{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как IT-специалисту выбрать компанию-работодателя?

Количество IT-вакансий на рынке труда динамично растет. По данным исследования TalentTech, к 2024 году дефицит квалифицированных кадров в сфере IT составит 300 000 человек – ровно в два раза больше, чем в прошлом, 2021-м. Когда предложений на рынке труда так много, важно выбрать самое лучшее для вас, выбрать правильно.

Если компания пережила ЗИЛ, то процесс подбора в ней поставлен на технически безупречные рельсы, оценка hard и soft skills происходит автоматизированно. Если раньше кандидаты сетовали на длительность подбора, то сейчас это сверхскоростная процедура. Не успел моргнуть – уже есть оффер, при интересной раздаче – и контроффер. А вы-то сами успели провести свою оценку компании, которая предлагает вам руку и сердце? Как так получается, что какие-то из них нас завораживают? Мы же все хорошо знаем, что далеко не у всех сбываются мечты в компаниях «с голубым огоньком» (помните известную рекламу «Газпрома»?).

Всё просто. Главная задача любого HR-бренда – быть привлекательным для сотрудников. Да, именно так, привлекать и удерживать. Формирование HR-бренда – это большая профессиональная работа с творческой подачей слогана и сопоставимым с амбициями компании бюджетом. Давайте узнаем, совпадает ли заявленное ценностное предложение компании (EVP) в маркетинговой обертке с вашими мечтами.

EVP – аббревиатура от английского employment value proposition, ценностное предложение, или набор преимуществ, который компания как работодатель предлагает соискателю или сотрудникам

О компании

Для понимания стратегии бизнеса на рынке, его отношения к миру (а значит, и к нам, как будущим сотрудникам, тоже) и прогнозирования его надежности важно знать основные параметры компании. Уточняем ее рейтинг, масштаб, географию – все это сильно влияет на возможности профессионального роста, внутренние правила. IT в этой компании – это ядро или поддержка готовых решений? Понятно, что культура бизнеса по разработке программного обеспечения для спасения морских ежей и культура разработчика ПО для контроля полевых лагерей – две разные вещи. Выясняем, что является основным продуктом, кто основным клиентом.

Об изменениях

Спрашиваем, что изменилось в компании за последние три месяца. Во времена перемен появляются новые игроки, лидеры рынка падают, международные компании уходят или тихо остаются, социальные проекты неожиданно начинают приносить большие прибыли. Тридцатилетняя история компании, например, может быть критично важной для вашей карьеры. А международный статус, проекты по релокации, наоборот, – не совпадать с вашими семейными планами. Лучше выяснить все заранее.

Важным может оказаться буквально все. Например, у нашей компании, маркетплейса GFC, есть статус аккредитации в Минцифры. Мы долго не придавали этому значения, скорее, думали про интенсивное развитие нашего проекта с учетом возможностей резидентства в Сколково. Но дополнительные льготы для сотрудников всегда востребованы. Если в ваших планах льготная ипотека, то почему бы не спросить про статус аккредитации компании в Минцифры? А еще многие перевозят офис, например, в Армению, Казахстан и ОАЭ. Мы, к примеру, в центре Москвы, будет ли еще один офис, пока только обсуждаем. Но зависеть это будет в итоге только от развития бизнеса.

О работе

Современные технологии – это важно. Все, что вы делаете сегодня, ежедневная работа, – это ваше портфолио, которое в будущем начнет приносить деньги. Хорошо спросить про функциональные изменения. Ну точно же последние версии библиотек? Какие решения из современных применяются? Ниже пример тех, которые актуальны у нас сейчас. В каждой компании свои технологии и подходы, но понять, насколько они соответствуют времени, лучше заранее, задавая вопросы. (Ниже то, что актуально у нас на начало июня 2022, но времена меняются).

• Frontend. React 18 и фреймворк Next.js 12 (обновляем в течение месяца после релиза). Docker

• Backend. Php 8.1 (с нетерпением ждем в ноябре 8.2), библиотеки symfony, докеризация проектов, PostgreSQL 12, Redis 6.2, Doctrine ORM (всегда последняя стабильная версия), Elasticsearch 8.1

• Mobile. Dart 2.16 + Flutter 3

• MQ. RabbitMQ 3.10

Как правило, про рабочие задачи, обязанности и ответственность рассказывают очень тщательно. Значит, будет разумно узнать про принципы работы, постановку задач, наличие базы знаний. Мы стали вести последнюю потому, что это был запрос разработчика на адаптационной встрече, сейчас это востребованный инструмент. Особенности есть у каждой компании. Наш технический директор говорит, что некоторые как-то живут и функционируют и без версионирования (git) и считают это нормальным, а для нас это стандарт разработки. Есть немало компаний, которые не прибегают к структурированному подходу для версионирования Git-flow, а мы его используем. Даже в крупных организациях не применяют статические анализаторы кода для проверки оного, а у нас это база. Опять же использование жесткой типизации кода, что сильно помогает в разработке продуктов.

