Зубная паста BIOMED «Шредингера»: одновременно и есть и нет

Сегодня мы поделимся результатом одного любопытнейшего проекта, над которым работали почти шесть месяцев, но результат получился неожиданным. Объясним, в чем наша дилемма (свою версию расскажут все заинтересованные стороны) и будем ждать ваши мнения про этот кейс. Просим диванных экспертов в комменты!

Зубная паста BIOMED «Шредингера»: одновременно и есть и нет

С чего все начиналось

В 2022 году в Университете МИСИС запустили платформу «Прайм-тайм», где студенты выполняют заказы индустриальных партнеров. В результате компании получают решения для внедрения в свои бизнес-процессы, а для студентов это возможность прокачать свои инженерные и предпринимательские навыки в реальных условиях, выйти с продуктом на рынок с перспективой коммерциализации, а также получить поддержку для доработки или помощь с поиском потенциальных заказчиков и инвесторов. Win-win-концепция, но как часто бывает – ожидания сильно отличаются от практики.

Компания SPLAT Global в лице бренда Biomed стала одной из первых компаний-участников этого проекта. Наша социальная ответственность - передавать знания и опыт молодому поколению, плюс мы стремимся стать экопозитивными и большое внимание уделяем экологичности своей продукции – от составов до упаковки. Каждая зубная паста и ополаскиватель Biomed имеют сертификат Vegan/Vegetarian и полностью разлагаются, но от пластиковой упаковки пока никуда не деться.

Пока что у нас просто нет никакой альтернативы упаковки зубной пасты, подлежащей сортировке и переработке именно в России

Текущий формат упаковки представляет собой два слоя полимера и посередине алюминиевый лист. Благодаря алюминию паста дольше сохраняет свои свойства, но именно из-за этой прослойки вся упаковка становится неперерабатываемой. Поэтому мы пришли на платформу МИСИС с заданием – разработать из альтернативных материалов тюбик для зубной пасты, который подлежит сортировке и переработке в РФ.

Образовательные проекты – это инвестиция в будущее и важная часть деятельности SPLAT Global. Вокруг таких проектов создается инновационная среда, в которой развиваются новые технологии и методы обучения. Все это способствуют прогрессу и развитию общества.

Александра Подпоринова, Head of PR SPLAT Global

Как шла работа

Рассказывает Орозбаева Айканыш, заместитель директора Центра исследования больших данных Университета МИСИС и один из организаторов платформы студенческого технологического предпринимательства «Прайм-тайм»:

– Cама платформа была запущена впервые в 2022 году. У нас было 13 заявок, из них экспертизу прошли 6, до финала успешно дошли 4 проекта. Их курировали трекеры со стороны МИСИС и ментор со стороны заказчика. В случае со SPLAT Global – у ребят были два ментора: Анастасия Нидзий, бренд-директор и продюсер, и Светлана Копытина, руководитель направления по экологии и ресурсосбережению SPLAT Global.

Так как это был наш первый поток, то мы набирали на него участников повсюду и проводили семинары, как внутри МИСИС, так и с представителями других университетов. Первая стадия работы платформы начинается с инкубации проектов ранней стадии (идея, концепция или даже просто компетенций и области интересов участников) и работает по модели market pull (задачи «от рынка»). Основная задача данного этапа – получить MVP, или продуктовый концепт, который будет развивать будущие стартапы. Поэтому у нас были довольно «сырые», с точки зрения акселераторов или стартапов, студенты, которые хоть и интересовались проектной деятельностью и выполняли подобные задания по учебе, но никогда ранее не работали самостоятельно.

Поэтому у каждого партнера-заказчика были обязательства, что он предоставляет ментора от бизнеса – человека, который минимум раз в месяц встречается с командой. Он должен сначала сделать установочную встречу: объяснить проблематику и виденье ожидаемого результата, плюс составить совместно с командой проекта и трекерами календарный план, и, хотя бы раз в месяц, корректировать ребят – в правильном ли направлении они движутся. Например, в IT-проектах у каждой задачи достаточно много инструментов, и они находятся в открытом доступе. Поэтому ментор просто в силу опыта может сказать: «Вот это мы не используем, потому что это нам не подходит», – и ребята просто не теряют время на это. Ему необязательно быть каким-то узким специалистом: важно, чтоб ментор ориентировался во внутренних процессах компании, и, если нужно, просто позвонил профильному коллеге (на это уйдет не более 10 минут), подключил к обсуждению, получил какие-то важные комментарии.

