Проблема угонов автомобилей: как и почему это происходит?

В марте этого года количество угонов автомобилей в России выросло на 22% по сравнению с февралем 2022 года. При этом, по данным системы «Автокод», в первом квартале количество угонов увеличилось на четверть. Ряд экспертов предсказывали эту тенденцию с первых дней антироссийских санкций, поскольку закрытие границ привело к нехватке запчастей и самих машин. Попробуем выяснить, сколько автомобилей на самом деле угоняют в России и в мире и есть ли какие-то опасные тенденции.

Риски кражи автомобилей неодинаковы для разных моделей. Эта проблема не только в России как кажется на первый взгялд, но и во всем мире. В страховой статистике сейчас преобладают корейские иномарки, такие как KIA Rio и Sportage, а также Hyundai Santa Fe, Creta и Solaris. Популярностью у угонщиков пользуются и Toyota Camry, и RAV4, и ряд моделей Lexus, а также несколько других японских моделей, таких как Mitsubishi Outlander. К слову сказать, немецкие автомобили премиум-класса (в основном) тоже не выходят из моды, но количественно они в меньшинстве.

Лидером по угонам и криминальному обороту угнанных авто по праву является США. К примеру, в прошлом году в Соединенных штатах Америки было совершено аж 882 000 угонов автомобилей, что соответствует примерно одной краже каждые 36-40 секунд.

Давайте попробуем разобраться в проблеме вместе с экспертом по защите от угона Алексеем Поповым.

Алексей Попов
Эксперт по защите от угона

Алексей, почему всё-таки так много угонов происходит?

Прежде всего потому, что угнать автомобиль технически просто, высокая цена автомобилей (их маржинальность высока), несовершенный контроль чистоты происхождения при постановке на учет, высокий спрос на запчасти (который только увеличивается из года в год).

Расскажите, как происходит типичный угон?

Происходит всё достаточно стандартно… Отключается штатная противоугонная система, предусмотренная производителем, отключается дополнительно установленная сигнализации (если она установлена).

Что нужно чтобы защититься от угона?

Нужно выбрать профессионала, которому можно доверить свое имущество на основе общения с несколькими кандидатами, только вникнув в проблему и поговорив с каждым кандидатом, потому что потоковая стандартная установка сигнализации не спасает от угона к сожалению.

Какую сигнализацию выбрать?

На самом деле сохранность автомобиля не зависит от марки сигнализации, все современные системы плюс или минус похожи. Самое главное, как установлена система, качество и количество блокировок и какие применены дополнительные модули помимо самой сигнализации.

Что можно посоветовать установить на среднестатистический автомобиль, например на корейский кроссовер?

Прежде всего современную сигнализацию с метками на основе индивидуальных ключей шифрования, которая будет управлять дополнительным подкапотным модулем блокировки двигателя, доступ к которому закрыть электромеханическим замком капота. Так же необходимо применить несколько дополнительных блокировок, закрывающих уязвимости штатной электроники. Это, во-первых, блокировка системы бесключевого доступа, во-вторых, блокировка диагностического разъема, блокировка записи новых ключей в память автомобиля. Это необходимый минимум если говорить об эффективной защите от угона. Может быть, это покажется сложным, но, к сожалению, без такого комплекса мер говорить о сохранности вашего автомобиля не приходится.

Исходя из того, что мы с вами обсудили, получается, что правильная защита от угона — это всегда несколько технических решений?

Конечно, мой многолетний опыт показывает, что угонщика может остановить только непозволительно большое для него время отключения профессионально установленной дополнительной противоугонной системы, когда возникают риски и проще переключить свое внимание на менее защищенный автомобиль.

Как долго вы занимаетесь защитой от угона?

Мой опыт составляет двадцать лет.

А были ли попытки угона автомобилей, которые вы защищали и увенчались ли они успехом?

Попытки происходят постоянно, ни один автомобиль не был угнан.

А что эффективно из механических устройств?

Единственное что на сегодняшний день реально защищает — это микроприводы капота, которые не позволяют угонщикам проникнуть при угоне в моторный отсек. Механические замки на коробку скоростей неэффективны и не стоит тратить деньги на них.

Микроприводы это же из истории про станки или я ошибаюсь?

Да, так и есть, принцип работы, используемый в наших микроприводах, такой же, как и в роботизированных станках. Поэтому и называется роботизированный противоугонный комплекс.

Много ли мастеров вашего уровня занимается профессиональной защитой от угона?

Их немного, но они есть, если поискать. По моему мнению в каждом городе работает один-два профессионала, а в крупных городах их количество может достигать и десяти человек.

А как обстоят дела с международным сотрудничеством?

По моей технологии происходит защита от угона и в других странах, таких как: Германия, Великобритания, Казахстан, Италия, Украина.

Вы делитесь между собой профессиональными секретами?

Да, мы общаемся между собой и делимся наработками друг с другом. Я стараюсь помогать более молодым своим коллегам, делюсь технологией установки роботизированных противоугонных автомобильных комплексов, техническими решениями по блокировки штатного радиоканала и другими своими методиками. Ведь мы делаем одно большое общее дело.

Существует мнение что бы не поставили все равно угонят?

Это распространенный фейк, основанный на том, что человек обратился не в то место для защиты автомобиля. Вроде бы и заплатил сколько сказали и сигнализация модная, а все равно угнали. Поэтому и разочарование. А когда начинаешь разбираться что и как было установлено, то результат является закономерным.

По времени сколько занимает установка роботизированного комплекса по вашей технологии?

Всё зависит от автомобиля и состава комплекса от двух до пяти дней.

Сегодня получается производитель не может защитить от угона свой автомобиль?

У него много других задач и кибербезопасность автомобиля не является в этом списке первоочередной.

Алексей, желаю Вам успеха в нелегком, но очень интересном деле!

06.09.2022 г. Олег Тоскаев

Начать дискуссию