Искусство задавать вопросы

Искусство задавать вопросы

Я всегда стеснялась задавать вопросы, институтская травма :) Когда стала анализировать данные для бизнеса, поняла, что это умение критически важно, и надо бы ему обучиться, и как можно быстрее. Потому что чем точнее задашь вопрос, тем быстрее получишь нужную информацию, быстрее решишь проблему, или хотя бы поймёшь, как лучше её решать. Кроме того, задавать вопросы, говорят, пригодится и при самостоятельной учёбе, так как помогает отследить прогресс. Я тот ещё адепт самостоятельного обучения, поэтому пошла искать, как научиться навыку задавать вопросы.

Мини-тренинг, который нашла, начинался с задания:

Чтобы оценить, насколько вы владеете искусством задавать вопросы, попробуйте выполнить следующие задания (можно выбрать один из трех вариантов, но лучше выполнить все).

В.Р. Шмидт

Задание 1. Представьте, что вы преподаете иностранную литературу и хотите выяснить, насколько ваши ученики освоили трагедию В. Шекспира «Гамлет». Какие 10 вопросов вы задали бы для выяснения глубины познаний ваших учеников? Вопросы запишите.

Задание 2. Представьте, что вы руководитель, и один из ваших подчиненных опоздал со сроками выполнения важного задания. Придумайте 5−6 вопросов, которые вы задали бы, чтобы понять причину происшедшего и определить справедливую меру взыскания. Подумайте, кому вы могли бы их задать.

Задание 3. Представьте, что вы критик-искусствовед. Вы отбираете фильмы для фестиваля. Перед вами стоит задача выбрать 3 фильма из 5 представленных на конкурс. Придумайте 3−4 вопроса тем, кто уже видел эти фильмы, которые помогли бы сделать вам выбор до просмотра.

мои ответы

Я честно выполнила три задания. Привожу свои ответы и сравнение с предложенными в тренинге.

Задание 1. Гамлета я читала последний раз в школе, и не поняла примерно ничего. Кроме двух самых очевидных, вопросов в голову не приходило, пока не взяла в руку карандаш. Итоговый список изумил даже меня саму:

  • Кто был убит из-за ковра?
  • В какой стране жил Гамлет?
  • Что символизирует для вас Гамлет?
  • К чему отсылает диалог о Йорике, и почему с него начинается трагедия?
  • Какова роль Офелии?
  • Почему Офелия названа нимфой? (“в твоих молитвах, нимфа, всё, чем я грешен, помяни”).
  • Параллели в образах Офелии и Гертруды, матери отца Гамлета. Какова роль тени отца Гамлета?

ну и кто скажет, что на эти вопросы сам вопрошающий не в силах ответить?

Задание 2. Тут всё достаточно просто, я взялась за задание с энтузиазмом.

  • Что случилось?
  • Насколько важно для тебя больше не опаздывать?
  • Что ты можешь предпринять, чтобы впредь успевать к дедлайну?
  • Насколько реально, что ты сможешь это выполнить?
  • Какую меру взыскания ты считаешь справедливой для себя в этом случае?

Задание 3. Честно говоря, трудно представить, какие требования к нашему фестивалю, поэтому вопросы из себя я выжимала по капле.

  • Что необычного в этом фильме?
  • Ты бы стал его пересматривать? Почему?
  • Какую эмоцию ты испытал после просмотра?

Дальше в тренинге спрашивается:

Какими вопросами вы пользовались?

Прежде чем ответить на то, какими вопросами я пользовалась, привожу схему типов вопросов:

Искусство задавать вопросы

фактические вопросы

Задание 1

  • Как называется пьеса Шекспира о принце Датском?

Менее примитивно выглядят вопросы, которые затрагивают сюжетные линии:

  • Когда и при каких обстоятельствах был убит Полоний?
  • Какие последствия имело это убийство?

Задание 2

  • К кому вы обращались за помощью, когда поняли, что не успеваете?
  • На сколько времени вы опоздали с выполнением задания?
  • Какими средствами для решения поставленной задачи вы обладали?
  • Каковы последствия опоздания с выполнением задания?

Для Задания 3 фактическими вопросами будут:

  • Кто режиссер фильма?
  • Какой опыт участия в конкурсах и фестивалях есть у создателей фильма?
  • Сколько денег собрал фильм в прокате?

Посчитайте, сколько фактических вопросов в вашем списке, в каком задании доля этих вопросов больше. Фактические вопросы очень важны для ситуации, предложенной в Задании 2 — чтобы понять ситуацию, предварительно следует выяснить историю вопроса, а затем последствия случившегося. Для ситуации Задания 1 фактические вопросы имеют наименьшее значение — фактическая сторона произведения известна и мало интересна. Ситуация Задания 3 предполагает, что фактические вопросы создают основу для принятия решения и должны быть дополнены другими вопросами.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Промежуточные выводы

Вывод 1: для разных ситуаций нужны разные типы вопросов.

Вывод 2: в ситуации 2 у меня минимальное количество фактических вопросов, т.е. я бы даже не смогла понять ситуацию.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

конвергентные вопросы

Конвергентные вопросы объясняют уже случившееся.

Для «Гамлета» конвергентными вопросами будут:

  • Каковы основные причины безумия Офелии, что толкнуло ее на самоубийство?
  • Чем объясняется мстительность Гамлета, что заставляет его преследовать мать и дядю?

Для Задания 2 такими вопросами могут быть:

  • Почему вы обращались (или не обращались) за помощью?
  • Чего вам не хватало для выполнения задания?

Для Задания 3 такими вопросами будут:

  • В чем преимущества этого фильма перед другими?
  • Как лучше выстроить последовательность фильмов в программе фестиваля?

Просмотрите свой список вопросов — сколько из них направлены на выяснение причин и объяснение?

... По-моему, большинство моих вопросов -- конвергентные: почему, насколько реально, что необычного.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Промежуточные выводы

Вывод 1: Некоторые вопросы, вроде "в чём преимущество...?" мне в голову не приходили.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

дивергентные вопросы

Дивергентные вопросы обуславливают ситуацию и помогают понять наличие альтернативы.

Анализ «Гамлета» мог бы включить, например, следующие вопросы:

  • Как бы развивались отношения Гамлета и Офелии, если бы отец Гамлета не умер?
  • Что произошло бы с Гамлетом, если бы он остался в живых и покарал обидчиков?

Для второй ситуации можно было бы задать вопросы:

  • Что могло бы вам помочь выполнить задание в срок?
  • Если бы вы использовали такое-то средство, как бы это повлияло на ситуацию?

Для третьей ситуации возможны вопросы:

  • Как включение этого фильма в программу фестиваля отразится на популярности фестиваля?
  • Кто должен представлять фильм, чтобы он был замечен зрителями?
  • Каков будет общественный резонанс, если этот фильм не будет включен в программу?

Внимательно изучите список ваших вопросов — можно ли выделить «сильные» вопросы, значимые для решения проблемы, и «слабые», те, которые можно было бы исключить из списка. «Сильный» вопрос дает понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу: «Кто мог бы сделать это, при условии...», «Когда это может произойти, если...», «Где это могло бы происходить...» и т.д

... По-моему, большинство моих вопросов -- конвергентные: почему, насколько реально, что необычного.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Промежуточные выводы

Вывод 1: Не могу сказать, что я мастер условных наклонений и поиска альтернатив в моменте, скорее пост фактум.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

вопрос-оценка

Вопросы на оценку показывают отношение человека к событию, книге, фильму и т.д. Ответ на такой вопрос показывает взвешенность суждений, умение избегать категоричности.

