Задачи развития подростка

В своей книге «Задачи развития и образование» Роберт Хэвигхерст (1900–1991) выделяет задачи развития в подростковом возрасте, которые он считал главными

Викарное (замещающее) подкрепление – научение путем наблюдения положительных или отрицательных последствий поведения других людей.

Задачи развития (в психосоциальной теории Хэвигхерста) – умения, знания, функции и установки, которые индивид должен приобрести к определенному моменту своей жизни, чтобы эффективно функционировать в роли зрелой личности.

Моделирование – научение путем наблюдений за поведением других людей и подражания ему.

Подкрепление – бывает как положительное, так и отрицательное. К положительным подкреплениям относятся влияния, усиливающие вероятность повторения предшествовавшей им реакции. К отрицательным подкреплениям относятся обратные влияния, которые ведут к прекращению повторения предшествовавшей им реакции.

Самоподкрепление – возникает, когда в процессе научения индивид сам вознаграждает себя за деятельность, которая обладает для него положительной ценностью.

Хэвигхерст поставил перед собой задачу разработать психосоциальную теорию развития в подростковом возрасте на основе одновременного рассмотрения потребностей индивида и социальных требований. Задачи развития состоят в формировании тех качеств, которые необходимы самому индивиду и соответствуют общественным запросам. Это умения, знания, функции и установки, которые индивид должен приобрести к определенному моменту своей жизни в процессе физического созревания, под влиянием социальных ожиданий и с помощью личных усилий. При освоении задач каждого очередного этапа развития наступают адаптация и подготовка к решению более трудных задач в будущем. Результатом решения задач подросткового периода является наступление зрелости. Если индивиду не удалось справиться с этими задачами, то он испытывает тревогу, не получает социального одобрения и не способен функционировать как зрелая личность.

Хэвигхерст считает, что для каждой задачи существует момент, наиболее подходящий для обучения ее решению. Некоторые из задач возникают в связи с биологическими изменениями, другие – в связи с социальными требованиями, предъявляемыми к данному возрасту, или в связи с появлением у индивида в определенное время мотивации заниматься той или иной деятельностью. Кроме того, задачи развития, которые встают перед индивидами, принадлежащими к различным культурам, отличаются друг от друга, поскольку зависят от относительного значения биологических, психологических и культурных элементов, составляющих задачу Одни задачи развития определяются в основном биологическими, другие – преимущественно культурными факторами. Задачи развития, встающие в США перед представителями высшего, среднего и низшего класса, существенно отличаются. В разные моменты жизни юноши и девушки сталкиваются с различными задачами (Klaczynski, 1990).

Хэвигхерст (1972) выделил восемь главных задач развития, которые должны быть решены в подростковом возрасте:

1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом. Одной из характерных особенностей юности является появление в период полового созревания сильной, а зачастую и чрезмерной озабоченности своими физическими данными. Подростку необходимо принять свой физический облик и изменения, происходящие в его организме, а также научиться заботиться о своем теле и эффективно владеть им в таких видах деятельности, как физкультура и спорт, отдых и развлечения, работа и повседневные дела.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Детские интересы и дружба между сверстниками одного пола должны смениться гетеросексуальной дружбой. Чтобы стать взрослым, необходимо научиться искусству общения и поведению в группе.

3. Принятие мужской или женской социально-сексуальной роли. Что означает быть мужчиной? Что означает быть женщиной? Как должен выглядеть мужчина, а как – женщина? Как они должны себя вести? Кем должны стать в жизни? Психосексуальные социальные роли устанавливаются каждой культурой, но в западной культуре мужская и женская роли претерпевают быстрые изменения. Поэтому одним из компонентов процесса созревания подростка является переоценка меняющихся сексуальных ролей своей культуры, принятие одних аспектов своей роли и отказ от других.

4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подросток должен сформировать отношения, основанные на взаимопонимании, привязанности и уважении, но свободные от эмоциональной зависимости. Подростки, восстающие против родителей и других взрослых и вступающие с ними в конфликт, должны научиться лучше понимать самих себя и старших и разбираться в причинах конфликта (Holmbeck, 1996).

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость. Одной из первостепенных задач юности является выбор профессии, подготовка к профессиональной деятельности и достижение экономической независимости, когда юноша или девушка способны самостоятельно обеспечивать себя. Цель этой задачи заключается в том, чтобы выяснить, чего они хотят от жизни.

6. Подготовка к вступлению в брак и семейной жизни. Модели брака и семейной жизни постоянно адаптируются к изменяющимся экономическим, социальным и религиозным требованиям общества. Большинство подростков желает иметь счастливую семью и детей и считает это важной жизненной целью, поэтому в этот период необходимо выработать положительные установки и навыки общения, а также достичь эмоциональной зрелости и понимания семейной жизни, чтобы обеспечить прочность брака.

7. Появление желания нести социальную ответственность и развитие соответствующего поведения. В юности происходит формирование социальной идеологии, которая учитывает общественные ценности; подросток начинает принимать участие во взрослой жизни общества и страны. Подростки должны найти собственное место в обществе, чтобы придать смысл своей жизни (Havighurst, 1972).

8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни, т. е. формирование собственной идеологии. Эта задача включает в себя формирование социально-политической и этической идеологии и принятие и применение в личной жизни осмысленной системы ценностей, моральных норм и идеалов.

Хэвигхерст считает, что многие из современных юношей и девушек не могут достичь идентичности и поэтому страдают от бесцельности и неопределенности своего существования.

Начать дискуссию