Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Попалась на днях на глаза довольно интересная презентация от Агентства маркетинговых исследований "Data Insight" о состоянии дел на российском рынке электронной коммерции.

С учетом вчерашней речи нашего Президента, когда он в лучших традициях своего американского коллеги Дональда Трампа, подтолкнул котировки Озона, аж почти на 10% одним своим ни к чему не обязывающим предожением, решил поподробнее с Вами поделиться тем, как себя чувствует рынок. Что-то из презентации, что-то добавляю от себя в качестве моих мыслей и выводов.

Прошлый год был рекордным в секторе, как итог удвоение (+104%) количества онлайн-заказов за год и довольно весомая цифра в 1,7 млрд онлайн-заказов товаров, без учета продаж через соцсети и заказов еды в сервисах доставки готовой еды.

Темпы роста были рекордными, не только для российского, но и для всего мирового eCommerce среди больших национальных рынков с миллиардными объемами

Объемы онлайн-продаж в денежном эквиваленте также прибавили весомые +52% и достигли 4,1 трлн.рублей

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Количество онлайн-заказов выросло в 2021 г. почти на 900 млн, но 86% этого прироста обеспечили два крупнейших маркетплейса (Озон и Вайлдберриз) и сервисы eGrocery (товары повседневной необходимости:продукты питания, напитки, бытовая химия и детские товары), "традиционный» eCommerce вырос всего на ~35 млн заказов

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Рост объема рынка в денежном выражении (+1,4 трлн. руб.) распределен более равномерно: продажи категорийных интернет-магазинов тоже росли (но в основном за счет инфляционного роста среднего чека), доля дуополии (Озон+Вайлдберриз) все равно "монополистическая". 45% рынка в денежном эквиваленте уходит именно в их в карманы.

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Результаты 1квартала

Тенденция прошлых лет по стремительному увеличению доли онлайн-продаж товаров и развитие маркетплэйсов продолжалась бурными темпами, снова феноменальным рост в +93% в количестве заказов и +56% в денежном эквиваленте.

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Переток покупателей и покупок из оффлайна в онлайн продолжается достаточно мощный, несмотря на все геополитические проблемы и кризисы, коррекцию в целом в ритейле, люди продолжают уходить в "онлайн", разгоняя все больше сектор электронной коммерции и поведенческие привычки изменятся вряд ли. Высокая инфляция продолжала стабильно увеличивать чеки и объемы продаж в денежном эквиваленте.

Апрель 2022г.

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Апрель был одним из самых сложных месяцев для нашей экономики вместе с мартом. По апрелю уже было видно торможение сектора, по-сути его вытягивает только "сладкая парочка" Озон+Вайлдберриз, у остальных все достаточно сложно. Данные по апрелю:

• Снижение количества онлайн-заказов только на 3% по сравнению с мартом

• Рост количества заказов к прошлому году снизился с +88% в марте до +68% в апреле- это минимум за 18 месяцев.

• если вычесть маркетплэйсы Wildberries и Ozon (и игроков сегмента eGrocery), то весь остальной рынок вырос (по заказам) всего на 2% к прошлому году (и -13% к марту 2022 г.)

• у большинства интернет-магазинов из топ-500 снижение количества онлайн-заказов (апрель-2022 к апрелю-2021) составило более 10% (без учета сегмента eGrocery)

• в сегменте eGrocery спад по количеству заказов на 7% по сравнению с мартом, замедление роста год-к-году с +135% в марте до +99% в апреле

• снижение среднего чека в eGrocery на 8% к марту и 4% к февралю – несмотря на всплеск инфляции

Май 2022г.

По маю были прогнозные данные о стабилизации сектора на уровнях апреля, без существенного ухудшения или улучшения динамики. Продолжается замедление феноменального роста прошлого года и первого квартала этого, но все еще очень высокие цифры и объемы. Надеюсь Озон опубликует данные за полугодие и свою экспертную оценку сектора и российского рынка.