В ситуации 1 возможны вопросы:

  • Сравните гибель Офелии и Джульеты, в чем сходство и различие этих героинь Шекспира
  • На каких других литературных героев похож Гамлет
  • Чем пьеса «Гамлет» отличается от других пьес Шекспира

Для ситуации 2 такими вопросами могут быть:

  • В чем ответственны вы, а в чем другие?
  • Оцените свои действия: где вы принимали верное решение, а где ошибочное?

Для третьей ситуации вопрос на оценку может быть направлен, например, на сравнение разных фильмов по разным основаниям.

Вопросы на оценку и сравнение желательны во всех трех предлагаемых заданиях — важно, чтобы эти вопросы располагали к обоснованию точки зрения.

У меня все вопросы на оценку в задании 3, в задании 2 -- кажется, один, и почти 0 в первом задании.

комбинированные вопросы

Часто в одном вопросе можно соединить вопрос на объяснение и вопрос на предположение. Искусство задавать вопросы как раз и строится на комбинировании разных типов вопросов для достижения необходимых целей.

в ситуации 1 можете задать такие вопросы:

  • Не все герои пьесы Шекспира одинаково активно взаимодействуют друг с другом. Подтвердите это положение и найдите ему объяснение. Как могла бы выглядеть сцена диалога между Полонием и отцом Гамлета?

В ситуации 2 можно задать такие комбинированные вопросы:

  • Когда стало ясно, что вы не успеваете, почему вы не сообщили об этом сразу?
  • Кто мог бы сделать это задание за вас, кому бы вы поручили его на моем месте и почему?

В ситуации 3 комбинированный вопрос может быть направлен на выяснение художественной ценности фильма:

  • Какие новые художественные приемы есть в фильме, как они соотносятся с приоритетами фестиваля?

Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос. Комбинированные вопросы позволяют связать разные вопросы и из полученных ответов сложить целостную «картинку» изучаемой ситуации.

Искусство задавать вопросы

Посмотрите, много ли среди придуманных вами вопросов комбинированных. Подумайте, как можно соединить уже имеющиеся вопросы в общий комплексный вопрос.

работа над ошибками

Попробую переделать вопросы в комбинированные, дивергентные, конвергентные и вопросы оценки, превратив вопросы в сильные. "Сильные" -- это вопросы, значимые для решения проблемы, дают понимание ситуации, часто это вопрос на альтернативу.

  • Насколько важно для тебя больше не опаздывать? ➜ в дивергентный: Есть ли что-то, что стоит перестать делать, для того, чтобы успевать к сроку?
  • Что ты можешь предпринять, чтобы впредь успевать к дедлайну ➜ в дивергентный/комплексный: Какие шаги можешь предложить, чтобы в следующий раз успеть к дедлайну?
  • насколько реально, что ты сможешь это выполнить? ➜ в открытый вопрос / вопрос оценки: насколько трудно тебе будет это выполнить и почему?
  • Какую меру взыскания ты считаешь справедливой для себя в этом случае? ➜ в комплексный / дивергентный: какое взыскание ты бы назначил себе, будь ты на моём месте, и как бы следил, чтобы такого больше не повторялось?
  • Что случилось? ➜ в конвергентный: Как думаешь, что привело к срыву срока?
  • В какой момент ты понял, что опаздываешь со сроками? ➜ в комплексный / оценки: В чём видишь свою долю ответственности случившегося, а в чём — других?
<i>для составления комбинированного вопроса надо подумать над вопросами</i>
для составления комбинированного вопроса надо подумать над вопросами

я ещё раз прошлась по тем случаям, когда и какой вопрос задавать, и получила что-то вроде алгоритма:

Искусство задавать вопросы

Буду пользоваться этой схемой для разбора рабочих ситуаций. Психологи говорят, что вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету изучения нестандартно, и для постановки "сильных" вопросов рекомендуют тренироваться переделывать простые вопросы в сложные, искренне интересуясь предметом.

2 комментария

Часто замечал, что реально важно правильно задать нужный вопрос

Ответить

это прям маст! Часто удивляюсь людям, которые задают толковые вопросы на конференциях, иногда записываю себе.

Ответить