Как вернуть деньги за авиабилет при вынужденном отказе от перелета

Как вернуть деньги за авиабилет при вынужденном отказе от перелета

Представим ситуацию: вылет не состоялся, нужно вернуть деньги за билет, а авиакомпания проявляет чудеса изворотливости и завидный креатив по отговоркам либо вообще не идет на контакт. Смириться с этим? Зачем, если можно не только вернуть средства за купленный авиабилет, но и получить неплохую компенсацию.

Понятие вынужденного возврата авиабилета

В случае вынужденного отказа от перелета в обязанности авиаперевозчика входит возврат потребителю всей суммы неиспользованного билета, даже если им был выбран невозвратный тариф (пункт 116 «Правил формирования и применения тарифов…», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2008 № 155 и пункт 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ).

Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов…», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, определяют основания, которые позволяют признать возврат билета на авиатранспортное сообщение вынужденным. К ним относятся:

  • болезнь пассажира или его попутчика (член семьи или ближайший родственник) ;
  • смерть члена семьи, близкого родственника;
  • действия или бездействие перевозчика, из-за чего услуга не была оказана или её оказали не полностью: был задержан вылет, изменен маршрут, пассажиру не предоставили его место и пр.

Простая арифметика

Федеральный закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» дает потребителю право вернуть денежные средства за билет, а также получить неустойку, компенсацию за причиненный ему моральный вред и покрыть расходы на юристов.

Другими словами, закон позволяет вернуть стоимость билета минимум в трехкратном размере.

Проведем расчеты:

  1. Человек приобрел авиабилет за 10 000 рублей.
  2. Если деньги за него не вернули в срок, то ежедневно начисляется неустойка, ее размер — 3% от стоимости билета. В среднем просрочка составляет 2−3 месяца. Вычислим для примера неустойку за 2 месяца: 10 000 * 2% * 90 дней = 18 000 рублей. Но так как максимальный размер неустойки не может превышать цену билета по договору, то в данном случае можно получить 10 000 рублей.
  3. Рассчитаем штраф за нарушенные потребительские права (половина от суммы взыскания) : 10 000 рублей за билет + 10 000 рублей неустойки делим пополам, получаем еще 10 000 рублей.
  4. Моральный вред обычно составляет от 3000 до 7000 рублей. Возьмем для рассматриваемого примера сумму в 5000 рублей.

Если вы были вынуждены отказаться от перелета, а авиакомпания не собирается возвращать вам деньги, юристы «Право24» оформят все необходимые документы, такие как:

  • заявления в полицию и Роспотребнадзор;
  • досудебная претензию на возврат денег к авиаоператору;
  • исковое заявление в суд о взыскании денег.

Юристы компании сделают все за вас, потребуется лишь согласие на предоставление интересов и реквизиты для получения средств от авиакомпании в добровольном порядке или по исполнительному производству через приставов.

Как оформить возврат авиабилета

Попробовать вернуть деньги за билет можно и самостоятельно. Алгоритм такой:

  1. Сначала авиакомпанию уведомляют о том, что потребитель не может выполнить перелет. Сообщить об этом можно по телефону, электронной почте или лично представителю компании, главное — успеть до того, как завершится регистрация на рейс.
  2. Следующий шаг — собрать и предоставить документы. Если это вынужденный отказ из-за болезни или травмы, то нужно медицинское подтверждение, в котором должно быть отражено противопоказание к перелету. Если причиной отказа стала смерть кого-либо из ближайшего окружения, то потребуется свидетельство о смерти и подтверждающие родство документы. В случае невыезда по вине перевозчика нужны подтверждающие данные от авиакомпании: соответствующее информационное оповещение (сообщение на телефон или письмо на email) , сведения на официальном сайте авиаоператора, справка об отмене рейса, отказ от регистрации в аэропорту и пр.
  3. Далее пишется заявление на возврат денег. Отправить его можно на email авиакомпании, но лучше подстраховаться и представить заказным письмом по официальному почтовому адресу и с уведомлением о вручении.

В соответствии со статьей 127.1 Воздушного кодекса РФ срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его получения. Кроме этого, авиакомпания обязана уведомить заявителя о принятом решении.

Юридическая помощь в возврате средств за авиабилеты

Статистика показывает, что в большинстве случаев авиакомпании или оставляют заявления на возврат без ответа, или отказывают в выплатах. Если же билет был приобретен онлайн через один из сервисов-агрегаторов Aviasales, OneTwoTrip и им подобных, то здесь шансы на получение денег вообще стремятся к нулю.

Это не значит, что нужно махнуть рукой и забыть про потраченные деньги. Если привлечь к процессу профессиональных юристов, то шансы защитить ваши права достаточно высоки.

Юристы «Право24» обладают достаточным опытом и проблему каждого клиента рассматривают индивидуально: проводят тщательный анализ причин возврата, правил авиационной компании, требований к способам и срокам подачи уведомлений и еще ряда факторов. Затем дают экспертное заключение, оценивая ваши шансы на успешный возврат средств.

При защите прав клиентов специалисты оперируют кодексами РФ, Федеральными авиационными правилами, законом «О защите прав потребителей» и другими нормативными правовыми документами.

Юридическая помощь также включает подготовку процессуальных документов и информационную поддержку клиентов. Возможно оказание юридических услуг онлайн.

Для большинства простых людей процедура возврата денег за билет может первоначально показаться сложной и запутанной. Но только не для наших специалистов, в совершенстве знающих особенности российских законодательных норм на практике.

1919 показов
1.4K1.4K открытий
Начать дискуссию