Для чего сотрудникам в компании нужно давать друг другу обратную связь?

Вопрос кажется более чем риторический, но не все люди понимают важность в принятии и предоставлении обратной связи как на работе, так и в жизни. Давайте разберемся, что по итогу мы получим, научившись такому простому действию, как обратная связь.

Обратная связь – это инструмент, который позволит вам познать ваш потенциал и точки роста и позволит скорректировать или усилить действия ваших определенных качеств. Прежде чем прийти к алгоритму обратной связи - давайте рассмотрим одну методику.

Когда мы начинаем заниматься саморазвитием и больше узнаем про себя, у нас неизбежно возникают следующие вопросы: "какой я человек? я такой, каким воспринимаю себя сам или другим людям со стороны виднее? какой я настоящий? где же все-таки правда? какой я на самом деле?"

Ответ на эти вопросы дает уникальная модель, которая называется Окно Джохари. Эта модель названа в честь двух американских психологов Джозефа Лафта и Харри Ингама,которые разработали ее более 50-ти лет назад.

Окно Джохари – это гениальная и очень простая матрица, которая описывает 4 важнейшие зоны нашей личности.

В основе модели лежат 2 оси:

Знаю я – не знаю я;

Знают другие – не знают (или не видят) другие.

<p>ОТКРЫТАЯ ЗОНА</p><p>Первая зона – это Открытая зона. В ней находятся все наши качества, черты характера и привычки, о которых мы сами очень хорошо знаем, и которые мы с радостью проявляем в общении с другими людьми. Например, я знаю, что я добрый человек, и общаясь с другими людьми, я спокойно проявляю свою доброту. Обычно в этой зоне находятся те качества, которые признаются и ценятся в обществе. Например, если обществе принято, чтобы мужчина был сильным, то мужчина, который чувствует себя сильным и уверенным, будет спокойно демонстрировать эти качества. С другой стороны, женщине, которая живет в патриархальном обществе, будет гораздо сложнее проявлять свою силу и независимость.</p><p>Было бы очень здорово, если бы все мы состояли только из Открытой зоны. Тогда мы бы очень хорошо понимали друг друга, нам было бы очень легко себя выражать, наша коммуникация с другими людьми была бы открытой и понятной. Но, к сожалению, или к счастью, у нас есть, как минимум, еще одна зона, которая называется Скрытая зона. </p><p>СКРЫТАЯ ЗОНА</p><p> Это те качества, о существовании которых мы в общем-то знаем, но которыми мы не спешим делиться с другими людьми. Это наши привычки и стороны, о которых мы знаем, но которые не показываем, или, по крайней мере, стараемся не показывать другим людям. Например, я знаю, что я могу быть вспыльчивым человеком, и поэтому я стараюсь сдерживать себя, стараюсь выглядеть более спокойным и не проявлять особо бурных эмоциональных реакций. Хотя на самом деле у меня иногда возникает желание ударить кулаком по столу, и иногда я даже это делаю, но я до последнего стараюсь, чтобы эти реакции не проявлялись.</p><p>Все, наверное, было бы довольно просто, если бы мы состояли только из этих двух зон. Но у нас есть еще одна зона личности, настолько же важная, как и предыдущие.</p><p>СЛЕПОЕ ПЯТНО </p><p>Это те наши привычки и черты характера, о которых мы сами можем даже не подозревать – мы даже не знаем, что они в нас есть, мы даже не замечаем, что мы так делаем – но другим людям со стороны эти качества очень хорошо заметны. Понимать, что находится у нас в слепом пятне, мы можем по систематической обратной связи. Почему мы говорим про систематическую обратную связь? Потому что обратная связь только одного человека может быть каким-то его субъективным заблуждением, его индивидуальным восприятием, или его проекцией, идеализирующей нас или, наоборот, негативной. Систематическая обратная связь – это обратная связь, которая повторяется в разных контекстах - когда разные люди реагируют на нас похожим образом в разных ситуациях. Возможно, вам знакомо такое явление, когда несколько людей, даже не знающих друг друга, абсолютно независимо говорят вам какую-то очень похожую фразу, какое-то послание, которое касается вас, каких-то ваших привычек или изменений, которые с вами произошли. Если обратная связь такая, систематическая, то есть вероятность, что речь действительно идет о вашем слепом пятне. </p><p>ЗОНА НЕИЗВЕСТНОГО И четвертая зона. Зона, о которой мы практически ничего не знаем, кроме того, что в ней находятся те наши качества и черты характера, которые нам абсолютно неизвестны. Неизвестны нам, и пока что неизвестны окружающим. Конечно же, мы предпочитаем считать, что здесь находится наш не раскрытый потенциал, какие-то важные ресурсы, которые в будущем мы сможем задействовать.</p>

ОТКРЫТАЯ ЗОНА

Первая зона – это Открытая зона. В ней находятся все наши качества, черты характера и привычки, о которых мы сами очень хорошо знаем, и которые мы с радостью проявляем в общении с другими людьми. Например, я знаю, что я добрый человек, и общаясь с другими людьми, я спокойно проявляю свою доброту. Обычно в этой зоне находятся те качества, которые признаются и ценятся в обществе. Например, если обществе принято, чтобы мужчина был сильным, то мужчина, который чувствует себя сильным и уверенным, будет спокойно демонстрировать эти качества. С другой стороны, женщине, которая живет в патриархальном обществе, будет гораздо сложнее проявлять свою силу и независимость.

