С заботой о планете: как, меняя устойчивые процессы на производстве, повысить его экологичность в новых реалиях

Тренд на экологичность в последние годы широко распространился в России. Более 30 % покупателей при выборе товаров обращают внимание на отношение брендов к охране природы. Крупные производители берут курс на ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — стиль работы, при котором экологичность становится критерием эффективности и успеха компании. Уменьшение слоев упаковки, организация сортировки отходов, их вторичной переработки — такие задачи ставит перед собой ответственный бизнес. О настоящем экопроизводстве в Сибири, достижениях и поставленных целях, о том, как сохранить курс на экологичность с учетом вызовов нового времени, рассказала Марина Артюх, руководитель направления устойчивого развития Siberian Wellness.

С заботой о планете: как, меняя устойчивые процессы на производстве, повысить его экологичность в новых реалиях

Курс на ESG

В 60 странах люди любят продукты Siberian Wellness, ингредиенты для производства которых нам дарит природа. Берешь — отдавай: экоподход всегда был в фокусе нашей команды. При этом требования, которые мы сами предъявляем к себе, выше тех, которые обязывает соблюдать государство. Новейший производственный комплекс Siberian Wellness сертифицирован по международным — HACCP, ISO, GMP — и другим высочайшим стандартам. Цеха соответствуют правилам, установленным для фармацевтической отрасли. С момента создания осознанность и экологичность — ключевые ценности нашей компании.

Тренд на заботу об окружающем мире не новый. Но большие компании вывели его на высокий уровень, создали условия, при которых на рынке говорят на одном языке все игроки, вне зависимости от масштабов их бизнеса. Несмотря на то что сейчас часть крупных брендов уходит с российского рынка, уже сформировались условия, которые позволяют ставить и достигать общие цели, доносить ценность достигнутого до потребителя. Siberian Wellness приняла и утвердила программу устойчивого развития, и мы активно транслируем наш корпоративный высокий стандарт эко- и социальной ответственности.

Радует, что экоподход сегодня становится нормой. Потребитель делает всё более уверенный выбор в пользу ресайкла, второй жизни вещей, отказа от пластика, который превращается в мусор сразу после использования. Задача производителя в этих условиях — дать людям возможность и выбор. Вместо пакетов предложить многоразовый шопер, вместо новых коробок с любимой косметикой — такие же по содержанию, но экологичные сменные блоки (интеллектуальный крем серии Experalta Platinum в подобном формате пользуется заслуженным спросом). И доступность ресайкла тоже зависит от производителя: мы можем организовывать и просвещать. Количество собственных экостанций в магазинах нашей Компании постоянно растет, на упаковке мы размещаем информацию об утилизации, при этом предоставляем сведения, касающиеся не только Siberian Wellness. В открытом для каждого онлайн-курсе по экопривычкам EcoStep мы постарались собрать и систематизировать максимум информации по экотематике.

К счастью, даже в сложных условиях последних нескольких месяцев российский рынок продолжает следовать зеленому тренду. На государственном уровне разрабатываются инструменты поддержки, внедряются новые льготы для производителей, которые проявляют себя социально ответственными. Крупный бизнес активно включен в рабочие группы, дает рекомендации по разработке законов. Надеемся, что эффективный механизм поддержки курса на ESG в ближайшее время будет создан в России.

По шагам

Siberian Wellness действует в рамках собственной экополитики. Ее задачи охватывают не только производственные процессы, но и ряд других важных направлений деятельности, в том числе взаимодействие с потребителями наших продуктов — ведь мы сетевая компания. Изменения, безусловно, касаются и многих сотрудников управляющей компании — как в отношении решения рабочих задач, так и ресурсопотребления в целом.

Чтобы реализовать поставленные цели, компания сделала 5 важных шагов:

ШАГ 1

Цель: уменьшение многослойности, 100 % ассортимента без лишней упаковки.

Результат: 89 % упаковок продукции изменено за 2021 год, сохранено более 600 деревьев.

Прежде чем начать изменения, мы провели экоаудит упаковок более 300 позиций товаров. Для этого мы привлекли специалистов из внешней компании, которые помогли нам оценить ситуацию объективно. В результате был составлен список изменений, которые должны помочь сократить потребление без ущерба для качества.

