Микроменеджмент: что это и как ему противостоять?

Все мы с вами знаем, что любой руководитель должен контролировать свою команду во благо проекта. Это необходимо для хорошей результативности (соблюдение сроков, выполнение норм и т.п). К сожалению, далеко не каждый управляющий может выполнять эту функцию как подобает: многие просто-напросто начинают контролировать буквально каждый шаг своих подчинённых, что негативно сказывается на их работе в целом.

Микроменеджмент: что это и как ему противостоять?

Эту статью мы хотели бы начать с того, что у некоторых ребят из нашей команды был опыт с тотальным контролем со стороны прежних руководителей. На сегодняшний день этот опыт помогает нам глубже углубиться в понятие «микроменеджмент».

Определение понятия «микроменеджмент»

Микроменеджмент (микроконтроль, микроуправление) — это некая стилистика управления, во время которой руководитель «гасит» какую-либо активность своих подчинённых, превращая их в марионеток, руками которых воплощает свои идеи в жизнь.

Как правило, микроменеджеры подробно объясняют, как выполнить то или иное действие, требуя, чтобы итог был таким, как они хотят. А при попытке узнать о причине таких приказов, вы скорее всего услышите банальную фразу: «я так решил». Как вы можете заметить микроменеджеры не учат, а всего лишь рассказывают.

Тут же происходит такая ситуация: изначально ты пришёл работать как эксперт, но, к сожалению, со временем складывается впечатление, что в работе твоё мнение не учитывается вовсе. Все процессы полностью под контролем руководителя, а ты лишь пешка в его руках.

Хочется отметить, что существуют сферы, где работа с таким управляющим просто невозможна. Так, например, работая дизайнером в студии, ты рискуешь попасть в «рабство» к арт-директору, который в любом проекте будет указывать какой стиль использовать в работе. Здесь ты не сможешь ни подключить свою фантазию, ни раскрыть свой талант. При таких условиях теряется интерес к работе и начинаются сомнения в своих способностях. В итоге, работа затормаживается, а конечный результат получается куда хуже того, что изначально должно было быть.

Полезный микроменеджмент

Хоть микроуправление и имеет негативные ассоциации, иногда оно всё же может оказаться полезным. В качестве примера возьмём пару ситуаций:

1. Есть необходимость в обучении новенького сотрудника. Чтобы как можно лучше донести до него всю важность работы, нужно всё-таки хорошенько проконтролировать его действия. Так он и адаптируется быстрее, и понять все свои обязанности. И, конечно же, желательно постепенно уменьшать напор, позволяя ему раскрыться.

2. Работники, которым неизвестна такая вещь как «самостоятельность». Такие люди постоянно ждут, когда им скажут что они должны делать. И вот вопрос: «Какую пользу в компанию могут принести эти люди?».

Факторы возникновения микроконтроля

На самом деле, существует несколько причин, по которым управляющие становятся настоящими контролёрами. Давайте рассмотрим некоторые из них:

1. Страх оторванности от реальной работы.

Осуществляя свой карьерный рост, любой менеджер может испугаться разрыва его связи с профессиональными рабочими процессами, вследствие повышения должности. Если происходит уменьшение взаимодействия с клиентами, у него возникает чувство оторванности. Желая как-то подавить это, он начинает вмешиваться в «мелкую» работу, которую как раз таки и должны выполнять его подчинённые.

2. Ощущение внутреннего комфорта, работая привычном месте.

Бывают случаи, когда менеджеры побаиваются расставаться с прежней работой. И, чтобы чувствовать себя комфортнее, не беря большой ответственности (крупных задач), они влезают в низкоуровневую работу. Так, не желая наблюдать за тем, как выполняют их старые обязанности, он делают всё сами.

3. Отсутствие уверенности в себе.

Неуверенность в себе и своих способностей «загубила» карьеру многим талантливым людям, и это факт. Она причина многих менеджерских страхов (что своими неправильными действиями команда испортит репутацию компании; что кто-то из команды превзойдёт самого управляющего и так далее).

4. Имеют постоянное желание контролировать всех и вся, доминировать над другими.

Такие люди либо уже когда-то работали на месте своих подчинённых, либо сталкивались с гиперопекой со стороны родителей, либо просто имеют психологические травмы и комплексы. Все эти моменты и делают менеджера микроменеджером.

Существует большая группа менеджеров, у которых отсутствует какое-либо доверие к членам своей команды, и, соответственно, они не делегируют им задачи. Понятное дело, что доверие не может возникнуть за одну секунду, для этого всё-таки нужно время. Разумеется, это нелегко, и, именно по этой причине они чаще всего делают всё сами, упрекая этим своих подчинённых.

Но если вдруг управляющий и его команда работаю на доверительных отношениях — ни о каком микроконтроле не может быть и речи. Он не контролирует, ведь ведётся полностью совместная работа.

Каким образом можно вычислить микроменеджера

Присутствие микроменеджера может выдать сама команда:

1. Команда находится в состоянии демотивировации;

2. Если управляющий по каким-то причинам не на работе (отдых, болезнь), то его сотрудники работают куда результативнее и быстрее.

3. Участники команды постоянно увольняются.

