«Единороги» в бухгалтерии как легкий путь к бизнес-самоубийству

Статья для предпринимателей и бухгалтеров.

«Нормальный» бухгалтер и бухгалтер «Единорог», кто эти люди и чем они отличаются?

Давайте разбираться, чтобы не убить бизнес в начале своего пути ввиду недопонимания значимости бухгалтера, как фундаментальной кадровой единицы.

Номинальные задачи «нормального» бухгалтера:

Спойлер. Он только это и должен делать.

«Единороги» в бухгалтерии как легкий путь к бизнес-самоубийству
  • Вести первичный учёт — собирать, обрабатывать и хранить счета, акты, договоры и накладные.

  • Вести учет кассовых и безналичных операций, коммуницировать с банками и кредиторами.

  • Формировать и оптимизировать налоговую базу, рассчитывать страховые взносы и платежи, начислять и перечислять налоги, взносы, зарплаты, другие платежи и выплаты.

  • Формировать и сдавать регламентированную отчетность в контролирующие государственные органы – ИФНС, ПФР, росстат, ФСС и др.

  • Быть актуально осведомленным об изменениях законодательства в экономической, налоговой и трудовой сферах, применять эти знания в работе.

По договоренности с руководством при условии небольшой компании, процессов и документации, появляются дополнительные задачи:

  • Рассчитывать зарплату;

  • Начислять больничные, отпуска, компенсации;

  • Составлять платежные ведомости;
  • Контролировать зарплатные выплаты.

«Нормальный» бухгалтер — Человек с профессиональной компетенцией в предметной области, обеспечивающий для бизнеса соблюдение законов, своевременную уплату налогов, сдачу отчетности, отсутствие штрафов и выявление возможных финансовых резервов, что благоприятно влияет на развитие компании.

В обратном случае бухгалтер «перегорает».

Будучи по факту и расчетчиком, и секретарем и менеджером по закупкам и финансовым, если не руководителем, то как минимум, бесплатным корпоративным консультантом, секретарем, делопроизводителем, юристом и еще кем угодно, лишь бы сэкономить на ресурсах.

Порой бухгалтеру «прилетает» даже что-то из серии:

- Ирина Григорьевна, а Вы не могли бы найти нам сотрудника?

- Эмм. Нет, я не HR, я бухгалтер.

Или еще хуже:

- Елена Николаевна, составьте договор о приеме на работу нового сотрудника, шаблон NDA и оцените маржинальную способность этой сметы.

Если Елена Николаевна и сделала все это, то скорее всего, за очень высокую доплату. Иначе, это профессиональное издевательство и мародерство.

Как узнать Бухгалтера Единорога или, что не должен делать «нормальный» бухгалтер в «нормальной» компании:

«Единороги» в бухгалтерии как легкий путь к бизнес-самоубийству

1. Звонить или писать вашим клиентам.

Даже если так быстрее, прямее, доступнее, не должен этого делать бухгалтер. Это дико.

2. Персонально собирать документы с каждого сотрудника.

Это работа секретаря референта, офис-менеджера или делопроизводителя.

3. Заводить контрагентов в учетную систему. Особенно вручную.

Если вы, как предприниматель из 80% российского бизнеса, использующего для учета программные продукты фирмы "1С", то как минимум, эта операция у вас должна быть автоматизирована. Это легко сделать, подключив сервис 1С:Контрагент, который входит в состав сервисов 1С:ИТС, обязательный для всех бизнес-пользователей "1С" версии ПРОФ и КОРП.

4. Проверять надежность контрагентов.

Ни во внешних системах, ни вручную. Эта задача не бухгалтера. Если вопрос об экономической безопасности компании, то это в компетенции службы безопасности. В случае ее отсутствия, опять же, в помощь сервис 1С:ИТС — 1С:Контрагент.

5. Формировать отчетность в одной программе, проверять в другой, а сдавать через третью.

Сервис 1С-Отчетность, также входит в состав 1С:ИТС. Содержит готовые актуальные шаблоны отчетности, помощник, отмечающий ошибки с предложениями по их исправлению, канал связи для сдачи отчетности и получения обратной связи от контролирующих государственных органов.

6. Заводить в систему новые товары, услуги, прописывать характеристики и другие операции по номенклатуре.

Работа с номенклатурой — это зона ответственности менеджера по закупкам, торговым операциям, или, на худой конец, стезя офис-менеджера, но не бухгалтера.