Также хорошо заранее ознакомиться с паспортом проекта и распределением ролей. Вероятность стать многоруким Шивой в отечественной айтишечке очень велика, но это быстро ведет к профессиональному выгоранию.

Про ответственность. Можно задавать вопросы о принятой модели поведения в случае ошибок, критических инцидентов. Как принято вести себя в случае разных ошибок, они же должны быть?

Про методологию работы. Пожалуй, все знают принципы agile… Следование им и применение методологии scrum свидетельствуют о том, что для компании важнее всего продукт и команда, здесь не придают большого значения бюрократии и нет жесткой иерархической структуры. В такой команде проще развиваться.

Об условиях

Правило хорошего тона – это когда все ключевые условия прописаны в оффере (заработная плата, график, место работы, льготы, подчинение, функционал и т.д.). Если формулировки обтекаемы, лучше сразу уточнить порядок принятия решения. Например, «размер премии до…» вовсе не означает гарантированность ее получения. Если вам точно понятен порядок расчета, начислений и суммы выплат, то будет не лишним уточнить порядок пересмотра заработной платы. Существует ли взаимосвязь между ростом компетенций и уровнем компенсаций и льгот?

О людях

У HR есть такая традиция – задавать проективные и другие занятные вопросы. Это когда ваш ответ на вопрос о других людях характеризует вас самих. Почему бы вам не узнать таким же способом про отношения и команду? Спросите у вашего интервьюера, что ему нравится в компании, где он работает, и как давно он находится здесь. Поверьте, вряд ли это будет рассказ про печеньки, хорошим знаком будет информация про профессиональную команду, амбициозные проекты и здоровые отношения. Кто в компании профессионально вдохновляет? Чем, по мнению вашего собеседника, ценностное предложение компании отличается от других? Если оно, к примеру, заключается в поездке на море после 5 лет переработок и командировок, сюда точно не надо. Цитирую нашего CTO-директора: «Я женатый человек, мне нельзя в Бельдяжки». Здорово будет спросить, какие мероприятия и льготы за последний год больше всего понравились сотрудникам. Так вы сразу узнаете, что в компании бывает, какая у нее культура и интересует ли ее, что нравится сотрудникам и что им нужно.

Ваш собеседник – уже сотрудник компании. Какие вопросы он при трудоустройстве не задал и пожалел об этом? Открытый позитивный диалог позволит вам максимально полно сформировать представление о будущем работодателе, а правильный выбор позволит в итоге чувствовать себя на работе комфортно с учетом ваших потребностей. Как известно, хороший выбор сегодня определяет наши возможности и самочувствие завтра.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Белокопытов

Можно использовать volumes и не пере собирать проект каждый раз. Удобно, когда нужен nginx, caddy или traefik. Все зависит от сложности приложения. Конечно проблему с ssl можно решить при помощи local-ssl-proxy и прочих прямо в рамках react dev server или аналогичных, но опять же в сложных проектах нам может понадобится что-то еще. Например в случае Next, Nuxt или прочих SSR фреймворков мы можем использовать серверную инфраструктуру и вполне можем поднять рядом редис или что-то еще. Стандартный пример - кеширование html для уменьшения TTFB. Во многих простых SSR проектах весь API строят на возможностях фреймворка и там нужно довольно много сервисов рядом. В production эти сервисы могут быть где угодно, а для разработки очень просто поднимать их в контейнерах

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Запруднов

а что думаете про dev ops?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Белокопытов

Все зависит от проекта и компетенций сотрудников.
Но есть вы строите проект на кубах, то devops, как отдельная роль, в команде обязателен.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
alex b

Про volumes наверное не слышали? Мы в докере разрабатываем, все норм по крайней мере в плане бэка, фронт на реакте и его ребята вроде как билдят периодически, но там и без докера будешь этим заниматься

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
alex b

Я пишу на php и go, оба проекта в докере, все норм подхватывает на лету, volumes как раз для этого и нужны, чтобы кодовая база не фиксировалась внутри контейнера, а тянулась актуальная из файлов

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Колтунова

Мне кажется один из самых важных вопросов, что изменилось в компании за три месяца? Важный ведь вопрос, куда ты приходишь работать, в компанию, которая развивается или испытывает трудности... Спасибо автору за статью и подсказку!

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда