Заключил договор с дистрибьютором или лейблом – круто! Прочитал договор перед подписанием и знаешь свои права — high-level. И все же зачастую артисты на радостях подписывают договоры не глядя. Или же смотрят, пытаются вникнуть, но не понимают на самом деле что там к чему.Чтобы не попасться на жесткие ограничения прав и не наткнуться на неприятные сюрпризы продюсерского договора — читай наш новый материал.Разобраться быстрее во всех хитросплетениях поможет вот такая табличка. Мы делали ее для курса «Музыкальный бизнес». Чекайте параллельно схему, чтобы лучше все понять.Лицензионный и продюсерский договор: различияКаждый участник музыкального производства обладает своими правами. Зависят они от того, как артист и компания выбрали сотрудничать на первом этапе и какой составили договор.Напомним, что с лейблами и музыкальными маркетинговыми агентствами заключают лицензионный, либо продюсерский договор.Если договор лицензионный — вы передаете лейблу права на использование отдельных единиц своего контента (трека или альбома). В случае же, если договор продюсерский лейблу уходят права на все песни разом.Разрешение на использование песен может быть исключительным и неисключительным.Исключительная лицензия — это когда автор может передать права на использование трека только кому-то одному (лейблу или дистрибьютору).Неисключительная лицензия – это когда автор передает права на использование музыки многим лицам. Например, это удобно при синхронизации. То есть договариваться о размещении треков в кино и рекламе могут сам артист, его лейбл, его менеджер.И у лицензионного, и у продюсерского договора есть свои риски и преимущества. Каждая схема по-своему влияет на права артиста. А какие права вообще есть?У каждого свои права: дистрибьютор, артист, стримингДля начала рассмотрим артиста. Прежде всего у него есть авторские права. Они открывают дорогу к монетизации треков на стримингах. Выделяют неимущественные и исключительные права.Неимущественные подтверждают то, что артист является автором песни. Их невозможно купить или продать. Эти права навсегда остаются у автора и не дают ему денег. Обычно они нужны чисто для истории. Но есть еще один важный момент. Иногда неимущественные права могут защитить имя артиста. Ведь они распространяются и на псевдоним.Так в конце нулевых компания «Союзконцерт» во главе с Юрием Айзеншписом грозилась отобрать у Виктора Белана сценический псевдоним «Дима Билан».— Сценическое имя «Дима Билан» было придумано Юрием Айзеншписом и принадлежит ему, — заявлял представляющий интересы «Союзконцерта» адвокат Владимир Энтин. – Это такой же бренд, как шоколад «Аленка», который может использовать только его создатель – фабрика «Красный Октябрь».Но, как мы знаем, псевдоним остается при артисте по сей день. И это в том числе благодаря неимущественному праву.Исключительные права еще круче. Они позволяют авторам и правообладателям получать выгоду от произведения: продавать, заключать лицензионные договоры, получать роялти и т.д. Исключительные права могут появится у артиста после отчуждения от прав истинного автора трека.Отметим, некоторых авторов композиций сильно ранит, когда после отчуждения их перестают указывать среди создателей песни. О своей боли высказался композитор и основатель группы «Винтаж» Алексей Романоф.— Мои коллеги, ребята, которые создали практически артистов: Игорь Майский, Олег Влади, Антон Кох, Дима Лорен, я считаю, что их должны знать, потому что они создали такие песни, которые поет вся страна.Кроме авторских у артиста есть смежные права: на исполнение и фонограмму трека. Так, если артист в записи сам играет на инструменте или поет – у него есть права на исполнение. Если он сам оплатил запись – то появляются права на фонограмму. Именно этими правами делится артист с дистрибьюторами и лейблами при сотрудничестве, чтобы попасть на стриминги.Таким образом, смежные права артиста на исполнение и фонограмму трека переходят к дистрибьюторам или лейблам после заключения лицензионного или продюсерского договоров. Так артист разрешает лейблу/дистрибьютору выкладывать свои песни на стриминговые площадки.Иногда во время таких переходов права на альбомы полностью исчезают у артиста. Даже если он целиком сам создал композицию и текст. Такое произошло с Тейлор Свифт. Певица потеряла часть прав на альбом 2012 года Red и поссорилась со своим бывшим лейблом Republic Records.Эта ситуация получила широкий резонанс в общественности и СМИ. В 2021 году, после пандемии, Тейлор решила перевыпустить альбом, чтобы права на мастер точно принадлежали ей. Получилось все супер успешно! За сутки треки Red на Spotify прослушали 122,9 млн раз, а 10-минутная версия композиции All Too Well готовится побить рекорд Billboard. Так что даже ужасные истории можно обернуть себе на пользу.Как сотрудничают между собой дистрибьютор, лейбл, стримингиДлинный путь. Дистрибуцию треков артисту может предоставить лейбл. Для этого лейбл налаживает связь с дистрибьютором. Например, так работает UpSound. Кроме договора с артистом (лицензионного или продюсерского), у нас есть лицензионный договор с дистрибьютором ZVONKO. Он также передает смежные права на использование фонограммы и т.п. для того, чтобы музыка артиста вышла на стриминги.Артист → Лейбл → Дистрибьютор → СтримингиКороткий путь. Существует и другой вариант выхода артиста на стриминги – сразу через дистрибьютора. Можно напрямую написать тому же ZVONKO или Believe.В свою очередь дистрибьютор заключает со стриминговыми площадками прямой лицензионный договор. Он дает площадке право размещать музыку, предоставлять к ней доступ по подписке. Такой договор есть у Believe и Яндекс Музыки.Артист → Дистрибьютор → СтримингиМожет показаться, что длинный путь хуже, потому что в нем больше звеньев. Но это не совсем так. Условия для лейблов у дистрибьюторов более выгодные, чем для прямых заявок артистов. Ведь лейблы приводят к компаниям-дистрибьюторам сразу много исполнителей. Такая практика выгодна для компаний и поэтому они обычно ставят релизы артистов лейблов в приоритет.