Делать дела. Как навык планирования может изменить жизнь

Каждую неделю стараюсь дать задание клиентам в зависимости от контекста работы: попробовать технику, прочитать статьи/книгу, посмотреть фильм, сходить на определённое мероприятие.

Встречаемся через неделю. Сделал(а) задание? Нет. Спрашиваю — в чём причина? Ответ — забыл(а), не успел(а), отвлекли и т.д. Знакомо? Я думаю, многие сталкиваются с тем, что откладывают важные дела, много отвлекаются и не могут организовать свою жизнь. От этого страдают близкие, сам человек не может продвинуться в какой-то деятельности. Мне кажется, что навык планирования — это один из самых важных навыков, которому нужно научиться в жизни. И научить своих детей.

Есть замечательная книга Дэвид Ален "Getting Things Done. Как разобраться с делами". Она помогает организовать свои дела и повысить эффективность жизни.

Вот несколько важных мыслей из этой книги.

"За двадцать лет практики я пришёл в банальнейшей истине — главная причина стресса заключается в том, что люди неправильно распределяют и обращаются с обязанностями, "дырами", которые навязывают сами себе и которые им приходится выполнять. Без сомнения, те, кто не находится в состоянии стресса постоянно, смогут легче расслабляться, быстрее концентрироваться и работать с большей энергией, как только они научатся распутывать свои "гордиевы узлы"".

Организация обязательств требует выполнения некоторых основных действий и особого поведения:

  • Во-первых, если вы держите обязательства в голове, то сознание уже не может быть кристально чистым. Всё, что вы считаете на данный момент незавершённым, должно быть собрано и упорядочено где-то, но не в голове, в каком-то месте, куда вы будете периодически заглядывать.
  • Во-вторых, вы должны чётко уяснить для себя, в чём состоит ваше обязательство, и что именно вы должны проделать, чтобы продвинуться ближе к результату.
  • В-третьих, когда вы расписали все дела, которые необходимо выполнить, надо расставить на них напоминания.

Упражнение

Распишите на бумаге ваш проект или ситуацию, в которой вы сейчас работаете. Какие позиции вас постоянно раздражают? Что вас отвлекает, а что, напротив, интересует? Это может быть рабочий проект, лежащий на вас в данный момент, или просто ситуация, которую вам необходимо разрулить, и чем скорее, тем лучше. Возможно, вам предстоит путешествие в качестве отпуска, и вам необходимо расквитаться с оставшимися делами. Или же вам в наследство достались 6 миллионов долларов, и вы не знаете, как поступить с наличкой. Без разницы.

Теперь в одном предложении опишите успешный результат, к которому вы стремитесь. Иначе говоря, как всё должно выглядеть, чтоб вы смело могли сказать — "работа окончена". Можно написать что-то просто, вроде "уехать в отпуск на Гавайи", "разрулить ситуацию с заказчиком ХХХ", "Пересмотреть ситуацию в школе у Марии", "Прояснить новую структуру разделения менеджмента". Всё понятно? Супер!

Теперь запишите ваше следующее действие, которое вы собираетесь предпринять, чтобы сделать первый шаг в деле. Вам вообще уже больше нечего делать, но вы застопорились на этом. Что сейчас сделаете? Какой совершите шаг? Может, возьмёте трубку и позвоните? Может, напишите электронное письмо? Сядете за стол, вооружившись ручкой и бумагой, и устроите сам с собой мозговой штурм? Поговорите с супругом, с секретарём, с адвокатом, с начальником? Пойдёте в магазин стройматериалов и купите гвозди? Что?

Ответили на этот вопрос? Двигаемся дальше.

Была ли для вас польза в тех двух минутах размышлений? Если вы выполнили это упражнение, то это уже поможет вам, по крайней мере, расслабиться, сконцентрироваться и наладить усиленный контроль. Вы также получите неплохую мотивацию предпринять что-либо по проблеме, о которой вы до этого едва ли задумывались.

Если вы извлекли из этого упражнения хоть что-то полезное для себя, задумайтесь: что изменилось? Что такого случилось, что создались улучшенные условия для вашей работы? Проблема уже стала материальной, по крайней мере, в физическом мире вещей. На самом деле вы просто получили чёткий вид результата и вашего следующего действия, не более того. Но что это породило? Ответ: размышление. Не так уж много. Но достаточно для того, чтоб определить вашу обязанность и ресурсы, необходимые для её выполнения.

Какие действия ещё можно предпринять?

  • Приучать подростка к ведению ежедневника. Простое научение планированию уже учит распределению сил.
  • Завести календарь в гугл или других платформах. Делегировать подросткам самим помнить о событиях и дополнительных заданиях.
  • Держать на видном месте листочки с важными делами.
  • Записывать необходимые идеи и дела на диктофон и прослушивать.
  • Завести телеграм-канал с заметками или делами (можно общий для семьи).
11
Начать дискуссию