Цифровой мир быстро перерос из ситуативного и локального - в повсеместный, соединенный.

Такой быстрый рост предполагает, что нюансы адаптации могли остаться за бортом.

Так, в интернете и подключенных к нему устройствах у нас есть регулирование, условия использования, поставщики контента, доступы и каналы передачи данных. Огромная система, схожая с государством. Система, создавшая умные приложения, связь с близкими через социальные сети и бесконечные библиотеки контента. Эти вещи стали в нашей жизни появляться чаще, чем еда или прогулка.

Однако, что до сих пор остается неучтенным - это моральная сторона вопроса.

Представим, что вы ресторане, обычный будний день и скажем выпиваете виски. Случись вам увлечься,и продолжай вы заказывать одну за одной, так, что уже будет трудно стоять на ногах и в какой-то момент вас перестанут обслуживать. В зависимости от места, время, через которое вам закроют счёт и вежливо попросят отправляться домой будет разным. Но в большинстве заведений это произойдет. А в крупных, известных и популярных ресторанах это вообще может случиться быстро. Возможно даже оказаться в списке нежелательных посетителей. Мало радости.

Почему так происходит?

Мы знает, что чрезмерное употребление алкоголя вредно. Оно плохо действует на организм и на мозг. Также мы знаем, что человек, который выпил лишнего - можно действовать неосмотрительно и причинить вред или неудобства окружающим. И раз это так, даже если на законодательном уровне не ограничено количество алкоголя, которое можно употребить - в приличных местах есть понятные нормы употребления и поведения.

Даже если кто-то перебрал в ресторане и слегка шумит - вряд ли это покажется вам чем-то правильным и естественным. Возможно, такое поведение вызовет осуждение у посетителей.

Любопытно, что мы уже точно знаем, что существует зависимость от социальных сетей, и что сотни миллионов людей чувствуют себя эмоционально слабее, когда проводят в соц сетях больше времени.

Чрезмерное потребление Социальных сетей вредно для организма, психики и физического здоровья. Следствие - психические и физические заболевания. И они определенно влияют на окружающих и близких заболевшего, создавая отрицательную петлю обратной связи.

И социальные сети, видеостриминги и развлекательные приложения - огромные, публичные компании. Ответственность за алкогольную зависимость можно распределить по тысячам производителей, многовековой культуре и сотням миллионов ритейлеров. Но доминирующую долю в потреблении интернета (равно как и долю среди зависимых от онлайна) составляют пара десятков компаний.

Можно заметить, что принимаются меры. В Youtube появилась функция паузы. В iPhone видно время потраченное на смартфон в динамике и можно установить напоминания.

В 2019 Марк Цукерберг гордо и регулярно заявлял в интервью, что они “пожертвовали” парой сотней миллионов просмотров, чтобы дать людям больше времени коммуницировать в Facebook друг с другом. То, что проводящие больше времени за веселыми видео чувствовали себя более несчастными, Марк тоже упомянул, но коротко.

Думаю для Facebook такая “жертва” это как если вы один раз за год пропустите обед.

В одном из таких интервью рассматривалась модель будущего фейсбука, который, скажем, после 15-минут в соц сети за перепиской с другой - порекомендует сходить встретиться с этим самым другом в реальном мире, а затем.. Выключается.

Однако пока мы не видим предпосылок к подобному функционалу. Компании наперегонки воюют за внимание пользователей, не обременяя себя вопросом о том, как такая битва сказывается на людях.

Несколько лет назад Нир Эйяль написал “Hooked” раскрыв, как крупные технологические компании используют особенности психики, искусственно формируя привычки у пользователей:

Увидел что-то интересное? Фотографируй и выкладывай. Потрать чуть-чуть больше времени, сделай фильтр и напиши пару строк. Сложно не будет, но это же уже полноценный вклад, верно? Выложил? Отлично, жди лайков. Проверяй, отвечай на комментарии. На те, на которые не можешь ответить - просто нажми сердечко.

Кстати, раз ты снова тут - посмотри, что происходит у твоих друзей. У них тоже много, очень много интересного…

Использование принципов этики в цифровом мире находится на ранней стадии. Однако появляется все больше сигналов, подтверждающих потребность. Сейчас, одним из евангелистов цифровой этики выступает Тристан Харрис:

Тристан Харрис - президент и соучредитель Центра гуманных технологий. Ранее он работал специалистом по этике дизайна в Google, где изучал этику человеческого убеждения.

