Запускаю свой продукт. Как верифицировать идею с помощью исследования покупателей

"А как все-таки понять, нужен ли мой продукт кому-то?"

Это вопрос, с которым ко мне часто приходят на консультации, чтобы понять, стоит ли дальше вкладывать свое время и ресурсы в продукт.

Меня зовут Ксения. Я product owner, сейчас делаю свой софт, который позволяет трансформировать статичные сайты в динамичные, недавно стали product #3 of the day на Product Hunt. Это уже мой четвертый продукт. Мной было потрачено несколько сотен часов на то, чтобы изучить, как делать Product Discovery, и провести не менее 200 интервью, без преувеличений. Чтобы научиться так составлять message продукта, чтобы его хотели купить.

Я верю в то, что если пришла идея, то ее можно упаковать в качественный продукт. Вопрос только: как дать максимальную ценность вашему клиенту и попасть непосредственно в боль? Чтобы не купить - было невозможно.

Customer Development - стадия Product Discovery

На самом деле успешный продукт - это результат процесса product discovery (писала в статье), состоящий из:

  • Market research
  • Competitors analysis (писала в статье)
  • Customer development

Быстрый выход на первые продажи будет зависеть от качества прохождения каждого выше указанного этапа.

В этой статье я хочу подробнее раскрыть Customer development, о котором много говорят, но в итоге остается много вопросов:

  • с кем проводить?
  • как искать?
  • как проводить?
  • что делать с результатами?
  • что будет означать, что мой продукт может иметь право на жизнь и успех?

На них я и постараюсь ответить в этой статье.

Этап 0 Постановка цели

Любое дело стоит начинать с цели, чтобы сфокусироваться только на тех действиях, которые будут вести к результату.

В нашем случае мы хотим убедиться, что продукт имеет право существовать, а именно приносить деньги. Значит, нам нужно так сформировать ценностное предложение, чтобы его покупали.

Сформировать ценностное предложение продукта, который будет приносить деньги

Этап I Подготовка к исследованию - поиск респондентов

Перед тем, как проводить интервью, необходимо четко понимать - с кем.

Для этого в процессе Product Discovery есть этапы Market Research, Competitive analysis, которые уже позволяют сформировать первые гипотезы респондентов

Описание профиля / профилей респондентов

Описание целевого портрета пользователя
Описание целевого портрета пользователя

Можно использовать стандартные шаблоны описания своих ICP - Ideal Customer Profiles (портретов идеальных пользователей), но уточнить и сократить только до тех критериев, которые будут важны именно для вашего продукта.

- Сколько может быть профилей?

Сколько у вас гипотез продукта - столько может быть и профилей. Если понимание продукта пока широкое, то лучше брать широкие профили, итеративно со временем их количество сократиться и каждый из них будет более узкий и точный. В идеале должно получиться несколько узких сегментов.

- Дополнительно

Дать информацию об особенностях рынка и продукта именно на вашем сегменте могут еще:

  • эксперты в этой отрасли (сотрудники крупных корпораций, у которых схожая с вашей целевая аудитория)
  • эксперты из смежных отраслей (смежные отрасли - те, которые могут закрывать целую цепочку процессов одного решения для вашего клиента)

Например, вы делаете видео - генерируете. Тогда смежными отраслями могут стать: размещение видео, редактирование видео, продвижение видео, и др. Как, например, процессы видео маркетинга компании.

  • конкуренты

Не бойтесь контактировать с потенциальными конкурентами и их клиентами. Они уже прошли тот путь, который вы только начинаете. Вы удивитесь, но часто владельцы уже крупных компаний раздают информацию о своем пути бесплатно, в том числе своим небольшим конкурентам. Ведь потом выросшего конкурента можно и купить. Идите на контакт, узнавайте, общайтесь.

Составление списка каналов поиска респондентов

- Где могут обитать ваши потенциальные клиенты? В каких чатах?

  • Где они проводят свое свободное время?
  • Где они черпают профессиональную информацию?
  • Куда они идут, когда хотят как-то улучшить свой продукт?

Посмотрите также в чатах респондентов

Посмотрите в релевантных по сфере чатах и группах

Не бойтесь писать респондентам в социальных сетях, заводить контакты, просить о помощи и предлагать сотрудничество

На иностранных рынках также можно воспользоваться платформами рекрутинга респондентов:

  • UserInterview
  • Respondent io
  • и другие

- Сколько респондентов нужно найти?

Чтобы сделать первые продажи нужно исходить из стандартной ecom конверсии в 3%. Хотите протестировать продукт и попробовать найти хотя бы 1 клиента - прийдется поговорить не менее чем с 30.

Да, это могут быть люди не из одного профиля. Но должно быть хотя бы по 5 человек с одного профиля минимум, чтобы что-то говорить о профиле в целом.

Сформировать предложение и сообщение

На этом этапе вы уже начнете тестировать свою идею:

- будет ли людям интересно с вами общаться? будет ли цеплять эту аудитория ваша сфера продукта, сообщение - формулировка, боль - если вы ее указываете?

Для этого необходимо сформировать гипотезы ценностного предложения для каждого профиля.

Я предлагаю это делать в виде первой части структуры One minute Pitch, где вы обозначаете

  • кого вы ищете?
  • какую проблему будете решать?
  • чем таким особо привлекательным?
  • на каком рынке?
  • и что отличает вас от конкурентов?