Было бы очень здорово, если бы все мы состояли только из Открытой зоны. Тогда мы бы очень хорошо понимали друг друга, нам было бы очень легко себя выражать, наша коммуникация с другими людьми была бы открытой и понятной. Но, к сожалению, или к счастью, у нас есть, как минимум, еще одна зона, которая называется Скрытая зона.

СКРЫТАЯ ЗОНА

Это те качества, о существовании которых мы в общем-то знаем, но которыми мы не спешим делиться с другими людьми. Это наши привычки и стороны, о которых мы знаем, но которые не показываем, или, по крайней мере, стараемся не показывать другим людям. Например, я знаю, что я могу быть вспыльчивым человеком, и поэтому я стараюсь сдерживать себя, стараюсь выглядеть более спокойным и не проявлять особо бурных эмоциональных реакций. Хотя на самом деле у меня иногда возникает желание ударить кулаком по столу, и иногда я даже это делаю, но я до последнего стараюсь, чтобы эти реакции не проявлялись.

Все, наверное, было бы довольно просто, если бы мы состояли только из этих двух зон. Но у нас есть еще одна зона личности, настолько же важная, как и предыдущие.

СЛЕПОЕ ПЯТНО

Это те наши привычки и черты характера, о которых мы сами можем даже не подозревать – мы даже не знаем, что они в нас есть, мы даже не замечаем, что мы так делаем – но другим людям со стороны эти качества очень хорошо заметны. Понимать, что находится у нас в слепом пятне, мы можем по систематической обратной связи. Почему мы говорим про систематическую обратную связь? Потому что обратная связь только одного человека может быть каким-то его субъективным заблуждением, его индивидуальным восприятием, или его проекцией, идеализирующей нас или, наоборот, негативной. Систематическая обратная связь – это обратная связь, которая повторяется в разных контекстах - когда разные люди реагируют на нас похожим образом в разных ситуациях. Возможно, вам знакомо такое явление, когда несколько людей, даже не знающих друг друга, абсолютно независимо говорят вам какую-то очень похожую фразу, какое-то послание, которое касается вас, каких-то ваших привычек или изменений, которые с вами произошли. Если обратная связь такая, систематическая, то есть вероятность, что речь действительно идет о вашем слепом пятне.

ЗОНА НЕИЗВЕСТНОГО И четвертая зона. Зона, о которой мы практически ничего не знаем, кроме того, что в ней находятся те наши качества и черты характера, которые нам абсолютно неизвестны. Неизвестны нам, и пока что неизвестны окружающим. Конечно же, мы предпочитаем считать, что здесь находится наш не раскрытый потенциал, какие-то важные ресурсы, которые в будущем мы сможем задействовать.

Окно Джохари очень хорошо описывает, как мы можем развиваться, как происходит процесс личностного развития. Исходя из этой модели у нас есть 3 способа развиваться:

ПЕРВЫЙ СПОСОБ состоит в том, чтобы решаться осторожно, в безопасном контексте проявлять какие-то свои качества, которые вы раньше не решались проявлять, например, решаться быть более инициативным на работе или решиться быть более уверенным и настойчивым в переговорах или взаимодействии с коллегами. Или решаться делать что-то еще, что вы раньше не пробовали делать, и получать на это позитивную обратную связь. Этот способ позволяет больше принимать себя и обнаруживать, что в проявлении этих ваших сторон на самом деле есть гораздо больше плюсов, чем минусов, которые вас раньше пугали.

ВТОРОЙ СПОСОБ, как мы уже говорили, состоит в том, чтобы развивать чувствительность к обратной связи. То есть быть достаточно внимательным не только к тому, что прямым текстом говорят люди. Потому что лучше не запускать ситуацию до той степени, когда люди прямым текстом говорят нам о нашем слепом пятне, так как в этом случае это часто сопровождается ругательными словами в наш адрес. Речь идет о том, чтобы быть чутко замечать обратную связь, когда она еще носит конструктивный характер. Если в своем развитии мы следуем этим двум направлениям, то автоматически у нас расширяется наша зона Открытого и мы становимся более осознанными и свободными.

И также есть еще ТРЕТИЙ СПОСОБ, как мы можем знакомиться с неизвестной нам частью себя. Мы можем использовать какой-то действенный, очень точный и глубокий психологический инструмент, карту, которая помогает нам открывать наше Слепое пятно и зону Неизвестного. Согласитесь, было бы очень интересно и полезно, заглянуть в правую часть этой схемы. Было бы интересно найти такую книгу, в которой четким и понятным текстом описывалось бы то, что находится в Слепом пятне и в зоне неизвестного прямо у вас – все ваши скрытые черты характера, потребности, реакции.

Начать дискуссию