Уровни Цифровой культуры в организации

Уровни Цифровой культуры в организации

В ходе работы, я очень часто сталкиваюсь с вопросами относительно цифровой трансформации в организации. Оценив все вопросы и пожелания, решил свести все к некоему общему понятийному аппарату. Я решил назвать уровень цифровизации "Цифровая культура" так как в целом этот термин говорит не только о том, на сколько "крутой" у вас компьютер на рабочем столе, но и о том на сколько сотрудники и акционеры понимают технологии, пользуются различными программными средствами. Мало закупить дорогое оборудование, необходимы знания и понимание того, как работать с информацией и извлекать из нее пользу.

Цифровая культура I уровня "Ремесленная"

На данном уровне в организации сотрудники пользуются общедоступными программными средствами, как например: пакет офисных программ, мессенджеры, электронная почта, табличные процессоры, фото видео редакторы и другие рабочие программы, установленные на ПК. Главная особенность этого уровня - это отсутствие единой централизованной базы данных. Сотрудники между собой общаются с помощью бумажных носителей, а данные обрабатываются, объединяются и анализируются вручную. Например, 1С бухгалтерия не синхронизирована со Складом, и с Отделом продаж, и с сайтом. Таким образом, для коммуникации баз данных необходимо участие человека, а цифровая система представляет собой отдельных "ремесленных" сотрудников, которые обмениваются данными на носителях. Организация достаточно медленно реагирует на состояния рынка, и очень сильно зависит от специалистов на своих местах. Сотрудники не могут работать удаленно. На "ремесленном" уровне редко идет накопление всех данных, в основном сохраняются только кадровые и финансовые данные, а также клиентская база.

Цифровая культура II уровня "Индустриальная"

На II уровне у организации появляется возможность отслеживать путь входящего денежного потока, от рекламных мероприятий до финансовой отчетности. В "Индустриальной" цифровой культуре многие процессы поставлены на конвейер. Сайты привлекают клиентов, звонки через онлайн телефонию пишутся и попадают в CRM системы, а продажа автоматически пополняет данные в 1С и списывает товары со складского программного обеспечения. Обработка информации в компании поставлена на поток и клиентские данные передаются из отдела в отдел по мере оказания услуги. На этом уровне появляется возможность строить финансовые модели Unit экономики, проводить визуализацию данных BI и проводить сквозной анализ операционной деятельности. Специалисты на местах легко заменяемы, так как работа ведется в комплексной ИТ инфраструктуре и все рабочие места не только оцифрованы, но и объединены в общую структуру с ЭДО и системой учетных записей. Сотрудники могут работать удаленно, но все еще должны "стоять у станка" чтобы операционные процессы шли. Индустриальный уровень часто применяют e-commerce проекты, так как продажи идут онлайн, но есть связь со складом, чтобы оперативно отгружать товары. Для того, чтобы перейти на индустриальный уровень организации часто приглашают компании-интеграторы, которые объединяют все разрозненные "ремесленные" рабочие места и базы данных в единую систему. Организация начинает собирать данные. За счет автоматизированной коммуникации внутри организации, реакция на изменения рынка происходит быстро и эффективно.

Цифровая культура III уровня "Информационная"

III уровень цифровой культуры можно охарактеризовать тем, что появляется искусственный интеллект. А именно, здесь подразумеваются интеллектуальные системы (информационные, экспертные и другие). Накопленная информация на "индустриальном" уровне может быть использована для настройки машинного интеллекта. Умные алгоритмы применяются в ценообразовании, рекламных ставках, распознавании документов, авто-воронках продаж, чат-ботах поддержки, подбор и анализ кадров, системы аналитики и прогнозирования и другие. Переход на "информационный" уровень потребует от организации привлечения data-science специалистов, а также экспертов в области машинного обучения и искусственного интеллекта. В таких организациях уже вводится должность CTO (Главный инженер по цифровизации), который проектирует архитектуру всей цифровой среды организации, подбирает специалистов для настройки узловых алгоритмов системы и ведет работу по совершенствованию ИТ инфраструктуры. "Информационная" компания не только оперативно реагирует на изменения рынка, но может прогнозировать движение рынка на год вперед. Сотрудники на некоторых рабочих местах, как обработка документов, больше не требуются. Рабочие места занимают высококвалифицированные специалисты занимающиеся донастройкой интеллектуальных систем, причем в режиме не полной занятости. (конечно, уборщицы тоже нужны, но почему бы не использовать робота с подсчетом площади и времени уборки, а также расходных материалов, а обслуживанием роботов уже занимается специальный сотрудник, который если что, может и дотереть пол). Главное преимущество "информационной" организации в том, что собираемые данные активно используются в принятии решений, и оперативном гибком изменении (подстройки) ключевых процессов к новым прогнозируемым условиям рынка. Причем, все происходит максимально эффективно, при использовании ограниченных ресурсов как финансовых так и временных.

Специально для дочитавших до конца я решил проводить небольшие бесплатные консультации на 30 минут, на которые можно записаться по ссылке БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Буду рад ответить на вопросы по цифре и информации для вашего дела.

Артем Аментес

Основатель CVCODE

Начать дискуссию