Если с заказчиком встречи проходят минимум раз в месяц, то с нами – минимум раз в неделю. Трекинг базируется на специальной программной платформе, а также с каждой командой у нас есть телеграм-чат, где мы видим: что происходит, какие вопросы возникают и на какой стадии работа. В большинстве случаев у студентов пока не сильно развита рефлексия, чтобы самим обзорно оценивать проблемные точки проекта на несколько шагов вперед. Поэтому нужно помочь с этим, плюс психологическая поддержка тоже важна.

Практика показала, что самые стойкие команды — это не собранные кем-то ради проекта, а именно те, которые вместе пришли. Они самые устойчивые и сплоченные и лучше проходят превратности судьбы, идут до конца. Это как на спорт ходить с друзьями, которые подбадривают: «Давай, вставай! Ты нам нужен!» Именно такая команда делала проект для SPLAT Global

Что придумали

Команда, которая взялась за наш проект, называется MADE и состоит из четырех девушек: биотехнолога, менеджера проекта Элеоноры, технолога по синтезу и переработке высокомолекулярных соединений Дарьи, инженера-конструктора, прочниста Амины и специалиста по 3D-моделированию Марины. Также у них был советчик – Сергей, помогавший с маркетингом и менеджментом. Ребята уже работали вместе над учебными проектами и были слаженной командой.

За год проекта ребята детально разработали более 20 вариаций упаковок, ежемесячно презентуя десятки вариантов заказчику. После получения комментариев они отправляли свои идеи на доработку, и цикл повторялся. Сначала команда определилась с выбором материала, затем создала прототипы возможной упаковки.

Рассказывает Зеленова Элеонора, лидер команды MADE:

– Мы привыкли, что в науке уже существует область или сферы компетенций, в рамках которых мы работаем, а если сотрудничаем с производственным заказчиком, то есть четко сформированное ТЗ, и мы разрабатываем или исследуем материал либо конструкцию в соответствии с ним, но тут с нуля нужно было каждый раз выдавать множество версий, причем дорабатывать их от и до. Это было очень интересно, но и напряженно: представлять на каждой встрече по 6, 8, 12 версий разных упаковок. Эти онлайн-встречи нам дали многое, в том числе понимание большой корпоративной структуры.

Наша основная сфера деятельности – разработка имплантатов, протезов, биомедицинских приложений. В своих проектах мы думаем в основном с точки зрения R&D: инновации, качество и стоимость реализации продукта. В данном же случае мы создаем конструкцию под руководством представителей менеджмента и отдела экологии. Поэтому основной сложностью была работа над одним проектом с диаметральных подходов: с инженерной, исследовательской и маркетинговой сторон. Наверное, не хватало среднего звена – переводчика между нашими разными языками. Поэтому, конечно, хоть это и было трудоемко – прорабатывать к каждой неделе множество моделей от и до, а затем менять всё с ног до головы, но это был бесценный опыт, ведь общение с представителями глобальной компании полностью меняет формат работы.

Одним из базовых пунктов в нашей работе над тубой было понимание, как паста будет вести себя в ней. Будет ли происходить деградация пасты, ухудшение ее свойств, проживет ли она с момента производства до момента покупки и начала использования, сколько можно будет ей пользоваться? То есть для нас было принципиально: насколько удобна, комфортна и безопасна в использовании наша упаковка.

В итоге сначала мы выбрали твердый и устойчивый материал – полиэтилен высокой плотности (ПЭВП), который повсеместно перерабатывается во вторичные гранулы, его номер для знака вторичной переработки – «2».

Сейчас уже сложно вспомнить, кто именно придумал упаковку: мы сидели «брейнштормили» и вспомнили, что существовали такие конфеты, когда нажимаешь на кнопку, там сдвигается поршень и – выпадает конфета. Ведь для нас, как для материаловедов и инженеров, было очевидно, что там все просто по механике, и в целом довольно дешево должно выйти. Но, когда мы стали перекладывать эту идею под консистенцию пасты в жидком виде, все стало гораздо сложнее. У нас было варианта четыре этого поршня, но в итоге – внутренний механизм появился благодаря образованию и опыту Амины и Даши. А варианты туб прорабатывали остальные участники команды.

