Как факапы предпринимателей делали их сильнее

Два предпринимателя и специалист с высокой ответственностью рассказывают о том, как провалы научили их работать лучше, и меньше ошибаться. Текст для тех, кто думает что факап в бизнесе — это обязательно конец.

Источник изображения: реклама компании МТС, которая недавно сменила логотип
Источник изображения: реклама компании МТС, которая недавно сменила логотип

Провалы в бизнесе куда более вероятны, чем удача. Именно это сдерживает многих людей начать вести свой бизнес. Рассуждая о бизнесе, человек сам себе рисует страх того, что все пойдет не по плану, будут постоянные риски, утраты капитала, времени и других ресурсов.

Те, кто хотели бы завести бизнес не понимают что их ждет, поэтому специально для vc я начал брать интервью у предпринимателей и специалистов по наболевшим и интересным для многих вопросам.

В этот раз я собрал мнения участников бизнес-сообщества EntrUnity о том, как крупные провалы делали их сильнее:

Андрей Погорелый
Основатель региональной веб-студии Ugraweb

Факап всей моей жизни в том, что нашей студии уже 12 лет, и мы почти всё время работали на региональный рынок. Мы находимся в ХМАО (Ханты-Мансийск), и до пандемии работали исключительно на входящих заявках. Регион небольшой, конкуренции немного, ресурсов для припевающей жизни хватает.
По привычке мы работали с клиентом исключительно офлайн — все обсуждения и встречи проводились лично.

В 2020 ковид вынудил нас уйти на удаленку — и когда случились первые созвоны, я неожиданно для себя осознал, что в таком формате можно было работать всегда. В тот момент мы вели очень крупный проект, а я выгорал изнутри, от ощущения упущенной выгоды. Пока студии вроде AGIMA масштабировали свой бизнес используя все возможности, мы работали по накатанной, и не смотрели дальше своего носа. При всем этом рынок на стадии нашего роста был свободен, и давал огромные возможности себя завоевать.

В какой-то момент я не выдержал, и передал дела надежным коллегам и партнерам, а сам ушел в бессрочный отпуск. Сперва планировал заняться стартапами и новыми проектами, но в итоге занялся приставкой и лежанием на диване — это был мой второй факап. К огромному удивлению оказалось, чтобы что-то начать делать, надо очень много стараться, учиться и быть в тонусе. Но ситуация со студией полностью меня демотивировала. Это сказывалось в отношении с семьей, коллегами, друзьями, с самим собой. Только представьте: сидящий дома мужик, который рубится в приставку, и хочет стать стартапером — идеальная картина депрессии.

В 2022 году, спустя 1,5 года «отпуска» я вернулся в строй, и начал наверстывать упущенное. Как нибудь расскажу вам эту историю подробнее, но несмотря на все обстоятельства, сейчас держу нос по ветру и двигаю студию вперед.

Что я понял исходя из факапов?

1) Нужно всегда смотреть дальше своего офиса и региона. Назовем это амбициями, с поправками на реальность: если есть возможности расширяться, нужно их рассматривать, и выделять ресурсы для экспериментов. В бизнесе нельзя стоять на одном месте, даже если оно тепленькое — рано или поздно оно размажет вас, даже если дела идут отлично.

2) Необходимо изучать конкурентов: крупных и мелких, смотреть каким путем они идут. Чужая идея в реализации — это отличный ориентир. Учиться на чужих ошибках важно, поэтому я рассказал вам про свой факап. Но так же важно учиться на чужом успехе, с точки зрения ориентира.

3) Нельзя долго делать что-то, что вам не нравится. Работа через «не могу» постепенно сожрет вас изнутри. Уметь преодолевать себя — отличное качество, но стоит знать, что ресурс преодоления ограничен.