К примеру, оказалось, что использование слоя из пластика для защиты от повреждений при транспортировке часто избыточно. Картон в упаковке был заменен на более плотный, способ укладки для транспортировки — на более оптимальный, протестированы и выбраны различные способы нанесения краски — она должна и не стираться, и быть экологичной. Эти шаги позволили отказаться от целлофанирования упаковок у 30 % ассортимента! По возможности мы отказались и от картона, оставив лишь основную упаковку продукта — банку или тубу. У некоторых категорий размер упаковки уменьшился — например, у продукта Men's Box количество капсул не изменилось, а коробка сильно изменилась в размерах. Теперь всю серию Daily Box мы хотим перевести в «малышей».

Кроме того, мы:

• Убрали вкладыш в БАД «Истоки чистоты», оставив инструкцию только на сайте.• Уменьшили размер коробки у серии чая Baikal Tea Collection. • Убрали внешнюю коробку у бальзамов «Живокост», «Уян Номо», «Уян Номо» (дегтярный), Бальзам форте расслабляющий. • Убрали коробки с ложементом у гелей для умывания с омега-кислотами и Фитомыла (косметика с комплексом ENDEMIX™).

В этом направлении мы продолжаем работать. Но уже на сегодняшний день мы отказались от верхнего слоя пластика у трети ассортимента и сократили использование картона на 36 тонн в год — а это спасает более шести сотен деревьев!

ШАГ 2

Цель: использовать вторсырье в упаковке минимум у 50 % ассортимента (РЕТ-банки для БАД, РЕТ-флаконы, тубы, картон, экосумки).

Результат: в качестве альтернативы пластиковому пакету произвели многоразовые сумки, бумажные пакеты с использованием вторсырья.

На этом этапе мы столкнулись с неоднозначным фидбеком. Сначала большая часть клиентов была недовольна тем, что из ассортимента пропали бесплатные пакеты из пластика — это был один из первых экошагов, предпринятых еще в 2019 году. Продавать пакеты стали заведомо дорого, чтобы стимулировать отказ от подобной покупки. Тогда для розницы это было достаточно смелым решением. Но мы предложили экозамену на выбор:

— сумку из спанбонда;

— сумку из переработанных пластиковых бутылок;

— бумажный пакет с международной сертификацией FSC.

Разумность замены мы поясняли с помощью простой математики: купив экосумку за 90 рублей, человек окупает ее за 18 раз использований. То есть при посещении магазина 2–3 раза в неделю, уже через 2 месяца носить экосумку Siberian Wellness становится выгодным! А в результате в мусоре значительно сокращается количество пластика.

Следующим пунктом идет переработка PET-банок. Круглые банки от витаминов, к которым вы наверняка привыкли, можно производить с использованием вторсырья. И потом такую банку — переработать снова и снова. Но если в части перехода от пластиковых пакетов к многоразовым сумкам нам удалось достичь поставленных целей, то в части запланированного использования вторсырья для производства PET-банок не все так гладко, как нам бы хотелось. Это связано с сегодняшним санкционным режимом. Мы провели анализ рынка и запросили у поставщиков, смогут ли они сделать для нас преформы — заготовки, из которых потом выдуваются банки. Один поставщик не может установить новое оборудование и использовать вторсырье для PET-банок из-за санкций. Другой поставщик, с которым у нас уже были достигнуты договоренности, накануне подписания контракта сообщил, что оборудование вышло из строя, а ремонт невозможен — импортные комплектующие недоступны в России. Такая проблема сейчас не только у нас — использование вторсырья в упаковке в России на сегодняшний день пока под вопросом.

ШАГ 3

Цель: на 100 % перерабатываемая упаковка минимум у 40 % ассортимента.

Результат: в 2021 году у 23 % продуктов улучшили перерабатываемость упаковки.

Мы смогли провести модернизацию упаковки без повышения затрат и стоимости продукции и добились возможности стопроцентно перерабатывать упаковку нескольких серий — например, от тоников и шампуней ENDEMIX. Единственным затратным решением как для нас, так и для клиентов остается новая серия Ecocollection, так как каждую банку в производстве комплектуют вручную. В упаковке этих продуктов используется стекло и алюминий — материалы, которые можно перерабатывать на 100 %. Сегодня она очень востребована в Европе, потому что там создана инфраструктура для утилизации тары из таких материалов. Прямо сейчас очередная партия этой коллекции направляется в европейский интернет-магазин.

