Доказано: кибермошенники составляют профили своих жертв

Попасться может каждый. Как этого избежать?

Заслуженный юрист России Иван Соловьев заявил, что при разработке схемы мошенничества злоумышленники составляют профиль жертвы. Об этом он высказался в интервью радио Sputnik. Эксперт рассказал, что телефонные мошенники в России или обзванивают людей без особой предварительной подготовки, или собирают данные о потенциальной жертве.
Разберемся, где злоумышленники ищут информацию и как не попасться на их удочку.

На связи «Сбербанк»

Люди уже научились не отвечать на звонки липовых сотрудников банка и полицейских. А если вам позвонит сотрудник интернет-магазина, в котором вы приобретали какой-то товар и расскажет, что платеж не прошел и его нужно повторить — сложно не поверить. Ведь заказ вы сделали, и даже с менеджером из магазина разговаривали, только не помните, с каким. Иногда информация о человеке дает мошеннику зацепку — с какой стороны подойти, какая тема лучше сработает, есть ли статус пенсионера, есть ли машина и так далее.

Такая информированность очень опасна, потому что звонок очень похож на правду. Кроме того, большое количество личной информации дает злоумышленникам право ею злоупотреблять от шантажа и запугивания жертв до возможности брать кредиты в микрофинансовых организациях, имея паспортные данные.

Как преступник получает доступ к информации?

1. Ваша открытая соцсеть. В соцсетях люди сами рассказывают о себе все: условия проживания, наличие машины, семьи, возраст.

2. Фишинговые ссылки. Вам приходит письмо от госуслуг или пенсионного фонда с сообщением, что “все пропало, клиент уезжает”, а вам надо обновить данные. Вы переходите по ссылке, попадаете на сайт очень похожий на государственный, вводите нужную информацию — и вот она уже у мошенников.

3.Выдают себя за работодателя, публикуют вакансию, на которую вы откликнетесь и в беседе с мнимым HR отправляете сканы своих документов.
4. Привлекают вас к онлайн-голосованию с помощью “друга” из соцсетей, чей профиль уже взломан. Вам предлагают проголосовать за чьего-нибудь ребенка и в процессе получают данные вашего профиля.

5. Покупают или крадут базы в которых собирается информация о покупках, доставках, выдаче документов, платежах, поездках, перелетах, медицинских процедурах, недвижимости и так далее.

Защищаться от таких информированных товарищей нужно так же, как и о тех, кто звонит вам “на холодную”: спрашиваете у человека имя или номер оператора и сообщаете, что через минуту перезвоните. Обычно на этом моменте уже понятно — мошенник это или человек реально решает проблему. Сбрасывайте подозрительный звонок и, если очень тревожно — перезваниваете в ту самую организацию, но по официальным контактам ведомства или магазина.

Не переходите по ссылкам из писем, старайтесь сразу идти в нужный сайт через браузер, если сообщение официальное, то новость о нем будет висеть на главной, а в крайнем случае можно позвонить и уточнить.

Что должно насторожить? Вас торопят. Вас пугают и выводят на эмоции. Требуют денег за получение приза в розыгрыше или за предоставление доступа к вакансии. Просят прислать паспортные данные или данные карты без веской причины. На самом деле в 99% случаев отправлять свои данные незнакомцу — заведомо провал.

К сожалению, полностью защитить себя от кражи данных невозможно, но к этому надо стремиться. Не ведите соцсети или закрывайте их. Пара очевидных вещей: не публикуйте пароли и не отправляйте их в переписках, аккаунт может быть взломан и информация о вас утечет. Ну и конечно, паспортные данные, адреса дома и работы тоже не должны быть в открытом доступе. Старайтесь не подключаться к общественным Wi-Fi-сетям, пользуйтесь антивирусными программами на гаджетах и никому не доверяйте!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда