Как проверить SEO-подрядчика? Чек-лист из 5 признаков ответственности

Решил написать статью, как защититься от таких как я :)

Шучу конечно же. Я стараюсь подходить и к людям и к проектам индивидуально, чтобы было комфортно не только работать, но в общении!

Необходимость проверки SEO-подрядчика может возникнуть в двух случаях. Первый — если вы просто хотите убедиться, что нанятый специалист знает свое дело. Второй — если продвижение не приносит результатов, и вы хотите узнать, а выполняет ли вообще подрядчик свои обязательства.

На самом деле, только прочитав эту статью, вы уже будете иметь представление, хороший ли у вас SEO-подрядчик. Скорее всего, дополнительных проверок не потребуется. В статье рассказываю о 5 главных признаках, указывающих на грамотность работающих над продвижением специалистов.

1. Подрядчик регулярно запрашивает информацию

В начале сотрудничества SEO-подрядчику понадобится от вас много чего, от информации о бизнесе, до доступов к личным кабинетам в сервисах аналитики. Если работы проводятся без запроса от вас множества различных сведений — с нанятыми специалистами что-то явно не в порядке.

Хороший SEO-подрядчик обязательно запросит у вас:

  • Информацию о компании. Расспросит об услугах и товарах, разберется в конкурентных преимуществах, составит портрет целевой аудитории.

Лично я, всегда собираю максимум информации от владельца бизнеса и всегда провожу работы с индивидуальным подходом, в зависимости от тематики и ситуации. Каждая ниша имеет свои особенности, задача сеошника в них разобраться и работать с учётом этих особенностей.

  • Доступ к сервисам аналитики и проверки сайта. «Метрика» и «Вебмастер» от Яндекса, Analytics и Search Console от Google — без этих инструментов говорить о серьезном поисковом продвижении попросту невозможно. В этих сервисах мы увидим много интересного, что нам будет необходимо для планирования стратегии.

На одном из моих проектов был случай, когда органический трафик имел конверсию 3.6%, а трафик с Я.Директа имел лишь 0.56% конверсии, при том, что директолог и его команда были весьма опытные. По таким цифрам можно сделать заключение о корректировке рекламной кампании и изменениях в дальнейшей стратегии продвижения в целом, но это уже отдельная история.

  • Тезисы для написания контента. Как бы хорошо оптимизатор не вник в работу вашей компании, вы все равно будете разбираться в ее услугах и характерных чертах клиентов лучше. Плюс у вашего бренда могут быть определенные ценности и философия. Поэтому подрядчику важно узнать у вас, какой должен быть подход к написанию текстов, формированию карточек товаров.

Особенно это актуально если подрядчик сам занимается On-page SEO. То есть в двух словах - сам делает внутреннюю оптимизацию сайта. Он не только составляет ТЗ и делает рекомендации, но ещё и самостоятельно корректирует тексты, релевантность, ссылки, теги и другие элементы страниц для улучшения видимости в поиске и увеличения трафика.

Этот список можно долго расширять. Чем разнообразнее спектр выполняемых работ, тем чаще подрядчику придется обращаться к вам по тому или иному вопросу. Если он регулярно запрашивает новые сведения или обновленную информацию, это хороший признак.

2. Подрядчик дает рекомендации по улучшению сайта

SEO-оптимизатор не может обойтись без комплексного аудита вашего сайта. Он обязательно сравнит его с конкурентами и выявит, какие уникальные элементы, коммерческие факторы необходимо собрать и внедрить на продвигаемый сайт. А также оценит техническое состояние сайта, особенности ниши, определит стратегию продвижения, ведь опытный специалист видел изнанку множества различных сайтов.

Поэтому он обязательно сможет подсказать, что изменить для повышения конверсии и улучшения поведенческих факторов. Например, специалист может предложить:

  • улучшить юзабилити, поменяв расположение кнопок, скорректировав дизайн, упростив некоторые элементы для удобства сайта или выполнив другие изменения;
  • внедрить новые функции — если у конкурентов есть удачные решения, повышающие эффективность сайта, значит аналог нужен и вам;
  • внести изменения в коммерческие факторы, будь то способы связи или организация доставки.

