Налогообложение при направлении прибыли на увеличение уставного капитала: взгляд на ситуацию через призму международных

Налогообложение при направлении прибыли на увеличение уставного капитала: взгляд на ситуацию через призму международных

Решением единственного акционера общества — иностранного юридического лица, являющегося резидентом Исламской Республики Иран, нераспределенная прибыль прошлых лет направлена на увеличение уставного капитала общества. Каких-либо выплат в денежной форме от общества его единственному акционеру — иностранному юридическому лицу не производилось.

По мнению налогового органа, тем самым, акционером от общества получены подлежащие налогообложению дивиденды, и одномоментно иностранное юридическое лицо направило их на увеличение уставного капитала общества. Соответственно, как полагал налоговый орган, общество должно было выполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций, урегулированные в ст. 309 НК РФ, и уплатить налог в бюджетную систему.

При этом, как следует из подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций (долей), полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций (долей) акционера (участника) при распределении между акционерами акций (долей) при увеличении уставного капитала акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью) (без изменения доли участия акционера (участника) в этом акционерном обществе (обществе с ограниченной ответственностью).

Соответственно, российская организация, являющаяся единственным акционером другой российской организации и принявшая решение о направлении нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного капитала этой другой российской организации, на основании подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождалась бы от уплаты налога на прибыль организаций.

В статье 309 НК РФ, определяющей порядок налогообложения доходов иностранных организаций (п. 3 ст. 247 НК РФ), аналогичное положение или отсылка к подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ отсутствует.

Применение законодательства и судебное решение

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ со ссылкой на п. 1 ст. 24 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран от 06.03.1998 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал» (о не дискриминации) (далее – Соглашение) указала, что поскольку выгода российской организации — акционера от прироста стоимости капитала акционерного общества в размере, соответствующем увеличению уставного капитала за счет нераспределенной прибыли, не рассматривается законодателем в качестве подлежащего налогообложению дохода, то не имеется оснований подвергать более обременительному налогообложению в рассматриваемой части иностранного акционера, сохранившего капитализацию российской организации. Т.о., иностранное юридическое лицо с учетом п. 1 ст. 24 Соглашения могло применять в рассматриваемой ситуации подп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, а общество не имело соответствующих обязанностей налогового агента (Определение от 15.03.2024 № 305-ЭС23-22721 по делу N А40-243943/2022).

Начать дискуссию