{"id":13508,"url":"\/distributions\/13508\/click?bit=1&hash=84881d55bbad8a9fea0858220d4fa15ea06fdd4fceb0218db01a425f0cc754d2","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u043d\u044f\u0442\u044c \u0440\u043e\u043b\u0438\u043a \u0441 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c\u0438, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0441\u0442\u044b\u0434\u043d\u043e","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Марина Ковалевская

Карманные деньги. Как научить подростка распоряжаться деньгами

Всё больше консультаций с подростками касаются темы денег. Они интересуются, как уже в этом возрасте могут накопить на понравившуюся вещь, как подработать летом, как начать инвестировать. Приходит понимание необходимости повышения финансовой грамотности, чтения книг по развитию финансового мышления.

Как родитель может научить подростка ценить деньги и подходить к этому вопросу зрело

  • Выдавайте деньги осознанно.

Давать маленькую сумму со строгой оговоркой типа "На булочку в столовой!" так же вредно, как и вручать деньги без счёту. В обоих случаях у подростка почти не остаётся шанса самостоятельно прикинуть собственные потребности.

Ключевой смысл карманных денег заключается именно в том, чтобы научить ребёнка распоряжаться финансами — планировать траты, выбирая первоочередные и второстепенные, создавать накопления. Поэтому каждый транш — по крайней мере, в первое время, пока подросток не научится проводить подобные подсчёты самостоятельно, должен сопровождаться словами: "Давай подсчитаем, сколько денег понадобится тебе завтра и на что".

В ходе обсуждения вы с подростком выясните, что карманные деньги включают в себя следующие статьи расходов:

  • Необходимые — это, например, траты на проезд, питание в школе, оплата иных школьных потребностей, от которых не отказаться.
  • Дополнительные — траты на стыке необходимости и удовольствия. Это может быть пирожное в дополнение к школьному супу и второму. Красивая авторучка вместо более дешёвой стандартной. Покупка новой одежды вместо той, что уже не подходит.
  • Сбережения — это тоже крайне важный пункт. На примере сбережений можно объяснить подростку, как достичь мечты и как можно ускорить это достижение, если начать экономить. "Если ты будешь откладывать по 500 рублей ежемесячно, то через полгода сможешь приобрести билет на концерт".

Когда подросток осознает, какие статьи расходов заключены в карманных деньгах, которые вы готовы выдать ему с собой, деньги станут для него прикладным инструментом.

  • Выдавайте карманные деньги раз в неделю или месяц.

Один из лучших способов научить вести бюджет — давать карманные деньги не ежедневно, а еженедельно или даже (в случае подростков) ежемесячно. Естественно, к этому пункту надо переходить уже после того, как вы разобрались в структуре расходов, научившись делить траты на необходимые и дополнительные.

Получив определённую сумму на неделю вперёд, школьник должен будет самостоятельно расставить приоритеты, распределив деньги так, чтобы их хватило на основные потребности: и, скажем, на покупку проездного, и на оплату школьных обедов, и на мелкие радости.

Не нервничайте, если окажется, что подросток потратил бюджет слишком рано. Так случается со многими: дети только учатся обращению с деньгами, поэтому не застрахованы от ошибок. Главное — не добавлять финансов сверх того, что уже было выделено. За пару безденежных дней ничего плохого не произойдёт, зато это станет хорошим уроком.

  • Демонстрируйте ценность денег.

В первое время подростки получают карманные деньги "просто так". Но чем старше становится ребёнок, тем важнее внушать ему мысль: финансирование — это не безусловное право, а скорее возможность, которая во многом зависит от самого ребёнка.

Например, ваш школьник может начинать каждую неделю с нулевым балансом и зарабатывать карманные деньги к выходным. "Заработком" может быть плата за помощь по дому, но только ту, что выходит за рамки стандартных обязанностей. Уборка в своей комнате не оплачивается, но, если ребёнок наведёт порядок на кухне или в ванной, он заработает дополнительные деньги. Другой вариант получения "зарплаты" — доплата за оценки выше оговорённого балла. Или прочтённую и пересказанную книгу. Или помощь с младшими детьми. (Этим не стоит увлекаться. Чтобы не превращать отношения в семье в рыночные.)

Вы можете выбрать любые устраивающие вас с сыном или дочерью варианты дополнительного заработка, установив его размеры и пересматривая в зависимости от старательности выполнения или иных факторов. Всё это научит подростка тому, что деньги зарабатываются трудом и изобретательностью, а уровень оплаты можно обговаривать.

  • Показывайте личный пример.

Личный пример — один из лучших способов научить подростка управлять деньгами. Пусть сын или дочь видят, как вы распределяете зарплату по статьям расходов: оплачиваете коммунальные услуги, выделяете определённую сумму на продукты и одежду. Можно приобщить подростка к планированию семейного отдыха: "Если мы хотим поехать на море летом, нам понадобится каждый месяц откладывать вот такую сумму". Также объясняйте ему механизм покупки дорогих вещей и техники — через кредитование или сбережения.

  • Поощряйте благотворительность.

Часть своих денег подросток может пожертвовать, куда посчитает нужным. Со стороны родителей важно лишь обратить внимание на эту возможность.

Благотворительность помогает воспитать социальную ответственность, а она, в свою очередь, повышает уровень ответственности у подростка в целом. В будущем это позитивно скажется и на отношениях повзрослевшего сына или дочери с деньгами, и на его жизни вообще.

Книги по теме:

  • "Самый богатый человек в Вавилоне" — Джордж Клейсон.
  • "Пёс по имени Мани или азбука денег" — Бодо Шефер.
  • "Богатый папа, бедный папа для подростков" — Роберт Кийосаки.
  • "Финансы для тинейджеров" — Попова Наталья.
  • "Финансовые истории для подростков" — Сергей Биденко и Ирина Золотаревич.
  • "Финансовая грамота для школьников" — Алексей Горяев и Валерий Чумаченко.
0
1 комментарий
lomar

Батя-транжира учит сына копить)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null