Если мы строим корабль, то он поплывет, если мы строим самолет, он соответственно полетит, а если мы соберем людей в две группы и поделим их на охранников и заключенных, то сразу вспомним, что начнет происходить между этими группами. Конечно, структура все-таки задает, а иногда даже очень сильно, некоторую логику поведения людей. Некоторое время назад я проходил обучение на корпоративного антрополога в школе Марка Кукушкина, и я там отлично видел, как зонирование офисного пространства - этой жесткой материальной структуры, создает организационную культуру и специфику отношений внутри компании. В общем, когда мы строим любую иерархическую структуру, то неизбежно сталкиваемся с типичными «болезнями», свойственными иерархиям, и с этим довольно сложно что-то сделать. Конечно, современные направления менеджмента и отдельные подходы в управлении постепенно улучшают ситуацию, я знаю команды в больших корпорациях, где люди отзываются, что у них все очень человечно и классно, но это скорее исключения. Однако в компаниях, работающих по Клиентократии – ситуация обратная, абсолютное большинство сотрудников таких компаний говорят, что они работают в отличных условиях. Это достигается многими шагами, один из которых - отсутствие начальников. Вектор деятельности задается клиентом и клиентскими метриками, поэтому многие «болезни», связанные с классической иерархией, где есть начальник и подчиненный, а значит есть кто-то, кто говорит другому, что нужно делать, и, тем самым, лишает субъектности такого человека, в Клиентократии отсутствуют.