Фильм "Парфюмер. История одного убийцы" о поисках своего существования

Интересно, стал бы Жан-Батист Гренуй убивать девушек, если бы в детстве в полной мере получил родительское тепло?

Если бы получил подлинную человеческую любовь?

Кадр из фильма "Парфюмер. История одного убийцы"
Кадр из фильма "Парфюмер. История одного убийцы"

И почему он составлял свой запах (которого нет) именно из женских запахов? Это отсылочка к духовности, нежности и чувственности, что больше преобладает у женщин?

То, чего у него нет совсем. Он гениален, но совершенно не способен на эмоциональную, чувственную связь, не способен сочувствовать, понимать человеческие эмоции и разделять их, что по своей сути и делает нас людьми. Поэтому люди вокруг него, ощущая это, держались на расстоянии.

Он не чувствовал себя человеком

Он не ощущал свое существование

Он искал это?

Убивая, он пытался собрать себя по кусочкам. Забрать чужую жизнь — это слишком интимное и символическое действие в голове маньяка. Забрать не просто жизнь, но и запах. Индивидуальный запах, который не повторяется. Как забрать неповторимую, уникальную человеческую сущность. Он выбирал духовно развитых аристократок, создавая совершенный сосуд из их душ. Сегодня мой коллега сказал (кроме того, что фильм бессмысленный), что Гренуй не был человеком, находясь в теле человека.

Это натолкнуло меня на мысль, что Гренуй, не умея сублимировать свою любовь и восхищение миром (которых он, возможно, не осознавал) естественным, социально приемлемым способом, именно убийствами пытался почувствовать свое присутствие, свое существование — это была его конечная и самая важная, практически священная цель, одержимо добившись которой, он осознал: это всё искусственное.

Когда он распылил свой аромат, люди вокруг прониклись вселенской любовью друг к другу и стали ее проявлять прямо на месте казни Гренуя. Возможно, кто-то увидел в той оргии проявление "эстетического разврата", мне же кажется, что это была самая что ни есть яркая, вульгарная, но очень наглядная метафора проявления иллюзорной любви между людьми (а как ещё это можно было изобразить в тех условиях?). И когда Гренуй шагнул в толпу, она в ответ проявила любовь к нему, разорвав его на куски. В противоположность тому, как когда-то он собирал себя по кусочкам.

И толпа дала ему ту любовь, которую он когда-то дал миру, забирая жизни

Ту любовь, которую он был способен принять

Ту любовь, которую он заслуживал

Кадр из фильма "Парфюмер. История одного убийцы"
Кадр из фильма "Парфюмер. История одного убийцы"

Я думаю, что в тот момент, когда он кинул платок с "совершенным" запахом в толпу, именно тогда он осознал, что восхищаются не им. Что его по-прежнему не существует. И что если он смог обмануть толпу, убедив их в своем совершенстве, то себя он обмануть не смог. В этот момент он вспомнил первую убитую девушку с улицы Марэ, за запахом которой он шел через весь Париж. И впервые за весь фильм он представил, будто целует ее. До этого он не испытывал ничего подобного и не нуждался в близости. Он, неспособный чувствовать, вдруг озарился этим желанием изнутри. У него потекли слёзы. Этот момент и был ключевым в фильме, раскрывающим его основную идею.

Я также думаю, что именно в тот момент он осознал, что такое истинное совершенство. Что такое существование. И что такое чувствовать себя живым.

И после этого осознания, имея возможность околдовать весь мир своим запахом, он осознал, что этот запах не может дать ему самого главного: способность любить и давать любовь.

Этот аромат вызывал лишь кратковременное, искусственное желание физического обладания, не имеющего ничего общего с подлинными глубокими чувствами, испытывать которые он был не способен.

С этими мыслями он вылил на себя целый флакон и позволил толпе себя растерзать.

Кадр из фильма "Парфюмер. История одного убийцы"
Кадр из фильма "Парфюмер. История одного убийцы"

Если у вас есть мысли по этому фильму, поделитесь ими со мной? Мне будет очень полезно и приятно взглянуть на фильм под другим углом :)

2 комментария
1
Ответить

Мне кажеться вы капнули круто и глубоко.
Такие произведения как раз таки наполнены поисками скрытых смыслов.
Я думаю что если опять прейти к аллегории. Показали абсолютно безэмоционального человека. Такого абсолютно разумного и прагматичного.
Хорошо видно что будет с человеком когда у него идёт яркий перекос или в эмоции или в разум( как в данном случае).

1
Ответить