать компании, а в теме с криптой я более-менее сам ориентировался, поскольку запускал проекты и общался с фондами. За полгода мой капитал вырос почти в 6 раз, то есть, мы сделали 600%. Все это время ко мне приходили друзья и знакомые и говорили «shut up and take my money» (заткнись и возьми мои деньги). Они видели результаты и хотели тоже как-то зарабатывать на этом. Я сам не хотел управлять этими средствами, поэтому организовал компанию, которая сейчас трансформировалась в инвестиционный фонд. Теперь люди могут автоматизировано через смарт-контракт инвестировать в эту нишу. Начинали мы с ручного управлениями трейдерами. Я выбрал несколько профессиональных команд, которым доверил управление средствами. Какие-то команды показали хороший результат, какие-то – нет. Я, как предприниматель-инженер, задумался, что можно было бы улучшить, чтобы фильтровать эти команды ещё на входе. Так мы начали тестировать гипотезы по гибридному искусственному интеллекту, который автоматически анализирует торговые стратегии трейдеров, а потом сверяет эти показатели с тем, что фактически удалось реализовать. Таким образом ещё до начала работы по большому массиву данных, по тому, какие действия раньше совершала команда, мы автоматически анализируем её потенциал и возможности. Самые лучшие, отобранные из нескольких тысяч команд, сейчас занимаются управлением активами в нашей компании. При этом каждая команда управляет 0,5 % активов, что минимизирует риски при ошибке не только специалистов, но и искусственного интеллекта.

- Имеют ли какое-то влияние инвесторы на решение?

- Наша система устроена просто: доверительное управление. Мои инвесторы, как я, предприниматели, топ менеджеры или сотрудники компании. Они не занимаются профессионально трейдингом, не разбираются в этом. Поэтому они присоединяются и следуют нашим стратегиям распределения средств по командам и по инструментам. Мы показываем свои показатели за прошлый и нынешний год, а инвестор решает, будет ли он двигаться вместе с нами.

- Какие ещё сегменты для инвестиции сейчас есть в венчурной студии?

- У нас есть возможность инвестировать в отдельные проекты по секторам экономики и или по интересу. Но конкретно через платформу можно инвестировать только в блокчейн-проекты. Это связано с тем, что мы находимся на стадии получения фиатных лицензий от регулятора. Как только мы их получим, через криптовалюту можно будет зайти в реальный сектор. Например, в медовую пасеку, в женскую косметику, в беспилотники и в другие проекты. Сейчас можно инвестировать в крипто-проекты поскольку все работает на базе смарт-контракта, который можно сравнить с электронным банковским счётом. Наша платформа Crealution позволяет инверторам, которые не очень хорошо разбираются высоких технологиях, поэтому не понимают, в какой проект лучше инвестировать, равными частями зайти во все проекты.

- Почему нужно инвестировать в Crealution? В чем преимущество?

- Ответ очень простой, он кроется в наших показателях. В прошлом американские индексные фонды показали отрицательный доход, в среднем 17-20%. Это значит, что средний инвестор, который инвестировал в фонды в прошлом году 1000$ на конец года забрал 800. За все время нашей работы мы ни разу не показали отрицательную доходность, наши инвесторы всегда зарабатывают с нами. Кроме того, криптовалюта - то направление, в котором можно хотя бы интуитивно осуществлять контроль: за счет прозрачности компаний и их продуктов. Также заработанные средства можно очень быстро перекладывать в другие инструменты, например, в покупку недвижимости. За прошлый год мы заработали 431%, то есть, 1000$ превратились для инвесторов в конце года в 4431$. Это очень хороший показатель, который позволяет создавать пассивный доход. Поскольку я не финансист по образованию, я инженер и управленец, наше преимущество в знании технологических проектов и в сложившейся репутации на рынке. Я пришел сюда из реального сектора и понимаю, что нужно предпринимателям. Поэтому мы оказываем существенное влияние на все проекты, которые находятся под нашим управлением. За счет чего мы можем гарантировать, что все наши продукты создаются с любовью к людям, использующим самые современные технологии.

- В связи с политической и экономической ситуацией в мире, какие изменения претерпевает Ваша сфера деятельности?

- Серьезные изменения начали происходить на всем рынке. У нас приток клиентов и обращений увеличился в десятки раз. Это связано с тем, что российские карты заблокировали заграницей, что незамедлительно коснулось наших инвесторов. Часть наших сотрудников и партнеров находятся за пределами России и не имеют доступа к своим средствам. Именно поэтому многие люди переходят на цифровую валюту. Поэтому недавно мы анонсировали продукт - банковскую карту, с платежными системами MasterCard и Unione Pay, которая работает одинаково хорошо внутри России и за её пределами. Она позволяет обеспечивать максимально комфортную конвертацию в реальном времени из криптавалют в доллары США. В ближайшее время мы также добавим сюда английские фунты, евро японские йены и т.д. Использование этой карты дает возможность оплачивать покупки за рубежом без привязки к местонахождению. Наши инвесторы уже оценили такое решение, поскольку оно позволяет им избегать проблем в связи с трансграничными блокировками карт российских банков.