Илья Смирдин

Наш самый крупный провал был связан с крупным китайским инвестором. Планировалась постройка многофункционального комплекса ultra luxury уровня, размером 11 гектаров прямо в центре Москвы. В проекте подразумевалась плотная работа с экосистемой брендов мирового уровня LVMH — разрабатывалось отдельное закрытое пространство с элитным жильем. Мы полтора года вели переговоры, и наконец начали приходить к каким-то конкретным решениям. Не могу разглашать подробности, но ближе к финальной версии сделки, инвестор, практически не объяснив причины, заблокировал её и вывел обсуждение на повторный круг, практически перезапустив процесс, уйдя от первоначальной концепции.Мы были слишком «на хайпе» и уверены в успехе, поскольку хотели реализовать амбициозный и беспрецедентный проект. Ведь в начале проекта инвесторы кивали головой, и мы, думая что их все устраивает и будет устраивать, не учли культурную специфику, в которой даже подпись ЛПРа может ничего не значить.

Когда решил начать все по новой
Когда решил начать все по новой

Еще один факап случился при выходе на азиатский рынок недвижимости: мы не учли некоторые законодательные особенности. Если конкретнее, там не оказалось защиты прав дольщиков, а ипотеки выдавались только после завершения строительства. До конца стройки можно было получить рассрочку с небольшим платежом до конца строительства.
По понятным причинам экономика проекта «поехала», и исход был печальным.

Когда проблема обнаружилась, в команде появились апатичные настроения: полтора года подготовки были перечеркнуты одним лишь упущением. Начиналась демотивация и выгорание в команде, взгляды на ситуацию в рядах руководства расходились.
Далее случилась СВО, что совсем сгустило краски: появились элементарные проблемы с оплатой из-за отключения SWIFT.
В итоге мы отказались от проекта, и зафиксировали убытки.

Какие выводы мы сделали?

Первое: следует всегда проверять даже незначительные и сами по себе разумеющиеся вещи. Нужно составить подробную карту пути проекта, и досконально проверить её каждый пункт, чтобы не случилось ситуаций, подобной нашей.
Пусть вы потратите время, и это будет казаться вам бесполезным: такая стратегия убережет вас от еще больших затрат, и куда большей бесполезности.

Второе: эмоции и работа должны идти в балансе. Когда вы загораетесь идеей, дайте немного времени выгореть «внутреннему ликованию», и с трезвой головой приступайте к работе. Эмоции это хорошо, драйв помогает делу. Но он не должен затмевать вам реальность.

Факапы — часть пути любого бизнеса, причем одна из самых важных.
Пусть и сложно оказываться в ситуации провала — этого не нужно бояться. Лучше ошибиться 100 раз и 100 раз подняться, сделав всё от себя возможное, чем попробовать всего 1 раз и моментально разочароваться.

Факапы закаляют, а закалка — это то, без чего вы не сможете справиться с новыми сложностями.

Николай Белоусов

Если собрать все факапы в моей работе, получится документальный фильм часов так на 16. И такой фильм может снять каждый опытный предприниматель.

Самое болезненное с чем сталкивался — это подбор персонала. Если у вас нет опыта в найме людей, срочно получите его: нанимать кадры по ощущениям вроде «это хороший парень, стоит его взять» в корни неправильно. Если отталкиваться от внутренних ощущений, вы скорее всего ошибетесь, из сотрудника не выйдет ничего толкового, а компания не получит пользы и развития.

Сильный рывок нашего бизнеса случился, когда мы обучились системе найма: как определять функции работника, как подбирать компетенции, анализировать рынок труда, договариваться по зарплате и т.д.
Сильная команда = сильная компания.

Твоя команда, когда не умеешь подбирать персонал
Твоя команда, когда не умеешь подбирать персонал

Ещё один серьезный факап в моем опыте — пытаться инициировать рост компании, когда она к этому не готова. Иными словами спешить развиваться. Грубо говоря у нас есть ресурс для переваривания нагрузки величиной в N, а я говорю команде: «Так, ребята! Сейчас увеличим отдел продаж, наберем больше лидов, и взлетим!».
Начинаем работать по этой схеме, и в краткосрочной перспективе действительно получаем рост. Но для большего решения задач нужно больше ресурсов, больше места, больше маркетинга, в конце концов больше телефонов и степлеров. По итогу падает операционный показатель, и компания даже уходит в операционный минус: ситуация усугубляется из месяца в месяц, прибыль ползет вниз.

