О рентабельности
В бизнесе главная цель - заработать прибыль. Получаем мы ее, удовлетворяя какую - то потребность общества в товарах или услугах. Чем больше прибыли, тем лучше бизнес. Прописные истины казалось бы. Но обычно как мы считаем прибыль? В прошлом году прибыль составляла 500 000 рублей, в этом году мы заработали 1 000 000 рублей. Круто! Наша прибыль выросла в 2 раза!
На самом деле все не так просто. А сколько мы потратили, заработав прибыль в два раза больше? Насколько эффективно мы использовали свои ресурсы? Здесь как раз и помогут показатели рентабельности.
Их можно разделить на 4 группы:
- рентабельность активов (экономическая рентабельность),
- рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность),
- рентабельность продаж,
- рентабельность деятельности.
Экономическая рентабельность - это показатель в числителе, которого стоит любой вид прибыли (валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль), в знаменателе - активы. Определяет сколько к примеру чистой прибыли приходится на рубль активов. Чем выше значение, тем более эффективно мы используем наши активы.
Сравниваем с уровнем прошлого года, плановыми данными, с показателями конкурентов, среднеотраслевыми значениями.
Рентабельность собственного капитала считаем как отношение разных видов прибыли к собственному капиталу.
Рентабельность продаж считаем как отношение разных видов прибыли к выручке. То есть определяем сколько процентов чистой прибыли относится к выручке.
Рентабельность деятельности рассчитывается как отношение чистой прибыли к расходам.
Мои соц.сети