Про роялти за период неработающего бизнеса

Всем привет. Хотел первый пост в своем канале написать о каких-то более легких приземленных вещах во франчайзинге, но, видимо, не получится. Неожиданно появилась история из недалекого прошлого, которая, надеюсь, будет весьма полезна и познавательна.

В России франчайзинг до сих пор многими воспринимается как что-то мутное, местами нелегальное, часто как инфобизнес со всеми вытекающими минусами. Хотя многие предприниматели и на инфобизнесе хорошо зарабатывают, причем по обе стороны баррикады.
Но в целом доверие к этому рынку и к отдельным франшизам складывается на основании имиджа франчайзора, сформированному «комьюнити» партнеров, которые чаще всего продвигают такую франшизу много сильнее и качественнее, чем любая реклама. Поэтому продать франшизу на старте своего бизнеса толковым партнерам и помочь им как можно быстрее получить результат – это 90% успеха франшизы на средней и дальней дистанции развития проекта. Об этом аспекте грамотно выстроенной франшизы я еще подробно расскажу как-нибудь в другой раз. А сейчас к сути истории.

Ко мне обратился партнер одной из франшиз, к которой я имел непосредственное отношение в недалеком прошлом. Более того, я лично заключал с ним договор, и он был одним из первых и самых сильных партнеров проекта. История такова. Он не ведет деятельность уже более года. Связано это было как с личными моментами, насколько я понял, так и с пандемическим рынком, где данный вид бизнеса очень серьезно пострадал в периоды локдаунов.

Как резюме – человек прекратил деятельность в данном бизнесе, занялся другим. Он не расторг официально договор, не подкрепил свой уход из бизнеса документально. Это, конечно, минус, и о нем ниже дополнительно скажу. Но тут важна история со всеми деталями. Потому что, это мое твердое мнение, франчайзинг – всегда суть партнерство. Полезное и взаимовыгодное для обеих сторон. Именно поэтому лучше, чем рекомендации действующих франчайзи, вашу франшизу не продаст ничто и никто. Ни суперприбыльная финмодель, ни удобное и своевременное окно возможностей на вход. Ни даже минимальные инвестиции. Именно с этим и связана проблема сложностей выхода на рынок новых франшиз и исчезновением однодневок-временщиков, которых не заботили дела франчайзи после получения от них паушальных взносов.

Вернемся к нашей ситуации. Человек получает от франчайзора счет на роялти за год за две точки. Если в цифрах – то этот роялти превышает стоимость первоначально им внесенного паушального взноса. Кроме счета – еще претензия в виде пени. Абстрагируясь от явного недочета или недосмотра в виде отсутствия документального подтверждения расторжения договора, рассмотрим как морально-этическую, так и юридическую сторону претензии.

1. Роялти — это ежемесячный платеж. Точнее регулярный, периодический, но в данном случае исключительно ежемесячный, что и прописано в договоре.

Не выставлять счета целый год, а потом разом выкатить счет за весь период, это и некорректно, и юридически безграмотно. Конечно, если подкрепить эту историю документально, то шансы есть. Если вы взяли кредит в банке, не получали счета год, но при этом и не платили, то банк вам может выставить итогово счет за этот период, фактически заставляя вас же платить за свою ошибку. Но вы кредит брали, вы в этом случае не можете наивно полагать, что банк про него забудет. Здесь же несколько иное. Роялти сродни абонентской плате. Даже если вы не пользуетесь мобильной связью, но ваш тариф с фиксированным платежом, то счета вам приходят все равно. Каждый месяц. Опять же – все это должно подкрепляться документально. И этот документооборот работает в обе стороны. Здесь его не было.

2. Франчайзинг в данном проекте оформлялся договором бизнес-партнерства.

Где-то до 2020 года эта схема еще работала в отдельных видах бизнеса, хотя потихоньку все переходили на договоры концессии и лицензионные. Договоры весьма простые, без нюансов, такие действительно было сложно заключать без сложившегося имиджа компании на рынке и наличия уже сложившейся сети партнеров. В части «без нюансов» — там слабо прописывался процесс выхода партнера из бизнеса. Предполагалось, что человек, если ему некомфортно далее работать, просто перестает платить роялти, и управляющая компания расторгает с ним договор. Такая схема, пусть кто-то и посмеется, прекрасно работала в другом проекте, которым я занимался, где таковых договоров было заключено более 500 (пятиста). Да, были времена и проекты, когда люди друг другу доверяли.