- Какие условия использования карты?

- Условия просты. Берется небольшая плата за выпуск карты и за годовое обслуживание. Но при активном использовании карты годовое обслуживание не взимается. Также, поскольку наши основные клиенты – инвесторы фонда, для них эти карты выпускаются на льготных условиях.

- Множество неприятных для россиян последствий последовало в связи с санкциями, есть ли у Вас совет: что делать?

- Я бы рекомендовал гражданам России свои накопления в рублях конвертировать в разные валюты. В связи с обострением политической ситуации положение России будет только ухудшаться, скорее всего большинство стран перестанут принимать рубли. Нужно заранее позаботиться и поменять рубли хотя бы на доллары. Людям, которые всегда были далеки от инвестирования, сейчас самое время задуматься о том, что деньги могут работать и приносить пассивный доход. А тем, кто еще не перешёл в криптовалюту, задуматься, что есть stablecoin, валюта, которая обладает низкой волотильностью: ее курс стабилен по отношению к грамму золота или к доллару США. Думаю, стоит разобраться в этих технологиях, купить криптовалюты на 1000$ и посмотреть, как это работает. Сейчас из России нельзя вывозить больше10 тысяч долларов наличными. А с цифровой валютой можно вывезти любую сумму – нет никаких законодательных ограничений. В любой стране вы сможете в обменных пунктах обменять цифровую на местную валюту. Сейчас управление криптовалютными активами ничем не отличается от обслуживания в любом банке. К примеру, чтобы вывести средства на карту, мы можем предложить комбинированный продукт: криптовалютный кабинет плотно связан технически с картой. В реальном времени можно выводить средства туда и обратно. При этом карта и платёжные системы не зависят от санкций, поэтому нет проблем с использованием карты как внутри страны, так и за переделами. Любой гражданин России имеет возможность абсолютно легально поменять наличные или безналичный средства на криптовалюту в любом объеме. Для тех, кто рассказывает истории о том, что это все невозможно и незаконно, я рекомендую проконсультироваться с юристом.

- Какую инструкцию можете дать тем, кто не знает ничего о цифровой валюте, но хочет конвертировать рубли?

- Есть два способа. Первый способ автоматизированный. Второй - для тех, кто хочет, чтобы все происходило у них на глазах. Автоматизированный способ я расскажу на примере нашей компании. Человек, не выходя из дома, пишет через telegram-бот в поддержку, и там ему дают четкую инструкцию, что ему надо сделать, чтобы получить на выходе криптовалюту. Если удобнее общаться с менеджером, то мы предоставляем и такую возможность. Другой путь напоминает схемы из девяностых, когда в обговоренное место один человек приезжает с деньгами, другой - с криптовалютой. Там же происходит пересчет и сразу же совершается перевод цифровой валюты на специальный кошелёк. Если пытаются с вашими деньгами куда-то уехать и предлагают зачислить через какое-то время, час/два/через день, то скорее всего это мошенники. Выбирайте сами, какой способ вам удобнее.

- Ваши предположения, какие перспективы ожидают российский бизнес в ближайшее время?

- Поскольку Россия окружили значительным количеством санкций, и часть специалистов технических покинули страну, а часть проектов закрылась, в ближайшее время мне сложно говорить что-то о развитии российского бизнеса. Я бы вернулся к разговору о перспективах после того, как будет подписано мировое соглашение, и весь мир наконец выдохнет. Я надеюсь что это произойдёт уже в ближайшее время, иначе такими темпами мы откатимся в каменный век, хотя бы с точки зрения партнёрства компаний. Мне кажется, что сейчас нужно всем сосредоточиться на поиске альтернативной платёжной системы, чтобы не зависеть в этом вопросе от государства. Криптовалюта может нам существенно в этом помочь. Желаю всем финансового благополучия и счастья.

11
2 комментария

Вычислительные комплексы, работающие на перфокартах стояли работали в Москве до начала 90-х, изучайте историю.

Ответить

Момент бизнеса на кассетах у меня никак не состыковался с моментом компьютеров на перфокартах (блин, не сразу и вспомнил название то). Одно в 90х, другое в 70х максимум. Разброс в 20 лет. Поэтому дальше этого читать даже не стал. Ложь уже в самом начале.

Ответить