Конкретные предложения зависят от особенностей проекта. Но если подрядчик действительно грамотный и опытный, ему почти всегда будет, что посоветовать.

3. Подрядчик согласовывает с вами изменения

Одна из важнейших составляющих продвижения с помощью SEO — публикация на сайте новых текстов и другого контента (фотографии, инфографика, видео — зависит от особенностей бизнеса и поставленных задач). Также в процессе работы могут требоваться различные изменения на сайте, например прописывание мета-тегов.

Хороший подрядчик даже не подумает о том, чтобы разместить текст или изменить код страницы без согласования с вами. Исключением являются ситуации, когда вы заранее оговорили, что оптимизатор может делать все, что на его взгляд будет полезным для продвижения.

Обычно же и частные специалисты, и SEO-компании, всегда сначала присылают тексты или план изменений заказчику на одобрение. А уже затем проводят согласованные работы на самом сайте.

4. Подрядчик предоставляет отчеты

Поисковая оптимизация зачастую не дает результат быстро. Поэтому оценить, ведутся ли вообще работы, может быть непросто. Проблема легко решается, если договориться с подрядчиком о предоставлении им регулярных отчетов. Например, раз в месяц, 15-го числа. Такой отчет должен:

  • содержать информацию о выполненных за период работах;
  • содержать сведения о наличии или отсутствии результатов (изменение позиций в выдаче, рост трафика);
  • быть понятным человеку, далекому от SEO — если документ кажется вам каким-то мутным и запутанным, это не очень хороший признак.

Периодичность отчетов может быть любой, но лучше все же запрашивать их не реже раза в месяц — так вам будет лучше понятна реальная динамика.

5. Подрядчик может быстро отчитаться о ведущихся сейчас работах

Один из самых полезных признаков, позволяющий буквально в течение дня проверить порядочность SEO-специалиста или компании. Просто свяжитесь с подрядчиком, и попросите предоставить ответы на ряд вопросов:

  • Какие работы ведутся прямо сейчас?
  • Почему ведутся именно эти работы, а не какие-то другие, почему порядок работ должен быть именно таким?
  • Какие работы будут вестись в ближайшие дни и недели?

Обращать внимание нужно не только на полученные ответы, но и на то, насколько просто или сложно контактировать с подрядчиком. Ответственные специалисты и компании не игнорируют заказчиков и не пропадают со связи. Скорее наоборот — они частенько звонят или пишут, чтобы уточнить недостающую информацию или согласовать очередное изменение.

Чек-лист по быстрой проверке

В заключение приведу список вопросов, на которые вам нужно ответить, чтобы быстро оценить выбранного подрядчика. Нанятый вами специалист:

  • спрашивал про разные аспекты бизнеса?
  • запрашивал доступ к системам аналитики?
  • предлагает улучшения, которые повысят эффективность сайта?
  • предоставляет отчеты о проделанных работах?
  • согласует с вами изменения на сайте?

Нельзя заявить, что данный чек-лист обезопасит вас на 100% от недобросовестных подрядчиков. Но если на все вопросы, ответ - «да», значит скорее всего, подрядчик как минимум хороший специалист, который действительно поможет продвинуть сайт и увеличить доходность бизнеса.

22
3 комментария

А сколько времени нужно для появления первых результатов или понимания, что ждать их с текущим подрядчиком бесполезно?)

1
Ответить

Хороший вопрос! По белому SEO, если на 3-ий месяц не видно результатов вообще, в том числе заметны задержки по плану работ, внедрениям - стоит бить тревогу. Я всегда рекомендую смотреть именно на человека и его качества, адекватность общения и т.д. Безусловно, бывают форс-мажоры и проблемы, но даже в таких ситуациях специалист найдёт выход, даже если придется работать месяц-два бесплатно.

По принципу "смотреть на человека" я выбираю заказчиков. Работаю далеко не со всеми. Если удаётся определить на берегу не очень адекватного человека, то это позволяет избежать серьезных проблем.

Ответить