3. В договоре с данным франчайзи была прописана фиксированная стоимость ежемесячного роялти за одну точку.

Как и где эта точка определена, мы тогда даже не утруждали себя прописанием правил. Дикие люди, скажете? Возможно. Но, повторюсь, во франчайзинге всегда изначально больше рискует франчайзи, он платит деньги на входе (паушальные платежи), а далее ежемесячные роялти. При этом вернуть паушальный взнос в такой системе фактически нереально, если вам была передана некая материальная или интеллектуальная собственность. Также как и потом нереально франчайзору навязать франчайзи на весь срок платить роялти, если ему становится партнерство невыгодно. Получалась интересная круговая порука. Франчайзор мог себе гарантировать получение паушального взноса, а вот дальше надо было мотивировать франчайзи оставаться в сети и платить ежемесячные роялти. Местами мне даже жаль, что подобные схемы сейчас уже не работают. В целом это очень прозрачный для обеих сторон бизнес получался. Потому что франчайзи сразу видел и получал то, за что оплатил паушальный взнос. А с точки зрения роялти при наличии сложившегося комьюнити партнеров только франчайзор-самоубийца мог требовать от франчайзи платить деньги за то, что он физически не получал или перестал получать. И уж точно не требовать с того деньги за период вынужденного простоя или даже после закрытия. Пандемия, кстати, на рынке франчайзинга и не только франчайзинга навела порядок. Она показала, кто есть кто с обеих сторон.

Как итог. Каким образом в нашей истории франчайзор планирует получить с вышедшего из бизнеса партнера (пусть это документально не подтверждено) роялти за целый год, я не представляю.

Почему?

- Суду будет очень интересно, почему не заключен договор концессии или лицензионный.

Вполне вероятна ситуация, когда вообще при таком конфликте суд признает договор ничтожным. Но даже если и не признает, то следующий вопрос будет о том, почему весь год не выставлялись счета помесячно, также, где документально подтвержденные регулярные претензии к франчайзору в виде писем, а не только слов и переписок в мессенджерах (если что – их тоже не было, насколько я знаю) .

- Франчайзи может элементарно доказать, что он не вел в этот период бизнеса, у него не было подтверждаемой локации по осуществлению предпринимательской длительности.

Условно для государства это вообще не был бы аргумент в части, как пример, патентной системы налогообложения. Не приостановил патент, оформил его на весь срок – плати. Как и плати в фонды государству, если не закрыл вовремя ИП. Но в части заключенного договора бизнес-партнерства роялти платится за каждое предприятие. Нет предприятия – нет роялти. Ни один суд не признает претензии по оплате за воздух, если таковая возможность в договоре не прописана. Как минимум, я не слышал ни об одном таком прецеденте.

- Пиар-составляющая такой «претензии» франчайзора к франчайзи может принести ему много больше финансового вреда, чем даже гипотетическая победа в суде и получение требуемого.

Повторюсь, на подобном рынке сложившийся имидж франчайзора решает все. Пятьдесят положительных отзывов могут не перевесить одного обманутого партнера.

Со своей стороны я пообещал этому человеку свою всяческую поддержку. Как консультативную, так и при необходимости прийти в суд – физическую. Зачем мне это надо? Читал, что кое-кто формирует на рынке понятие «белый франчайзинг». Лично для меня белый франчайзинг – это не кидать тех, кто поверил в твой проект и поучаствовал в его развитии тогда, когда еще мало кто в него верил. Хотя и тех, кто пришел позже в период расцвета бизнеса, кидать тоже нельзя.
Я мог бы рассказать о том, как предприниматели в период пандемии, имеющие развитую франчайзинговую сеть, а также абсолютно грамотно и профессионально заключенные лицензионные договоры, где прописаны все случаи, когда франчайзи обязан или не обязан платить роялти, объявляли мораторий по роялти на период локдауна. Хотя юридически вообще не обязаны были этого делать. Любой суд при этом признал бы их претензии по неоплате таковых обоснованными. Но не буду этого делать, потому что в моем понимании бизнеса – это НОРМА. Приходится же рассказывать о таких случаях фактически рэкета. Если эта история получит продолжение, обязательно напишу.

Начать дискуссию