Финал! Или нет?

Итоговым вариантом стала устойчивая вертикальная упаковка из монополимера с поршневым механизмом. Среди ее достоинств – устойчивость, тактильность, экологичность, простота выдавливания и использование до последней капли. Команда разработала внутренний механизм и продумала внешнюю составляющую тубы и сборку деталей.

Однако у такого варианта оказался очень существенный недостаток – механизм занимает практически половину тубы, и внутри мало места для продукта. Плюс производство такой тубы практически в 5 раз дороже текущего варианта. Для зубной пасты в среднем ценовом сегменте – это неприемлемый вариант и недееспособная с точки зрения бизнеса модель.

Когда ребята получили эти замечания, они стали думать – как доработать проект? И уже на DemoDay презентовали устойчивую вертикальную упаковку из ПЭВП с сокращением запертого объема в форме мороженого. Команда даже сделала расчеты себестоимости, но посчитала, что они не столь значимы, пока не утверждены внутреннее наполнение и объем флакона.

Рассказывает Анастасия Нидзий, бренд-директор, продюсер SPLAT Global:

– Последний вариант полностью отвечает поставленной технической задаче и с точки зрения материаловедения решает все вопросы. Но в бизнесе нужно параллельное решение сразу нескольких вопросов: важна себестоимость такого производства, объем конечного продукта, маркетинговое продвижение. Конечно, этот тюбик может быть гораздо больше стандартного по объему или же сама паста будет супернасыщенной и использоваться только в профессиональных стоматологических клиниках – тогда себестоимость упаковки будет более оправданна.

Но важно, чтобы продукт прошел все последующие этапы: финансовую оценку, расчеты, MVP — то есть все необходимые тестирования, чтобы дальше попасть на нужный рынок и найти своего потребителя. Поэтому есть большие сомнения в жизнеспособности идеи с тюбиком-мороженым для зубной пасты.

Вообще, образовательные проекты лежат в ДНК нашей компании и являются постоянной частью стратегии устойчивого развития. Поэтому мы регулярно делимся знанием и опытом как со школьниками, так и со студентами, стартаперами и бизнесменами. И, конечно, это далеко не первый наш опыт сотрудничества с молодежью – прямо сейчас идет второй поток нашего курса Act like a owner globally с ВШБ МГУ и дизайн-проект для бренда BIOMED с молодыми дизайнерами зубных щеток. Поэтому мы отдаем себе отчет, что студенты в силу нехватки опыта и знаний пока не могут выступить на уровне профессионалов.

Но конкретно в этом кейсе мы усвоили важный, хоть и избитый урок – коммуникация – это очень важно! Нам нужно было пообщаться с ребятами на очной встрече, показать им производство и лаборатории, дать потрогать все образцы, в общем общаться плотнее и менее формально.

Поэтому мы подарили нашей команде за их усердие и наработки не только денежный сертификат, но и более ценный подарок – возможность бесплатного обучения на нашем курсе Act like a owner globally, где у нас будет возможность наверстать упущенное.

Быть или не быть? Что делать дальше?

Сейчас проект стоит на перепутье: скоро начинается второй поток платформы студенческого технологического предпринимательства «Прайм-тайм», и под него собирают не только новые задачи от компаний, но и планируют выступить акселератором, подыскивая компании под сложившиеся команды. Поэтому есть 3 пути развития событий – помогайте выбирать:

Поэтому есть 3 пути развития событий – помогайте выбирать:
«Разойтись, как в море корабли»: команде MADE искать нового наставника с помощью акселератора, а SPLAT Global – выйти с тем же заданием на второй поток Проекта.
Использовать предложенный командой MADE прототип и создать продукт под упаковку. Стоимость такого продукта будет значительно выше текущих цен, поэтому это должно быть какое-то уникальное, премиум-решение.
Продолжать сотрудничество SPLAT Global и MADE – дорабатывать идеи команды с учетом новых вводных и с участием специалистов производства, провести с ребятами дополнительное обучение, подключив бренд-команду, продуктовых менеджеров и маркетологов. Тем более что у ребят наконец состоялось очное знакомство, и они нашли множество новых точек соприкосновения в сфере биотехнологий.
22
Начать дискуссию