Новые федеральные стандарты бухучета
2022 год принес много новых изменений. Сегодня я хочу рассказать о стандартах бухгалтерского учета, которые необходимо обязательно применять с 2022 года.
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Если раньше вы считали аренду за услугу и просто начисляли по ней расходы и оплату, то теперь появилось понятие — «объект учета аренды”, который вам нужно будет ставить на баланс по дебету субсчета 01 »Право пользования активом”. Это нужно будет делать всем предприятиям и организациям, чей срок аренды будет более 1 года.
“Право пользования активом” рассчитывается, исходя из суммы дисконтированных арендных платежей, предполагаемых к уплате в ближайшие годы. Одновременно с этим мы учитываем в балансе и обязательство по аренде. По начислению списываем суммы актива и обязательства по аренде и отдельно проценты, полученные в результате дисконтирования. Оплата не меняется.
Например, объект аренды — 10 000 рублей в месяц. Оплата по условиям договора. Умножаем 10 000 на 36 месяцев (3 года) и дисконтируем по ставке 10% (360 000/(1+10%) ^3=270 473)
Учет: Дт Счет 01 субчсет “Право пользования арендой” — 270 473 рубля
Кт Счет 76 субсчет “Арендные обязательства” — 270 473 рубля
Списываем за год — 120 000 рублей, в том числе проценты (360 000 — 270 473= 89 527, за год 29 842 рубля).
ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
К затратам при признании капитальных вложений добавили обязательства по будущему демонтажу имущества и восстановлению окружающей среды. Демонтаж нужно будет закладывать уже при первоначальном признании и рассчитывать по формуле дисконтирования. Поскольку будущий демонтаж произойдет через некоторое время. Кроме того, необходимо ежегодно проводить тестирование на обесценение капитальных вложений на основе МСФО (IAS) 36.
Что такое дисконтирование?
Дисконтирование — это приведение будущей стоимости денег к сегодняшнему дню. То есть, например, 1 000 000 рублей, который мы должны получить через год, приведенный к сегодняшнему дню.
Считается по формуле:
PV =FV/(1+r) ^n,
- PV — present value — текущие платежи,
- FV — future value — будущие платежи,
- r — ставка дисконтирования,
- n — период дисконтирования.
Ставку дисконтирования можно брать на основе таких показателей как процент инфляции по стране, стоимости капитала фирмы или ставки рефинансирования ЦБ
Приводим по формуле к сегодняшнему дню наши будущие поступления в 1 000 000 рублей.
ФСБУ 6/2020 «Основные средства»
В новом стандарте появилось понятие “инвестиционная недвижимость”. Это - недвижимость, предназначенная для сдачи в аренду или для получения дохода от прироста ее стоимости.
Лимит стоимости основного средства с нового года компания может устанавливать самостоятельно.
Изменения произошли и в методах начисления амортизации. До сегодняшнего дня, их было 4: линейный, метод уменьшаемого остатка, метод суммы чисел лет, производственный способ. С 2022 года, рассчитать амортизацию по сумме чисел лет мы не сможем. При этом амортизацию на вновь введенный объект основного средства нужно будет начислять со дня постановки его на баланс, а не с 1 числа месяца, следующего за датой его ввода в эксплуатацию.
Также при постановке основного средства на учет, обязательно нужно будет устанавливать ликвидационную стоимость. Ее определяют специалисты, способные оценить стоимость ликвидации оборудования в конце срока его полезного использования (главные механики, инженеры и др.).
По мере изменения справедливой стоимости основных средств, допускается проводить их переоценку не чаще 1 раза в год. Ежегодно нужно будет тестировать на обесценение основные средства на основе МСФО (IAS) 36.
ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
Ряд изменений в документооборот введен следующим новым федеральным стандартом. Теперь в документе нужно указывать дату операции, если она отличается от даты документа. Можно будет официально оформлять один документ на несколько операций.
При исправлении ошибки в бумажном документе нужно после зачеркивания неправильной суммы и внесения правильной, поставить “Исправлено”, подпись ответственного лица, его должность и ФИО. Исправления в документ вносит только тот сотрудник, который его составил. Если он уволился, составляем бухгалтерскую справку с указанием в ней другого сотрудника.
Порядок хранения документов предполагает, что подлинники документов нужно хранить и в бумажном и в электронном виде, то есть в том формате, в котором они были составлены изначально. Вид документа менять нельзя.
Введены 2 понятия - “первичный документ” (бухгалтерские формы отчетности, например, авансовый отчет) и “оправдательный документ” (договоры, чеки, квитанция об оплате, судебный акт, торговый товарный счет).
Мои соцсети: