Поляризация мира. Фрагментированный интернет

Интернет стал главной объединяющей силой в 20 веке для человечества. Глобальная сеть, как привыкли мы ее называть. А после становления социальных сетей, мессенджеров и миллионов развлекательных и рабочих сервисов, которые нас объединяют - ощущение соединенности со всем миром можно буквально почувствовать.

Мой телеграм-канал про тренды: https://t.me/trendriven

Обсуждаем уроки испанской гитары в комментариях на Youtube с жителями Андалусии, посещаем рабочую видеоконференцию с участниками из пяти стран, переписываемся с друзьями из Австралии.

Справедливо представить, что мы близки и доступны друг для друга более, чем когда-либо. Иронично, что реальное положение дел не отменяет нашей глобальности и соединенности, но выглядит принципиально иначе. Два ключевых фактора, которые важно осознавать:

Первое. Технически, интернет- совсем не единое пространство.

Многие знают, что в Китае существует концепция "золотой щит", файерволл, который создает на 90% локальный интернет, существующий для определённой группы людей - граждан КНР.

Важно, что у большинства жителей Китая нет потребности в использовать "весь остальной интернет". На каждый западный продукт в Китае есть аналог и часто не один.

То есть для жителей КНР, глобальная сеть - это интернет, доступный внутри известной и знакомой эко-системы. Отсюда невысокое использование VPN - им пользуются предприниматели, студенты и учёные, те, кто регулярно коммуницирует с людьми за пределами Китая. Для остальных это не так актуально.

Поляризация мира. Фрагментированный интернет

По словам эксперта по кибербезопасности из Оксфорда Эмили Тейлор, помимо серьезного разделения между США и Китаем, фрагментация интернета происходит во многих странах. Глобальное европейское регулирование защиты данных (GDPR) привело к тому, что некоторые компании отреагировали импульсивно и заблокировали свои сайты для европейских посетителей. Другие юрисдикции следуют этому примеру и рассматривают законы о локализации данных. «В конечном итоге вы столкнетесь со сквозными национальными и региональными законами, которые выходят за пределы их границ, что усложняет соблюдение компаниями», - предупреждает Тейлор. «Интернет-проекты свыкнутся с ограничениями и сконцентрируются на том, что они делают, и аудитории, которую они могут охватить».

Куда меньше людей знает, что в целом ряде государств, к которым, несомненно, относится Россия, интернет гибридный - часть ключевых сервисов - локальная, часть международная. К части международного интернета закрыт доступ, например в сервису LinkedIn и целому ряду других.

Локальная часть сильна. Так корпорациям Yandex, Сбербанк и Mail.ru group принадлежат наиболее востребованные социальные сети, поиск и мессенджеры, шопинг, банкинг, имейл, такси и доставка еды, платёжные системы, маркетинговые инструменты для бизнеса.

Так, что бизнес, что пользователь, не заинтересованный в международной части интернета, можно быть почти полностью или полностью закрывать потребности при помощи локальных сервисов.

Обособленность не заканчивается на сильных локальных разработках и блокировке ряда иностранных сайтов.

Правительство работает над переносом дата-центров иностранных корпораций в РФ и разработкой собственной версии локального интернета.

Так, постепенно заменяя и блокируя иностранные ресурсы, перенося остатки корпораций физически на свою территорию и создавая закрытую эко-систему - подобный сценарий может привести к почти полной или полной изоляции.

Даже если бизнес в размере 3-7% населения продолжит работать на международных рынках и использовать иностранные продукты - большинству населения уже мало что нужно, кроме Instagram и YouTube.

Таких стран как Россия не мало. Не у всех есть сильные локальные продукты, однако множество стран реализует программу частичного ограничения и управления доступом в интернете.

Например, запрет Тик Тока на территории Индии и Гонконга:

Поляризация мира. Фрагментированный интернет

Причины и выгодоприобретателей таких решений мы касаться не будем, нас интересует то, как это скажется на нашем будущем и повлияет на среду. А вот изменения в среде отлично мотивируют меняться нас самих.

Второе - Опыт индивидуален

Не смотря на возможность контактировать чуть ли ни с каждым вторым жителем планеты - в действительности мы сильно привязаны к своему окружению, персональной интернет среде.

Задумайтесь только, более 2 млрд людей пользуется одним приложением - Facebook.