7. Составлять, проверять и корректировать договоры с заказчиками, поставщиками, партнерами или физическими лицами.

8. Проверять и проводить правовую экспертизу документов от контрагентов.

9. Участвовать в судебных процессах, оспаривать решения суда.

10. Планировать ФОТ (фонд оплаты труда), управлять штатными расписаниями, принимать, переводить и увольнять сотрудников.

и еще..

11. Разрабатывать схемы мотивации, грейдирования, стимулирования и т. д.

12. Ежедневно отчитываться руководству о проделанной работе.

13. Учить руководство основам бухгалтерского учета.

14. Консультировать сотрудников по вопросам бухгалтерского учета, не связанным с основной деятельностью компании.

15. Заказывать, отправлять, принимать курьеров и отвечать на звонки общей линии.

Если Вы узнали в этом списке себя или своего бухгалтера, поздравляем!

В вашей компании есть «Единорог».

Тут подборки топ-настроек 1С, которые помогут вам стать "нормальными".

Что плохого в «Единороге»? Только факты и «ничего личного».

1. Он не успевает делать свою основную работу.

2. Совершает ошибки ввиду невнимательности, которая обусловлена излишней многозадачностью.

3. Бизнес получает ущерб в виде штрафов за ошибки, несвоевременную или, еще хуже, некорректную отправку отчетности, уплату налогов или взносов.

4. Первичный учет в хаосе. Вы не можете найти документы, определить их версионность.

5. Тратите время на исправление кассовых разрывов, поиск неучтенных безналичных оплат и поступлений.

6. Трудовая дисциплина ниже допустимой планки. Ваши сотрудники в любой момент могут уйти в "нормальную" компанию. А разбираться, находить и исправлять ошибки придется трудно и, опять же, нужен ресурс (кадровая единица).

Как избавиться от модели «Единорога» без потери бухгалтера?

Все просто.

Используйте специализированный софт и сопутствующие сервисы для бухгалтерского учета на базе программных продуктов "1С". Так делает 80% российского бизнеса.

Это особенно актуально для тех, кто только открыл бизнес или находится на этапе развития компании.

Итак. Ваш пошаговый план действий:

1. Купить лицензионный программный продукт 1С:Бухгалтерия.

Есть всего 3 варианта версии продукта:

Легко выбрать и быстро купить можно тут.

2. Активировать договор 1С:ИТС, чтобы автоматически как минимум:

· Проверять и заводить контрагентов (сервис 1С:Контрагент).

· Обмениваться юридически значимыми документами с заказчиками, поставщиками и банками (сервис 1С:ЭДО).

· Формировать и отправлять отчетность без ошибок в актуальных формах (1С-Отчетность).

· Сверять счета-фактуры с контрагентами.

3. Внести стартовые настройки в «1С:Бухгалтерия»:

· Корректно заполнить базу. Основные константы, характеристики учетной политики; справочники, начальные остатки.

· Подключить и настроить сервисы 1С-Отчетность, 1С:Контрагент, 1С:ЭДО.

· Настроить «Клиент банк», чтобы обмениваться платежными поручениями с банком через интернет.

· Получить помощь в подготовке отчетности по форме 6-НДФЛ, чтобы сразу сделать правильно, а не исправлять 100500 раз.

· Настроить автоматическое архивирование баз.

· Повысить скорость работы 1С:Бухгалтерия 3.0.

· Перенести лицензии и базы данных.

· Настроить автоматические обновления по удобному расписанию.

5. Последний шаг к совершенству - внести функционально расширяющие настройки в «1С:Бухгалтерия»:

· Настроить консоли отчетов.

· Перенести убытки предыдущих периодов.

· Синхронизировать данные между конфигурациями 1С.

· Разграничить пользовательские права доступа.

· Настроить автоматический расчет по кредитам и займам.

· Настроить автоматическую загрузку-выгрузку данных.

Если Ваш бухгалтер делает эти настройки сам, значит вы не даете ему условий, в которых он полноценно может выполнять свои прямые обязанности с надлежащим качеством. Не превращайте бухгалтера в единорога.

Для всего этого есть 1С и программисты по подписке на маркетплейсе Peak IT.

Тут есть быстрый квиз, который помогает определиться с первоначальными настройками 1С:Бухгалтерия.

На заметку.

Компаниям, у которых в штате есть программисты, не владеющие практическими техническими знаниями сертифицированного программиста 1С или бухгалтер стажер, то вполне уместно обратить внимание на соответствующее обучение.

Начать дискуссию