Как четвертая амнистия капитала повлияет на экономику России

В начале марта правительство РФ инициировало четвертую волну добровольного декларирования физическими лицами активов и счетов в банках или «амнистию капитала». Способна ли она спасти экономику страны на фоне санкций или отток капитала уже нельзя остановить, разбирался управляющий партнер Quattor Advisory Гайк Мартиросян.

Проходящая с 14 марта по 28 февраля 2023 года амнистия капитала стала четвертой и самой масштабной за всю историю страны. Она предусматривает, в частности, добровольное декларирование счетов в банках и имущества, защиту имущественных интересов физлиц и обеспечение правовых гарантий сохранности капитала.

Результаты прошлых волн амнистии

Задачами предыдущих трех этапов амнистии было добровольное раскрытие и декларирование имущества, принадлежащих долей иностранных компаний или акций, открытых счетов в банках в других странах. Они также включали последующее освобождение их собственников от уголовной, административной и налоговой ответственности и сохранение всех гарантий при условии репатриации капитала.

Первую волну амнистии объявили в 2015 году, при ней было достаточно задекларировать иностранные счета и активы без их репатриации в страну. Она не увенчалась особым успехом, свои капиталы легализовали только 7,2 тыс. предпринимателей.

Волна волна прошла в 2017 году, ее результаты оказались лучше — свои декларации подали 11,7 тыс. бизнесменов. Назвать точный объем задекларированных сумм невозможно, так как подобные сведения представляют налоговую тайну. Как отмечал министр финансов РФ Антон Силуанов, за первые два этапа амнистий были поданы около 19 тыс. деклараций на общую сумму €35 млрд.

По большей части такая динамика объясняется резким ростом желающих направить свои декларации из-за того, как после первой волны Россия присоединилась к автоматическому обмену информации (CRS) с более чем 80 юрисдикциями, часть из которых — офшорные.

Третья волна амнистии началась в 2019 году. Ее условия сильно отличались от предыдущих, так как действовали только для тех, кто переводит свой бизнес в Россию и регистрирует его в специальных административных районах (САР) на острове Русский на Дальнем Востоке и острове Октябрьский в Калининградской области.

Участникам третьей волны разрешили не платить налог с доходов от контролируемых иностранных компаний. По оценке ФНС, третья волна прошла успешно несмотря на необходимость перевода бизнес в САР.

Детали «амнистии 4.0»

Новая амнистия капитала направлена на обеспечение экономической и финансовой стабильности и предоставления гарантий российскому капиталу, который сейчас находится за границей, отмечал в феврале Силуанов.

При этом нельзя забывать дело совладельца компании «Усть-Луга» Валерия Израйлита. Разбирательство вызвало большой общественный резонанс — в основу для обвинения в выводе по подложным документам средств, выделенных на развитие порта Усть-Луга, стали материалы его добровольной декларации и сведения о зарубежных активах.

В октябре 2019 года Верховный суд не нашел нарушений в действиях ФСБ и отказался передать в кассационную инстанцию жалобу адвокатов бизнесмена. Позже зампред ВС отменил это решение, президиум суда подтвердил запрет использовать добровольно поданные декларации в качестве доказательств по уголовному делу. Тем не менее, это уголовное дело показало, что гарантии освобождения от ответственности могут давать сбой.

Возможно, основные мотивы государства для запуска новой волны амнистии — возврат валютных ценностей на российский рынок для стабилизации курса рубля и защита капитала от санкций. Проведение амнистии позволит снизить долю иностранных активов в периметре российского бизнеса из-за геополитической ситуации.

Закон о четвертом этапе амнистии капитала предусматривает предоставление предпринимателям возможности декларировать наличные, вместо ценных бумаг в законе появилось определение «финансовые активы», что позволило легализовать не только облигации и акции, но и опционы и фьючерсные контракты и другие инструменты.

Закон также предусматривает возможность продления сроков уплаты налогов на региональном и федеральном уровнях, а также расширяет полномочия правительства.

Амнистия капитала предоставила правительству:

  • Право определять порядок и случаи списания начисленных поставщику неустоек из-за неисполнения обязательств по контрактам на закупку товаров и услуг для муниципальных и государственных нужд;
  • Возможность пересматривать условия госзакупок;
  • Возможность в случае необходимости индексировать пенсии, менять размер прожиточного минимума и МРОТ;
  • Право вводить мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса в 2022 году.

Принятый закон предусматривает возможность кредитных каникул для граждан и малого и среднего бизнеса. Заемщики из этой категории могут до 30 сентября 2022 года обратиться с кредитором с требованием изменить условия обслуживания ипотечного или потребительского кредита.

Прогнозировать успешность четвертой волны репатриации пока невозможно. Остается реальная угроза не только заморозки российского капитала на фоне санкций, но и ареста активов физлиц и юрлиц. С другой стороны репатриация необходима для сохранения над ним контроля как минимум в России.

На фоне вводимых обоюдных санкций и ограничений со стороны иностранных государств и России остается открытым вопросом о том, как технически может быть реализован перевод активов в страну и оставлен доступ к их управлению.

Для бизнесменов, которые изначально были нацелены на перенос центра своих жизненных интересов за рубеж, новая волна амнистии вряд ли будет актуальной с учетом существующих страновых рисков.

Как проходила амнистия капитала за рубежом

В Италии возврат капитала составил €61 млрд прежде всего из-за мер по ужесточению ответственности за налоговые правонарушения. До проведенной в 2001-2002 годах амнистии размер штрафов составлял €250 в твердой сумме вне зависимости от правонарушения. После амнистии порядок начисления кардинально изменился и стал варьироваться от 5 до 25% от суммы сокрытого имущества. Конфискация имущества на ту же сумму также входила в список мер, введенных в рамках амнистии.

При этом налоговые органы в Италии выдавали так называемые «сертификаты конфиденциального взноса», гарантирующие полную конфиденциальность перемещения активов

Еще один из удачный примеров — Казахстан. В 2014-2015 стране удалось вернуть активы общей стоимостью около €5 млрд. В Бельгии амнистию провели в 2004 году, власти страны слабо оценили ее итоги. Тогда объем возвращенного капитала составила около €1 млрд.

11
Начать дискуссию