Бизнес-модель "на минималках". Как описать бизнес-модель за час и управлять ею эффективно

Бизнес-модель "на минималках". Как описать бизнес-модель за час и управлять ею эффективно

Продолжаем описывать систему управления бизнесом для собственников в формате "на минималках". Что еще входит в эту систему можете прочитать тут и тут

Бизнес-модель “на минималках”

Минимально описание бизнес-модели должно состоять из

  • сегмента рынка, на котором работает компания
  • целевого сегмента (сегментов) клиентов
  • основной ценности продукта для целевого сегмента (сегментов)
  • каналов доставки ценности
  • каналов привлечения (маркетинг и продажи)
  • способа производства или оказания услуги
  • КФУ компании

Чаще всего в этом месте возникает вопрос “Для чего это нужно описывать? Все эти пункты и так очевидны”.

Да, возможно кому-то очевидны. Но есть нюансы.

Первый - все это если и очевидно, то только собственнику. Остальным, включая ТОП-команду - далеко не всегда. Мало команд, в которых все ТОПы дадут одинаковое описание бизнес-модели даже в таком простом формате.

Второй - при попытке описать бизнес-модель всегда возникают проблемы, даже когда все вроде очевидно. Потому в процессе описания неизбежно возникает необходимость ответить на два вопроса: “А что именно мы имеем ввиду под общими фразами типа “мы продаем товары на маркетплейсах”?” и “Почему именно так?”. То есть сам процесс описания повышает степень конкретности и понимания на порядок. Плюс это важно для синхронизации команды - несколько человек могут по-разному понять сказанное, но одинаково поймут написанное.

Так для чего нужно описывать бизнес-модель?

Для того чтобы ей управлять - осознанно корректировать и при необходимости менять.

Все стремятся растить и развивать свой бизнес, а для этого есть лишь три пути, два из которых связаны c бизнес-моделью - масштабирование текущей бизнес-модели и рост путем ее изменения - выход на новые продукты, сегменты, рынки, изменения в ценообразовании и тп (третий вариант развития, не связанный напрямую с управлением бизнес-моделью - это органический рост)

Для масштабирования бизнес-модель должна быть отточенной и детализированной, так как при масштабировании хаоса его последствия будут иметь экспоненциальный характер. А для того чтобы расти через осознанное изменение бизнес-модели нужно понимание текущего ее состояния, проблемных и сильных ее мест.

Каким образом “на минималках” описать бизнес-модель?

Это можно сделать за полчаса-час с опытным модератором или консультантом. Такой формат может состоять из одной-двух фраз по каждому пункту и не содержать детализированного описания. Но эта одна фраза должна отражать основную мысль, например “Кто наш целевой (идеальный) клиент?”, “Какие наши основные (приоритетные) каналы привлечения?”

Далее для большей конкретики приведу пару примеров

Пример 1 Компания по ремонту мед оборудования

  • рынок, на котором работает компания
    - рынок обслуживания оборудования МРТ и УЗИ в европейской части РФ
  • целевой сегмент (сегменты) клиентов
    - только частные клиники, без тендеров 44-ФЗ
    - только контракты на обслуживание (без разовых ремонтов)
  • основная ценность продукта/услуги для целевого сегмента (сегментов)
    - поддержание в работоспособном состоянии оборудования
    - минимальное время ремонта при выходе из строя
  • каналы/способы доставки ценности до клиента
    - консультация и диагностика “в моменте” онлайн
    - физический выезд специалиста для ТО или ремонта
  • каналы привлечения (маркетинг и продажи)
    продвижение и лидогенерация:
    - оффлайн - профильные мероприятия и конференции
    - онлайн - профильные паблики и форумы и контекстная реклама
    продажи
    - только прямые продажи
  • способы производства или оказания услуги
    - собственными специалистами из Москвы (сложный ремонт)
    - силами проверенных подрядчиков в регионах (несложный ремонт или диагностика)
  • КФУ компании
    - наработанная клиентская база

Пример 2 Компания по организации спорт занятий с тренерами

рынок, на котором работает компания
- рынок услуг по повышению качества жизни через занятия физическими упражнениями

целевой сегмент (сегменты) клиентов
- В2С - физ лица, озабоченные повышением качества жизни через улучшение физического состояния с доходом 300+ тыс руб в мес на члена семьи (высокий сегмент)
- В2В - компании, которые заботятся о здоровье сотрудников и готовы включить стоимость занятий (полностью или частично) в соц пакет

основная ценность продукта/услуги для целевого сегмента (сегментов)
- кардинальное улучшение самочувствия и уровня энергии

каналы доставки ценности
- занятия онлайн
- занятия оффлайн (только Мск, только 2 локации)

каналы привлечения (маркетинг и продажи)
продвижение и лидогенерация
- SMM
- бизнес-клубы
- личный бренд основателя

продажи
- продажи силами тренеров через пробные занятия

способы производства или оказания услуги
- штатные тренеры
- собственная методика

КФУ компании
- собственная методика
- условия работы для тренеров

И обратите особое внимание на последний пункт - КФУ (ключевые факторы успеха). Что это такое и почему это важно я писал в этой статье

Далее это описание стоит представить команде, разъяснить почему именно так и ответить на вопросы. Хорошо, если это описание будет находиться в едином месте хранения важных документов вместе со стратегией, планами и тп.

Как это использовать в ежедневной работе компании?

Бизнес-модель - это тот шаблон, с которым нужно сравнивать все действия и все идеи. Например, принесли сотрудники идею “А давайте строить деревянные дома? Или давайте в многоэтажное строительство пойдем?” (реальный кейс). Инициатива - это хорошо, но в бизнес-модели написано, что ключевой продукт - одноэтажные монолитные дома, и вся бизнес-модель (от производства до маркетинга) заточена именно под них.

И тут два последовательных решения. Первое - решение с точки зрения текущего операционного управления компанией: эти предложения не вписываются в нашу бизнес-модель, это будет расфокусировать компанию, поэтому сейчас мы этим заниматься не будем, а сфокусируемся на главном.

И второе решение уже не операционное, а стратегическое: стоит ли задуматься над изменением бизнес-модели? Если да, то для чего? Какие плюсы и минусы в таком решении? Изменение должно быть осознанным и просчитанным, должно приниматься на самом верхнем уровне управления и заслуживает отдельной стратегической сессии.

Вот так несколько фраз, минимально описывающих бизнес-модель, могут структурировать принятие как операционных, так и стратегических решений в компании

Больше материалов в моем телеграм-канале, который посвящен управлению компанией для собственников и предпринимателей

Начать дискуссию