Сколько стоила страховка купеческого корабля? Первое страховое мошенничество в истории и топовая выплата

Деньги – один из главных двигателей прогресса. Механизм прост – монетки, самые мелкие винтики, превращаются в купюры. Купюры в банковские счета. Счета крутят шестеренки прогресса и двигают жизнь вперед. Умные люди поняли это тысячи лет назад и решили обезопасить свои деньги. Другие, не менее одаренные персонажи, решили их обмануть.

Сколько стоила страховка купеческого корабля? Первое страховое мошенничество в истории и топовая  выплата

В этой статье хочу покопаться в истории страхования и рассказать про несколько занимательных случаев о том, как ради выплат топили корабли три с лишним тысячи лет назад, как на острове Родос придумали систему возмещения ущерба, как в средневековом городе Брюгге была образована страховая палата и как в 18 веке в России была установлена государственная страховая монополия.

Поехали.

Есть мнение, кто получил крупнейшую страховую выплату в истории?
Банк "Lehman Brothers"
ТЕРСО АЭС "Фукусима-1"
Круизный лайнер Costa Concordia
Титаник
Студентка из Великобритании Агнес Коллиер

И по старой, немножко злой традиции, черкну пару слов о причинах появления этой писанины, гордо именуемой «статьей».

История, особенно давняя, представляется нам густым туманом. Иногда сквозь этот туман просвечивают образы – кровавые войны, костры инквизиции, оскаленные варвары, разрушающие Рим. Периодически доноситься и звон монет – это купцы снуют по миру, связывая финансовыми нитями государства. Кажется, что давным-давно существовали только конфликты, а финансовые перипетии служили исключительно «вторым планом» событий. Но бизнес был всегда, и почти всегда решал судьбы мира. Поэтому я и хочу вытащить из мглы истории несколько случаев, наглядно демонстрирующих, что финансы двигали прогресс. Всегда и везде.

Самое древнее зафиксированное мошенничество. XIII век до нашей эры.

Древнее побережье Сирии на заре истории… Примерно в это же время Ахиллес штурмует Трою, громит хеттов Рамзес II, а территория современной России покрыта плотным полотном неизвестности. Скорее всего в наших глухих лесах ничего и не происходило, ведь до Скифов с Сарматами еще далеко.

А вот в Сирии уже существует город Угарит, в котором некий купец по имени Шукку оправдывается в городском суде. Он, видите ли, взял у царя Аммистамра II крупную сумму денег на торговлю в Малой Азии и даже застраховал товар. И все бы ничего, да только на обратном пути корабль затонул вместе с новым товаром, деньгами и прочим ценным имуществом. Естественно, наш хитрый герой громогласно пытается доказать, что корабль оказался на дне Средиземного моря по случайности – рифы, волны и прочие невзгоды. Но выживший капитан и один из матросов изобличают в суде Шукку - оказывается он намеренно изменил курс судна и отправил его на дно.

Дальнейшие судьбы участников ситуации неизвестны, даже царь Аммистамр II канул в лету.

Эта история, как вы понимаете, слабо подтверждается источниками. Город Угарит практически не проявлял себя в исторической ретроспективе, купец Шукку, вероятно существовал, но точные суммы денег не известны. И вообще, вся информация о быте Угарита, получена археологами в 1920-х и весьма фрагментарна. Источниками послужили несколько тысяч глиняных табличек с письменами. И только.

Но несмотря на всю «эфемерность» информации, мы можем сделать вывод о том, что около 3300 лет назад в развитых городах-полисах уже существовал механизм страхования и находились люди, пытавшиеся использовать его в своих целях.

Следующий пример гораздо более ортодоксальный.

Золотой "флорин".
Золотой "флорин".

Первый факт появления страховой компании. Остров Родос, 916 г. до н.э.

Добро пожаловать в эллинистическую Древнюю Грецию. До рождения Цезаря еще 872 года, а до возникновения Рима – 163.

Прозаики сочиняют истории про Минотавра и славят Аполлона, а продуманные коммерсанты уже скептически относятся к тонущим кораблям с ценнейшим товаром.