Тристан Харрис, которого журнал The Atlantic назвал «совестью силиконовой долины», проработал три года в качестве специалиста по этике дизайна Google, разрабатывая концепцию того, как технологии должны «этично» управлять мыслями и действиями миллиардов людей. люди с экранов. В настоящее время он является соучредителем и президентом [Центра гуманных технологий] (https://humanetech.com/), чья миссия состоит в том, чтобы обратить вспять «деградацию человечества» и заново согласовать технологии с человечеством. Кроме того, он является соведущим подкаста [Your Undivided Attention] Центра гуманных технологий (https://humanetech.com/podcast/) с соучредителем Азой Раскин.

В то же время, один из основателей Facebook ратует за контроль над влиянием платформы на людей.

Что делать компании, с т.з. Цифровой этики:

  • Проверять публикуемую информацию
  • Не вводить пользователей в заблуждение. Например создавая кнопку на сайте” получить доступ к материалам” , который ведет не к доступу, а сложной анкете, которая спроектирована так, чтобы пользователь видел только текущий вопрос.
  • Dark patterns - способы запутать пользователя, не позволяя выйти за рамки системы.
  • Не давить информационно. Одна из моделей допродажи, особенно в бизнесе, связанном с консалтингом и торговле знаниями - сложнейшие воронки, использующие целые системы напоминаний - звонки, сообщения в мессенджеры со спец условиями, email рассылки по категориям и так далее - все, чтобы закрыть сделку. Проведя аналогию с оффлайном, подобного продавца мы сразу запишем в категорию “назойливых и агрессивных”, скорее рисуя образ торговца на рынке, ежели сотрудника уважаемой компании. Однако в интернете мы позволяем с собой такое отношения. В Шоу Джимми Kimmel во время карантина коронавируса показал, сколько писем написали ему компании, по теме covid-19. Однообразные, бесполезные и длинные письма, которые крадут время, не предлагая никакой ценности взамен. Думаете, что это все нужно людям? Проведите пару исследований, узнайте, что они об этом думают. Не формируйте ложный образ. Отдельно Джимми отметил пример Макдональдс. Тема письма про COVID-19, от Макдональдс звучала так - ваше здоровье, это наш приоритет. Что уж, неожиданно, однако.

Что вынести для себя?

  • Как я понимаю объем времени в цифровом мире? Сколько времени я могу провести, не вспоминая о смартфоне или инстаграм? Как смартфон и онлайн развлечения влияют на мои взаимоотношения? Как я себя чувствую после 2-х часов на youtube ночью?
  • Насколько коммуникация нашей компании этична? Не вводим ли мы в заблуждение и не создаем экстренное давление на потребителей? Как мы показываем нашу ответственность в вопросах этики, так, чтобы потребители, клиенты и сотрудники могли узнать об этом?

Доп материалы, из опубликованного ранее:

Ваши цифровые следы становятся вами.

Исторически мы предполагали, что люди лучше анализируют и удостоверяют личность, чем компьютеры. Однако технологии в последнее время стали лучше, чем люди. По определению необходимо, чтобы нормативные документы были в курсе этих результатов и позволяли компьютерам выполнять эти задачи вместо людей. Цифровая идентификация - очень интересная тенденция для наблюдения. Вы бы предпочли, чтобы он был децентрализованным или централизованным? Риски централизованного подхода связаны с дебатами о защите данных и рисках мошенничества ».

Beyond:

Цифровая идентификация - это анализ профилей в соц сетях, на сайтах, история высказываний, действий и покупок в интернете. Вначале проверки соцсетей стали важны в личных вопросах. Например, изучить привычки и интересы человека перед первым свиданием. Вторая волна - работодатели. Когда стало очевидно, что порой соцсети дают лучшее представление о человеке , чем резюме. Следующим этапом стали банки - скоринг социальных профилей для решения о выдаче кредита также показал свою эффективность. К чему это приводит нас? К осознанию, что цифровая проверка - имеет большие шансы стать повсеместной. Причем не обязательно представлять футуристичный онлайн рейтинг людей, вроде того, что сейчас внедряют в Китае.

В ближайшей декаде, наверняка нас ждут эксперименты с системной привязкой цифрового следа к возможности получить ипотеку или вид на жительство. Все это слегка волнительно и озадачивает, но я предлагаю подумать о следующем:

Как я представлен в социальных медиа? Какие выводы можно сделать на основе моего контента? Как мы используем цифровую идентификацию в рекрутинге? При поиске и валидации клиентов?

11
Начать дискуссию