Основные текущие тренды и драйверы роста сектора "электронной коммерции":

  • Закрытие магазинов. В 2020-2021 гг. продолжается рост количества закрывшихся интернет-магазинов, в т.ч. в связи с переводом продаж на маркетплейсы, за первый квартал закрылось около 8% ТОП-5000 интернет-магазинов
  • закрытие или (чаще) приостановка работы большинства DTC-проектов «западных» брендов (производство брендовых товаров без "бренда"). Схема, по которой одна фабрика/завод производят одинаковые товары, часть из них брендируется и продается через официальные магазины и точки продаж, другая идет "ноунэйм", либо неизвестного бренда

• нестабильность ассортимента и цен в оффлайне делаем весомее фактор удобства поиска и сравнения в онлайне

• ускоренная деградация оффлайнового ритейла (снижение трафика в ТЦ, закрытие магазинов, дороговизна поддержания полного ассортимента и штата сотрудников)

• приход новых брендов и импортеров из "дружественных стран", для которых маркетплейсы являются самым очевидным путем выхода на конечных покупателей

Как изменится рынок в ближайший год?

• большинство крупных игроков останется на рынке, более мелкие будут возможно вынуждены уйти с рынка

• сокращение маркетинговых бюджетов приведет к росту значимости бренда/известности, дополнительное преимущество для лидеров и невозможность рекламироваться для небольших игроков.

• «битва маркетплейсов» все быстрее превращается в битву двух "гигантов"

• доминирование универсальных маркетплейсов (во всех категориях, кроме продуктов питания и фармы) будет быстро расти и становиться все заметнее

• массовое вымирание «чистых» (без присутствия в оффлайне) онлайн-магазинов

• снижение качества работы онлайн-интерфейсов

• сокращение инвестиций в логистику + рост значимости WB и Ozon на этом рынке

• распространение обязательной предоплаты

• приход eCommerce в сферу повседневных покупок

• резкое изменение потребительских привычек, начавшееся на ковид-волне весной 2020 г. продолжает набирать обороты

Прогноз на 2022г.

В 2022 г. российский eCommerce продолжит расти, притом почти наверняка, рост составит десятки процентов, снизившись с прошлогодних отметок роста в 100% до роста в 50-60%, при этом весь рост практически обеспечивается лидерами сектора (Озон+Вайлдберриз), да стабильное направление e-Grocery.

Рост рынка в рублях, благодаря инфляции и ограниченности предложения на некоторые категории товаров, вероятно окажется лишь немногим ниже прошлого года.

Российский рынок "электронной коммерции". Жив или мертв?

Электронная коммерция продолжает расти очень быстрыми темпами, едва ли не самое растущее направление в плане Бизнеса в России. Санкционные и геополитические риски не видятся серьезной проблемой, очень оперативно Правительство помогло разрешением ввоза и возможностью торговли "паралелльным импортом", потребительские привычки и удобство выбора товаров, нас все чаще толкают покупать в онлайн и забирать товар, где удобно или чтобы его и вовсе привезли домой.

Что касается ОЗОНа, продажи растут очень быстрыми темпами, безусловно сама Бизнес-модель Компании с одной стороны проста и инвестиционно достаточно интересна, с другой стороны нет никакой уникальности, сильные конкуренты из Вайлдберриз, Яндекс.Маркета, Сбермегамаркет, Алиэкспресс и пр.

Компания ведет очень агрессивную экспансию в регионах с надеждой на масштабированность Бизнеса и выход на прибыльность в ближайшие несколько лет. Насколько получится посмотрим, думаю все шансы и перспективы на это есть.

Другой вопрос и очень важный для ОЗОНа, это оценка Компании рынком, теми ожиданиями, которые в нее закладывают. Здесь нужно подробно вникать и анализировать, насколько ли эти ожидания оправданы и реализуемы в ближайшее время, цели такой на данный момент не имею

11
Начать дискуссию