{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Можем заменить: автозапчасти для легковых авто

«Можем Заменить» – информационно-аналитический проект Центра аналитики и экспертизы ПСБ по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики.

Крупные европейские поставщики автозапчастей приостановили поставки и отгрузки в Россию, что вызывает опасения у автомобилистов о возможном начале дефицита и подорожании техобслуживания. Мы считаем, что сложности с наличием могут возникнуть только по оригинальным и особо сложным электронным компонентам. Другие же запчасти можно заместить за счёт переориентации импорта из Китая, Турции, Индии, а со временем за счёт расширения внутреннего производства.

В России эксплуатируется около 44 млн легковых автомобилей. Однако автопарк автотранспортных средств не совсем новый: средний возраст составляет около 14 лет, что свидетельствует о необходимости регулярной замены изношенных частей.

Кто производит и поставляет автозапчасти в Россию?

Доля импортных автозапчастей на российском рынке составляет около 50%. Сам рынок можно разделить на оригиналы и реплки. Отличие заключается в том, что оригинальная запчасть лицензирована автопроизводителем. Реплика — точная копия без лицензии, но зачастую с более низким качеством.

Основная доля импорта (около 60%) реплик в Россию приходится на Китай (555, Copii, CRB, Achr, AKITAKA и т. д.). В Поднебесной насчитывается более 8 тыс. заводов по производству автокомпонентов, при этом ассортимент продукции очень широк и возможно найти аналог практически для любой автозапчасти. Оставшаяся часть импорта приходится на Турцию, Индию и Тайвань.

На долю европейских произодителей оригинальных автозапчастей приходится порядка 40%. Основными европейскими производителями оригинальных автозапчастей являются: Bosch, SWAG, VAG (Volkswagen Group). Доля американских и канадских запчастей составляет менее 10% рынка, а японских — 15%.

В то же время в России производится порядка 50% автозапчастей. Крупнейшими российскими производителями являются: «Риваль», «Точка опоры», «Эргон», «Цитрон». Кроме этого, отдельные запчасти выпускают и сами отечественные автопроизводители, например АвтоВАЗ или «Соллерс».

В России также находятся собственные заводы таких производителей запчастей, как Magna, Schaeffler, A.Raimond RUS, AIC Automative Interior Systems, Bozal, Lear Corporation, подразделение турецкой корпорации Orhan Holding и т. д.

До настоящего момента в силу эффекта масштаба производство полного цикла сборки отечественных запчастей не происходило, посколько для этого требовались крупные инвестиции. Сам же процесс был нерентабельный, что привело к значительной зависимости от импортных автозапчастей.

Будет ли дефицит автозапчастей в России?

Дефицит по оригинальным и особо сложным электронным компонентам, поставляемым из Европы, скорее всего, будет, т. к. в России не производятся аналоги. В частности, это системы ABS, ГРМ, рулевые рейки, насосы и помпы, тормозные системы, микрочипы, электронные блоки управления двигателем (ЭБУ), коробки передач и т. д. С такими трудностями столкнутся автовладельцы марок BMW, AUDI, Mercedes, VW. Аналогичная ситуация ждёт владельцев люксовых авто (Bentley, Rolls-Royce и т. д.) и спорткаров (Lamborghini, Porsche, Ferrari и т. д.).

Впрочем, отдельные поставки для премиальных марок всё же со временем наладятся, но цена может существенно вырасти. Причина заключается в том, что поставки из ЕС будут проходить через Турцию и Грузию, что приведёт к росту логистических расходов.

Наиболее сильно на данный момент пострадали автодилеры, которым приходится делать гарантийный ремонт. Уже сейчас у них наблюдается дефицит отдельных запчастей. Так, у представителей марок BMW и Mercedes возникают сложности с наличием АКПП.

Дефицит неоригинальных и расходных запчастей может быть лишь временным. Оптовые игроки уже сейчас наращивают поставки из стран Азии, однако с учётом их производства и доставки может потребоваться до двух-трёх месяцев прежде, чем они поступят в магазины.

В то же время дефицита расходных материалов и запчастей для автомобилей массового сегмента (LADA, KIA, Hyundai) ожидать не стоит. Большая часть их производства локализована в России или легко заменяется импортом из Китая, поэтому найти их не составит труда.

Если рассматривать рынок запчастей со стороны конечного потребителя, то можно однозначно сказать, что в случае прекращения поставок оригинальных автозапчастей потребление сместиться в сторону качественных реплик из-за их доступности и более выгодного соотношения цены и качества.

В марте Правительство РФ предложило легализовать параллельный импорт, который позволит поставлять в Россию детали без разрешения правообладателя и использовать компоненты-аналоги для производства, ремонта автотранспортных средств, что расширит возможности производителей по поиску каналов поставки запчастей из Турции, Индии и Китая.

Успешным примером решения санкционных ограничений является «Группа ГАЗ», которая развивается в них с 2018 года. Автопроизводитель снизил количество импортных запчастей в своих моделях до 20-25% и переориентировал логистические потоки.

Развитие собственного производства автозапчастей капиталоёмко и потребует нескольких лет. В первую очередь необходимо воссоздание или копирование критически важных компонентов: ЭБУ, датчиковых систем, поршневой группы, трансмиссии, топливной аппаратуры, помп зажигания, без которых мы откатываемся к стандартам семнадцатилетней давности (Евро-2). Это потребует развитие как отчественной микроэлектроники, так и высокоточной обработки.

Владимир Соловьев, главный аналитик ПСБ

Больше материалов в телеграм-канале ПСБ Аналитика

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Po...

О! Цикл воодушевляющих статей подъехал!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

Мне вот интересно, у российских производителей запчастей производственные линии тоже исключительно отечественные? Потому что если ответ "нет", то как только они начнут ломаться, то производство отечественных запчастей может немного закончиться.

Ответить
Развернуть ветку
ПСБ Аналитика
Автор

У российских компаний имеются как отечественные, так и иностранные производственные линии. Иностранное оборудование не является исключительным и имеет широкую географию поставок, в том числе из стран Азии.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Петров

С широкой географией поставок это хорошо. Только если накроется узел в промышленном роботе, то с вероятностью 99,9% найти его можно будет только у производителя робота и это будет совсем не "из стран Азии".

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Гаврилова

Тоже такой вопрос появился

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Вот где реально нужна маркировка. И эту маркировку можно двигать локальным стартапом без участия монополистов, на достаточно простом софте.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда