Если у вас есть эти признаки, Вы - шопоголик

Общество потребления, высмеиваемое в романах прошлого, уже стало картиной настоящего. Мы живем от заказа до заказа, все время находясь в ожидании посылки, а разработчики приложений и смартфонов пользуются нашими слабостями.

Непрекращающийся поток скидок, часто созданный искусственно, магазины с их черными пятницами и бесконечными «успейте купить», реклама по телевизору, которая не дает мозгу отдохнуть от информации. Сложно при стольких факторах не поддаться сильнейшему давлению со стороны маркетологов. Совсем неудивительно, что развелось так много людей, чья потребность покупать вещи уже становится нездоровой.

О шопоголизме не принято говорить серьезно: мы шутя укоряем подругу, которая покупает третье платье за неделю, или называем так самих себя за чашечкой кофе в разгар покупок. А явление на самом деле куда глубже и серьезней.

При том, что шопоголизм не занесен в Международную классификацию болезней (МКБ-10), название термина имеет глубокие корни. Более правильным будет все же использовать понятие «ониомания» от греческого «onios» - «на продажу», «mania» - «состояние безумия». Впервые феномен был описан в XIX веке европейскими психиатрами Эмилем Крепелином и Эйгеном Блейлером. И с каждым годом явление становится лишь актуальнее.

Как и все зависимости, ониомания объясняется на химическом уровне: когда вы покупаете что-либо, в определенных количествах происходит выброс серотонина. Часто, окрыленные приобретением обновки, мы будто и чувствуем себя лучше. Однако состояние это временное.

Какие цели обычно преследуют шопоголики:

- На время отвлечься от проблем;

- Компенсировать нехватку внимания;

- Пережить сильный стресс или справиться с тревожностью;

- Почувствовать свою важность и значимость, получая обходительность со стороны консультантов.

Крайне тяжело регулярно смотреть телевизионные программы или сидеть в интернете, и не поддаться всеобщему ажиотажу. Привлечение медийных и влиятельных личностей, обращение к эмоциям зрителей, манипуляции словесными формулировками «специальное предложение» или «последний шанс». Конечно, рекламодатели, рассказывая о своих товарах, опустят все негативные подробности, упоминая лишь выгодные стороны продукта, телевизионщики знают на какие точки давить.

Характерные черты, которые часто приводят к появлению шопоголизма:

- Внушаемость;

- Слабая адаптивность;

- Чувствительность к внешним факторам;

- Тревожное расстройство;

- Повышенная или, наоборот, пониженная самооценка;

- Эмоциональность;

- Денежные лишения в прошлом;

- Деструктивные модели воспитания.

Вы определенно болеете ониоманией, если:

- Давно потеряло значение что и за сколько покупаете, важен сам факт «приобрести всего и побольше»;

- Когда не находитесь в ожидании заказа или регулярно не посещаете торговые центры, чувствуете себя потерянным и подавленным;

- Думая о том, как будете совершать покупки в будущем, ощущаете приятное волнение;

- Легко проводите в походах по магазинам целые дни, не чувствуя усталости даже после 8 часов шопинга;

- Совершенно теряете ощущение времени и денег, легко можете потратить всю зарплату за один выход;

- Способны влезть в долги ради покупки вещи, в которой, по большому счету, даже не нуждаетесь;

- Каждый такой поход по магазинам кажется «последним».

Стадии шопоголизма:

1. Начальная: начинаете получать радость от покупок;

2. Постоянно ищите причины, чтобы «наградить» себя шоппингом;

3. Ставки растут: тратите за раз все больше средств;

4. Получаете от покупок все меньше удовлетворения;

5. Находитесь в подавленном состоянии независимо от того, ходите ли по магазинам.

Меры для борьбы с шопоголизмом:

- Ограничение просмотра рекламы;

- Выбор в пользу покупок за наличные средства;

- Составление списка покупок;

- Приобретение товаров сразу на неделю.

Если у вас есть эти признаки, Вы - шопоголик
Начать дискуссию