В 916 г. до н.э. на острове Родос принят первый официальный закон, распределяющий ответственность при кораблекрушении судна с товаром. Купцы договариваются совместно выплачивать страховку участникам своего сообщества, то есть ответственность распределяется между всеми поровну. Чтобы никому не повадно было.

Впоследствии, принципы, зафиксированные в документе, будут использовать в Древнем Риме. А, как мы знаем, корни законодательства всех стран растут именно из римского права.

Кстати, в IV веке до н.э. некие Эгестратус и Зенотемис умудрились дважды застраховать корабль у разных страховщиков. Но потопить его не успели, их поймали с поличным. Об этом пишет оратор Демосфен, и что характерно в своей речи так и обозначает вышеуказанных господ – «мошенники», хотя и не объясняет как их задержали.

Средневековое страхование.

Оставим греков и Римлян в покое. Посчитать их страховые выплаты нелегко, да мы и не располагаем точными статистическими данными. Поэтому, добро пожаловать в кровавое средневековье, где деньги можно сосчитать, благодаря сохранившимся пожелтевшим документам.

- Сэр, Вам необходимо расширенное страхование жизни перед рыцарским поединком?

- Нет, у меня ДМС со стоматологией.

Одной из первых официальных страховых палат, стала страховая палата г. Брюгге в XIV веке. И самое интересное, что в это время страхование размежевывается на два подвида – личное и имущественное. «Личное» обеспечивало выплату семье погибшего или заболевшего ремесленника (например, при потере зрения или проказе), а имущественное возмещало ущерб купцам за утраченный товар. Вскоре гильдии, обеспеченные страхованием, стали возникать по всей Европе.

В 1383 году один нотариус в Генуе мог оформлять до 80 страховых договоров в месяц.

Никуда не делись и наши потопленные корабли.

300 золотых "флоринов" – именно на такую сумму был застрахован нагруженный зерном корабль 15 марта 1350 года в Палермо. Страховщиком выступил купец Леонардо Каттанео.

Курс и вес этого самого «флорина» плавал, но в середине XIV века плюс-минус равнялся 3,53 грамма. Путем нехитрых вычислений устанавливаем, что корабль был застрахован на 1 килограмм золота.

Сегодня 1 килограмм золота в геральдическом банковском приложении стоит 3 447 000 рублей. Неплохо себя чувствовал Леонардо Каттанео, раз мог себе позволить рисковать такими деньгами.

Тот корабль благополучно добрался до порта назначения, а страховая премия составила 54 флорина, т.е. 657 000 рублей на сегодняшний день. Согласитесь, заработок неплохой.

No comments
No comments

Страхование в Российской империи.

История страхования в России имеет двух с половиной вековую историю. До конца XVIII века русских купцов и промышленников страховали европейцы. И только при Екатерине II произошли первые изменения на этой стезе. В 1781 году был издан «Устав купеческого водоходства» с положениями о морском страховании. В течении следующего десятилетия появилось страхование от пожаров и обязательное государственное страхование недвижимости. В 1827 году, уже при Николае I возникло «Первое Российское от огня страховое общество».

Ярких примеров страховых мошенничеств в Российской империи, я, к сожалению, не нашел. Думаю, государственная монополия на страхование не особо способствовала таковым - страшно обманывать империю.

Самая большая страховая выплата в истории.

Подведем итоги.

Самую большую страховую выплату получил в 2008 году американский банк "Lehman Brothers" - 362 млрд. долларов.

Остальные:

ЕРСО АЭС "Фукусима" - 1,1 млрд. долларов.

Лайнер "Титаник" - 280 млн. долларов в пересчете на современный курс.

Круизный лайнер "Costa Concordia" - 825 миллионов евро.

Студентка Агнес Коллиер - 37 миллионов долларов.

Спасибо за внимание.

4040
13 комментариев

До последнего верил в студентку

6
Ответить

Ахах))) Это был специальный трюк)

4
Ответить

Годная статья, спасибо.

4
Ответить

Спасибо

1
Ответить

Статья просто замечательная!

2
Ответить

Спасибо!

1
Ответить

Смотрю по результатам голосования-все ловятся на студентку…

2
Ответить