Мои выводы:

1) Когда ты вкладываешь во что-то кучу сил и времени, и это дает тебе энергию, следует следить за эмоциональным балансом. Иначе энергия может стать разрушительной, и от этого будет больнее вдвойне. Вера сделать что-то большое и грандиозное безусловно важна и нужна для игры вдолгую, но холодный расчет и понимание в какой точке мы находимся, и готовы ли мы к следующей, иногда даже важнее веры.
Говоря иначе — перестараться так же плохо, как и приложить недостаточно усилий.

2) У вашего продукта должна быть четкая и продуманная экономика. Если что-то не сходится, нельзя двигаться дальше, и тем более пытаться масштабироваться. Посчитайте вашу финмодель, поделите на два, и сверху отнимите 20%. Если итоговые цифры вас устроят — тогда можно начинать, или двигаться дальше.

С вероятностью 99% ваши «идеальные расчеты» не сойдутся, когда планы нарисованные на бумаге пойдут в реальность

К этому стоит быть готовым.
Вот житейская формула: страдания = ожидания - факты.
Снижайте ваши ожидания, и это избавит вас от больших страданий.

3) Если вы не готовы к постоянным проблемам, пути не «по плану» и некоторому уровню стресса — возможно быть предпринимателем не ваше. Пока вы будете вести дела, все будет идти не по вашим представлениям, и никто не знает каким именно образом развернутся события и процессы. Особенно это касается начала пути: из 10 решений вы будете совершать 9 неверных, и лишь опыт сократит количество ошибок.

Если такой готовности нет — внутренний негатив выжгет вас дотла. В этом нет ничего плохого, люди разные. Но настоящий предприниматель точно должен уметь уметь мечтать и обладать видением ситуации, но в то же время быть с холодной головой. Без лишних эмоций держать постоянные удары, учиться работать, утилизировать негатив и стараться всегда трезво оценивать ситуацию.

Как видим, факапы это лишь то, что дает человеку опыт.

Есть ряд людей, кто боится совершить фатальную ошибку, например нарваться на банкротство, или огромный долг длиною в жизнь.

Действительно, цена неудачного опыта предпринимателя может быть большой, а в некоторых случаях вовсе неподъемной. Однако риск попасть «навсегда» крайне невелик.

Для аналогии, небольшое исследование:

Согласно заявлению зампреда правительства, в РФ за 2022 год в авариях погибло порядка 14.000 человек.
Из ряда источников можно установить, что в России, порядка трети населения являются водителями.
Если взять условные 50 миллионов человек и разделить на количество погибших в 2022 году, мы получим соотношение порядка 3,500 к 1 человеку.
Относимо человеческой жизни это большая трагедия, но относимо статистики (в лучших мотивах известного грузина) это незначительная погрешность.

Конечно, сравнение грубое, но наглядно показывающее, что шанс наиболее фатальных последствий ошибок в бизнесе крайне низок. Или по крайней мере не так высок, как может показаться.

В конце концов, ежегодно от рака погибает в тысячи раз больше людей, чем бизнесменов попадает в эквивалентную беду.

Да простят меня читатели за смертельные сравнения

Однако фатальные последствия ошибок могут в действительности уничтожить жизнь человека, и это тоже всегда стоит учитывать.
Делайте бизнес, и не бойтесь ошибиться. Факап чаще всего как простуда, которая пройдет, и заставит одеться потеплее в следующий раз.

Благодарю членов сообщества предпринимателей EntrUnity за приятные интервью, и полезные знакомства! Кстати, сейчас они активно ищут новых участников.

С вами был Вечерний, увидимся в новых статьях уже совсем скоро!
Буду рад вашим лайкам и комментариям :)

8282
39 комментариев

Куда ж без факапов? Мой нынешний объект-один сплошной факап)

5
Ответить

Расскажете подробнее?)

2
Ответить

Где-то я вас всех видел, причём совсем недавно (-:

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

А тебя в первый раз тут вижу

1
Ответить

Наверное в ещё и в одном месте? Согласны?:)

1
Ответить

А если ты создал продукт, запатентовал, сделал пробную партию, проверил castdev и unit экономику, но заморозил, потому что не умеешь подбирать персонал,- считается за факап....?

2
Ответить