Как противостоять микроконтролю

Для большей понятности, давайте с вами попробуем представить несколько ситуаций, в которых так или иначе фигурирует micromanager, а также разобрать все моменты.

1. «Я нахожусь под управлением микроменеджера».

Как говорилось раннее, микроуправление появляется на почве недоверия. В тот момент, когда ты видишь, что руководитель тебе не доверяет, ты можешь сделать только одно - попробовать Всё, что ты можешь сделать, когда менеджер тебе не доверяет (ну, кроме того, чтобы уволиться) — попытаться заново выйти с ним на коннект. Только на этот раз нужно делать это немного иначе: подходи к делу с полным профессионализмом, стараясь доносить до менеджера информацию о том, что тебе можно доверить ту работу, которую ты должен выполнять как сотрудник компании. Чтобы это осуществить, сделай следующее:

— Попытайся разобраться в том, по какой причине он может быть неуверен в себе. Обнаружив эту причину, постепенно уменьшай её.

— При встрече с управляющим не забывай спрашивать его о том, какие у него есть беспокойства, на чём они основаны.

— Придумай, как можно поступить, чтобы показать менеджеру, что он спокойно может тебе доверять. Желательно, не нужно постоянно говорить об этом прямо (все мы с вами знаем, что микроменеджеры не любят, когда их поучают). Стоит начать с чего-то малого, что тебе точно можно доверить.

— Сделай анализ ваших взаимодействий. Возьми листок бумаги и ручку, начни писать все типы коннекта между тобой и менеджером. Далее, попробуй поделиться с ним своими мыслями о том, как можно оптимизировать ваш коннект, чтобы тратить на это меньше времени, денег и так далее.

— Сделай что-то, после чего он поймёт, что ты можешь работать на результат. Занимайся тем, что у тебя получается лучше всего, и периодически говори о своих успехах руководителю.

— Спрашивайте об обратной связи, а не о разрешении. Бывают случаи, когда своими словами вы сами «просите» менеджеров вас контролировать. Вы спрашиваете позволения сделать что-либо, после чего менеджеру начинает казаться, что вы просто не способны к самостоятельному принятию решений.

— Сделай управление проектами системным, добавь задачи для понятности. Если управляющий сможет видеть весь твой процесс работы, то у него отпадёт любая потребность в контроле над тобой.

2. «Я сам являюсь микроуправляющим»

Многие исследования показывают, что микроуправление является одним из основных факторов ухода сотрудников из компании. Из-за него работники лишаются креативности и инициативности, у них нарастает стресс и полное отсутствие доверия к менеджеру.

Ты хочешь обойти это стороной и уберечь свою команду? Тогда лови пару-тройку наших советов, благодаря которым ты сможешь перестать микроконтролировать своих подчинённых:

— Больше спрашивай и меньше отвечай. Такой подход к сотрудникам помогает им почувствовать себя настоящими членами команды и работы. Отвечать лучше тогда, когда это необходимо. Не стоит навязываться и перетягивать одеяло на себя.

— Не забывай, что ты являешься руководителем, а не испонителем. В твои обязанности входит помощь подчинённым в применении их навыков и знаний, а не твоих. Такова твоя роль, так соответствуй же ей.

— Занимайся делегирование задач, не указывая как их выполнять. Старайся говорить что нужно выполнить, а не каким образом. Члены команды сами должны разобраться в том, как найти правильное решение.

— Уведоми сотрудников о том, что для них «твои двери всегда открыты». Так, они будут знать, что к тебе всегда можно подойти за помощью, когда в этом есть необходимость.

Стоить помнить, что ты управляешь в первую очередь живыми людьми. За деньгами и цифрами стоит целая команда, которая хочет того же, чего и ты. Выходи с ними диалог, образуя партнёрство

3. «Я руководитель микроменджера».

В случае, если ты заметил что кто-то из твоих сотрудников прибегает к тотальному контролю — необходимо незамедлительно что-то с этим делать, дабы минимизировать все негативные последствия, возникающие из-за микроуправления. Не забывай, что чтобы руководить микроуправляющими нужно очень постараться и подходить к работе рационально, не упуская ни одного важного момента.

— Создав в команде приятную дружескую и позитивную рабочую атмосферу, ты внесёшь огромный вклад в работоспособность своих подчинённых. Как только люди почувствуют, что их мнение учитывают, что они важны и нужны компании - микроменеджерам будет некому выносить мозг.

— Дай возможность абсолютно каждому сотруднику раскрыться и показать себя. Так всем будет приятно работать, каждый сможет реализовать себя.

— Проводи прямы встречи со всеми членами команды, на которых они расскажут тебе об атмосфере на работе, об отношении менеджера к ним и т.д. Вопреки тому, что иногда микроконтроль может быть полезен, мы считаем его вредным.

В любом случае, микроменеджер так или иначе своими действиями принесёт урон компании, ведь вся команда словно зомбированная выполняет только приказы управляющего.

Давать какие-либо советы не всегда уместно, однако, хотелось бы сказать, что при наличии микроконтролёра лучше не сидеть сложа руки. Это не доведёт до добра ни тебя, ни компанию.

1818
Начать дискуссию