Примеры сообщений, которые можно использовать:

"Привет, очень заинтересовала твоя экспертиза в сфере <рынок>. Делаю продукт по <проблема или решение> с <особенностями>. Буду признательна, если найдется время дать небольшую обратную связь, насколько наш продукт актуален для рынка и как мы можем его еще улучшить."

"Всем привет! Сейчас делаю продукт <> в сфере <>. Ищу респондентов <целевая аудитория, которая что-то делает или занимается>, чтобы понять правильно ли мы движемся и что можно будет еще улучшить. Буду признательна, если найдется 15 минут пообщаться."

Если никто не откликается?

  • пробовать другие формулировки - более общие
One minute pitch. Составление краткого ценность
One minute pitch. Составление краткого ценность

Этап II Скрипт интервью

Во время первого этапа интервью в процессе Product Discovery необходимо:

  • собрать информацию о пользователях для понимания особенностей их портрета
  • проверить гипотезы болей
  • послушать, как респонденты сейчас справляются с той задачей, которую вы хотите решать с помощью продукта
  • послушать их мнение о вашем продукте
  • и продать им продукт

Для этого я советую использовать следующий скрипт:

1 - Портрет респондента

  • спрашивать только те данные, которые действительно неочевидны и необходимы вам, чтобы дополнить описанные выше профили

2 - Каналы привлечения потенциальных пользователей / респондентов

  • Где их можно найти? Какие ресурсы используют респонденты для поиска информации в сфере вашего продукта? Это даст понимание того, где их лучше искать и какие каналы потом использовать для продвижения продукта

3 - Проверка гипотез болей

Здесь я советую попросить оценить респондентов, как сильно их беспокоит предполагаемая боль по шкале от 1 до 10. Это даст определенность для ранжирования ваших болей и подтверждение их наличия

4 - Понимание основного процесса решения (работы), который должен делать ваш продукт - JTBD

Расскажите, когда вы в последний раз делали <процесс, который будет решать ваш продукт> прямо по шагам.

В данной части важно выявить:

  • Триггер к боли - что именно послужило болевой точкой - в какой момент возникла боль?
  • Насколько неприятно?
  • Как часто выполняется данный процесс и возникает боль?
  • Какой идеальный желаемый результат?
  • Как уже пытались решать возникаемые проблемы / трудности? Удалось решить или нет? Если нет, то почему?
  • Насколько удовлетворило решение?
  • Какие проблемы возникали с решением?

5 - Презентация собственного решения продукта

  • что особенно понравилось? (может стать крючком, на что именно цеплять клиента?)
  • что может быть особо ценным?
  • что может смущать? (выявить препятствия использования продукта)
  • пробовали ли что-то похожее?
  • как думают, сколько может стоить такое решение в месяц / в год / единоразово?
  • хотели бы попробовать протестировать продукт?
  • какая помощь им для этого необходима?

Если продукт визуальный и есть возможность показать презентацию - ее нужно сделать. Продукт станет более понятным для респондента, а ответы более конкретными и точными.

Процесс оформления интервью

Я советую заводить excel таблицу, где фиксировать все ответы респондентов. Сразу выделять для себя важные моменты, которые выносить отдельно в word файл с инсайтами интервью, где потом подвести итоги и основные выводы.

После каждого интервью

  • Необходимо занести всю информацию и выделить инсайты
  • Корректировать скрипт при необходимости

Не забывать, что интервью - не механическое и не количественное исследование, а качественное, поэтому к каждому звонку и разговору нужно подходить индивидуально:

- четко указать, какие вопросы надо обязательно спрашивать в каждом интервью

- какие-то вопросы, возможно, будут неактуальны и их стоит пропустить. Ничто так не раздражает, как очевидные или нерелевантные вопросы

- какие-то вопросы, которые возникают, наоборот, спросить прямо во время интервью

- если вы не попали в боль респондента, и он не имеет никакого отношения к вашему продукту, то пропустить презентацию вашего решения

Этап III Подвести итоги интервью

Подведение итогов - самая важная часть исследования покупателей, которая приведет к большему понимаю, как еще можно изменить ценностное предложение, направление разработки и развития продукта

Что важно для себя отметить:

  • основные конкурентные решения <материал для тестирования>
  • какая все-таки боль? <формулировка для ценностного предложения>
  • какую ценность продукт дает клиенту? <формулировка для ценностного предложения>
  • сколько готовы платить за него?
  • сколько человек согласились протестировать продукт?
  • сколько человек действительно стали тестировать продукт?

По итогу проведения интервью можно увидеть:

  • картину Product Landscape рынка, понимания какие есть игроки, кто и как закрывает потребности целевой аудитории, и какие боли еще остаются не закрытыми
  • какие боли вы можете закрыть своим продуктом
  • чем таким особенным ваш продукт может быть ценным
  • сколько за эту ценность готовы платить / сколько сейчас платят за решение этой проблемы
  • кто есть ваш покупатель и где его искать

Далее можно уточнить:

  • Product Strategy
  • Pricing model
  • Sales & Marketing Strategy - value proposition & channels

Надеюсь, эта статья была полезной для вас. Если вы хотите поблагодарить меня, то делитесь с теми, кому она еще может помочь, оставляйте комментарии и подписывайтесь на мой телеграм канал

Дополнительные материалы, которые упоминались в статье:

Больше информации о том, как я строю свой продукт, SaaS на американский рынок, истории строительства первого стартапа, работа с предпринимательским мышлением в моем телеграм-канале

11
реклама
разместить
Начать дискуссию