Пожалуй, это впечатляющий результат для одного продукта. Однако мы не пользуемся одним и тем же приложением.

Во первых даже технически у нас разные версии приложения. Корпорации типа facebook обычно одновременно тестируют множество разных версий на разных группах пользователей - от пары десятков до миллионов. Это удобный способ тестировать функционал, интерфейс и собирать данные о поведении людей. При чем большинство людей не знают об этом, исключение составляют лишь те, кто сознательно вступил в группу бета-тестирования.

Различия могут быть не фантастическими - небольшие изменения в интерфейсе, иная логика подачи контента, разные форматы уведомлений. С точки зрения пользователя главное и заметное отличие - это то, что он видит в качестве контента.

В 2016-2018 годах Фейсбук наращивал видео-инвентарь для монетизации и яростно подсовывал видео в ленты обо всем подряд. Многие из моих коллег и знакомых тогда заметили явный фокус на появление в ленте “смешных видео”, популярных на Youtube пять-десять лет до этого.

Позднее, в 2019 году, объем видео наоборот сократился, о чем признался Марк в разговоре с Харари, мотивировав сокращение видео тем, что это делает людей несчастными. Идея, что люди чувствуют себя лучше в Facebook, когда общаются с друзьями, ежели когда они “залипают” на просмотр односортных роликов, кажется интуитивно очевидной. Тем не менее, потребовалось немало лет, чтобы это осознать. Лучше поздно, чем никогда.

Также Facebook, как и ряд других популярных продуктов, сознательно ограничивает доступ к определенному контенту для жителей определенных стран, а возможно и по иным параметрам.

Такая кастомизация контента и управление внимание - безумно важна для технологических корпораций. Для многих из них - длительность внимания пользователей - одна из ключевых метрик успешности.

Так, просмотры Youtube на 70% формируются за счёт рекомендаций в ленте.

То есть для двух миллиардов зрителей основной инструмент навигации - сугубо персональный.

Эта тенденция нарастает - абсолютное большинство крупнейших цифровых продуктов стремятся к персонализации опыта и взаимодействия со своими клиентами или аудиторией.

Даже привычные продукты, которые часто отличаются только контентом пользователя, например Google Calendar или Trello, дают большие возможности для кастомизации.

Так, мы взаимодействуем не с глобальной сетью информации, данных и продуктов, выбирая, словно мы находимся на рынке или в супермаркете. Скорее мы смотрим сквозь некий изменитель перспективы, за которым находится тот вид интернета, который государство и бизнес сформировали как наиболее оптимальный для нас. А мы, следом, отфильтровали то, что нам интересно.

Это очень важный факт. Персонализация это тот способ, благодаря которому мы формируем границы “своего интернета”.

Исходя из наших интересов и взглядов,фокусируемся на том, что нас привлекает. Отписываясь и ограничивая контент, предложения о дружбе, уведомления, которые не соответствуют нашим желаниям и ожиданиям. Такую модель поведения описывает термин Filter bubble - https://en.wikipedia.org/wiki/Filter_bubble.

Любопытно, что о проблеме сигнализируют давно, так в статье от 2011 года рефлексия на тему подписок и алгоритмов -The Trouble With the Echo Chamber Online

“If you want to test your own views on personalization, you could try a party trick Mr. Pariser demonstrated earlier this year during a talk at the TED conference: ask some friends to simultaneously search Google for a controversial term like gun control or abortion. Then compare results.”

Например, в моем интернете почти нет политики. Я не только не читаю и не смотрю об этом, но и ответственно отписываюсь в соц сетях от тех людей, кто интенсивно обсуждает и транслирует происходящее на политической арене.

Мы абстрагируемся от того, что не вписывается в нашу картину мира.

И идея единого сообщества превратилась на практике в массу “образов” интернета, сознательно ограниченного или измененного, в котором мы фильтруем или блокируем все то, что нам не по вкусу, объединяясь в еще более радикально и категорически настроенные группы.

Кто-то не нравится? В пару кликов вы никогда больше не увидите этого человека никогда в этой соц сети. Нам больше не нужно принимать идею общности, понимать друг друга и договариваться. Мы можем легко выстроить стену, внутри невидимой стены и верить, что мы вместе со всем миром.

Так что не смотря на глобальность и соединенность, мы идет к фрагментированному и цензурированному интернету, в котором опыт преломляется о технические границы, алгоритмы и персонализацию.

Начать дискуссию