Повышение экологичности производимых продуктов требует дополнительных инвестиций в модернизацию оборудования и производственных линий, обучение персонала. Организовывая сбор вторсырья, производитель также несет допзатраты на установку контейнеров в точках продаж, организацию, транспорт и сортировку. Siberian Wellness запустила проект «Экостанция»: Мы вам — продукт, вы нам — упаковку! Сейчас мы принимаем на переработку даже саше-пакетики, в которые фасуются капсулы.

Санкции и здесь создали нам сложности. Пришлось пересмотреть базу партнеров, которым мы отправляем тару на переработку. В некоторых городах открытие экостанций не состоялось. Но оптимизм мы сохраняем даже сейчас и, несмотря на неизбежность издержек, планируем расширять сеть экостанций и приложить к их развитию еще больше усилий. Надеемся, что, несмотря ни на что, бизнес по переработке вторсырья в России сохранится, а с развитием инфраструктуры ресайкла и повышением доступности экоматериалов в нашей стране издержки производителей будут снижаться.

ШАГ 4

Цель: на 100 % корректная маркировка использованных материалов на упаковке продукции и на сайте для целей переработки.

Результат 2021 года: у 73 % продуктов есть корректная маркировка на упаковке.

Мы всегда следили, чтобы наша продукция был промаркирована должным образом в соответствии с требованиями законодательства РФ. Однако такая маркировка иногда бывает не понятна потребителю. Поэтому в основном задача заключается в том, чтобы наши клиенты могли быстро и просто понимать, какие материалы мы используем в упаковке и что нужно с ними сделать прежде, чем утилизировать. Эффективный раздельный сбор отходов возможен, если в упаковке промаркированы абсолютно все элементы: емкость, крышка, этикетка, коробка. Для основного ассортимента наших продуктов апгрейд маркировки не был затратным. Однако были моменты, когда реализовать задуманное оказалось не просто. Например, на литьевой форме крышки ее производитель не предусмотрел маркировку. Значит, такую форму нужно менять, а это уже требует определенных вложений и времени на поиск решения.

ШАГ 5

Цель: найти решения для экономии природных ресурсов.

Результат: некоторые изменения произошли незаметно для потребителей. Например, изменение размера термоусадки, уменьшение толщины стенок, смена туб. Но поиск этих решений положительно повлиял на процесс разработки упаковки новых продуктов.

Контроль вскрытия — хороший пример маленьких больших изменений. Маленьких для потребителя — раньше крышка была полностью под слоем пластика, теперь ее заменил маленький стикер. Больших — для защиты природы, ведь при наших объемах мы значительно экономим ресурсы.

В ближайшем будущем мы планируем еще один важный шаг: все косметические средства мы хотим выпускать в стеклянной таре. И первые 2 крема выйдут в стекле уже осенью. В результате потребитель получит привычный продукт, а мы — шанс на стопроцентный ресайкл.

К сожалению, санкционный режим частично изменил наши планы, сотрудничество с рядом поставщиков из Европы уже невозможно. Но мы нашли альтернативу в России и Азии. В частности, на выставке RosUpack мы получили отличные предложения, мы изучаем их и надеемся, что с новыми партнерами непременно будем плодотворно работать.

С заботой о планете: как, меняя устойчивые процессы на производстве, повысить его экологичность в новых реалиях

Перспективы следования политике ESG

Изменение конъюнктуры, конечно, влияет на диапазон возможностей и скорость реализации планов, которые стоят перед бизнесом любого размера. В политике и в экономике всегда чередуются зоны спокойствия и турбулентности, но стоит сравнить их эффект с глобальными целями, к которым рынок идет по пути ESG. Ответственность в социальной и экополитике гораздо глобальнее, и отказ от нее невозможен, потому что последствия такого отказа могут стать необратимыми.

ESG эффективно работает, если действовать методично и комплексно. Принципы, согласно которым действует Siberian Wellness, распространяются на каждый продукт, каждый контракт, каждый рабочий процесс. Когда-то мы поставили цель создать производство, которое полностью отвечает заявленным принципам. Теперь мы по праву гордимся суперсовременным и суперэкологичным производственным комплексом, построенным рядом с Новосибирском. И теперь у нас новая цель: полная интеграция ESG в производство и осознанного подхода — в бизнес-модели. Время вносит свои коррективы, и результат не всегда моментальный — потребуется анализ и обстановки, и принятых в процессе решений, и корректности поставленных целей. Но следуя курсу на устойчивое развитие, мы однозначно становимся лучше и надеемся, что не оставляем равнодушными и наших потребителей.

Начать дискуссию