«Реализоваться в России можно. Но не все готовы к рискам»

Как молодому ученому реализоваться в России — на личном кейсе резидентов технопарка.

Сегодняшний кризис поставил перед российскими учеными целый ряд вызовов. Многие из российских ученых, разработчиков и инноваторов, которые столкнулись с ними, предпочли уехать за рубеж. Однако, существуют и обратные примеры – молодой, яркий и талантливый разработчик не просто не стал никуда уезжать, но и, прекрасно приспособившись к новым возможностям, реализовался и в нашей стране. О своем опыте работы инноватором в условиях кризиса рассказал резидент технопарка «Анкудиновка» Антон Плотников.

«Реализоваться в России можно. Но не все готовы к рискам»

В свое время, я закончил Нижегородскую государственную медицинскую академию (НижГМА), по специальности «провизор-фармацевт» со специализацией по технологиям лекарственных форм. Чуть позже вместе с коллегами, мы стали детально изучать фундаментальные и прикладные биотехнологии. Со временем, мы создали юридическое лицо, позднее вылившееся в целый биотехнологический кластер – компанию «Национальный БиоСервис-Волга», дочерний филиал питерской компании «Национальный БиоСервис».

Технология биобанкинга – очень перспективное направление, позволяющее проводить крупномасштабные исследования клеточного материала для поиска решений по лечению тех или иных заболеваний. На российском рынке мы – очевидный монополист. Большинство наших конкурентов – из Европы, но мы имеем перед ними определенное преимущество по многим параметрам: в первую очередь, я говорю о высокой профессиональной подготовке штатных сотрудников, точно отлаженной системе работы, существенно превосходящей даже любую европейскую компанию. Еще один тезис – мы, как развивающаяся экономика, можем адаптироваться к различным вызовам гораздо быстрее.

Конечно, это не значит, что кризис совсем на нас не сказался – мы сейчас интенсивно перестраиваемся, ряд проектов остановлен, ведутся обсуждения касаемо того, какие проекты будут заморожены, а какие наоборот, получат новое развитие. На сегодняшний день, мы ведем переговоры с рядом отечественных компаний по спектру продуктов, которые позволят им отказаться от иностранных реактивов совсем скоро. Один небольшой кусочек в этой сложной ситуации мы готовы взять на себя, а все необходимые расходники уже выпускаются в России. Конечно, какие-то проекты, которые осуществлялись совместно с иностранными партнерами, будут заморожены, но в целом, наш опыт, который позволял работать с ведущими компаниями мира, поможет отечественным предприятиям, заводам и командам разработчиков наверстать упущенное.

«Реализоваться в России можно. Но не все готовы к рискам»

Количество продуктов, которые стали выпускать отечественные компании и предприятия, в этом году увеличилось в разы, импортозамещение осуществляется очень активно – по крайней мере, в сфере биотехнологий. То же самое касается и лекарств – придется с течением времени самостоятельно выпускать субстанции и препараты, нарабатывать и улучшать их качество. Например, Советский Союз на базе Института фармакологии РАН разрабатывал в год от 20 до 22 препаратов. Была проведена серьезная работа, которая позволила создать условия для их успешного выпуска. Если мы в нынешних реалиях придем к таким же цифрам – то лет через 8 сможем совсем забыть о Европе. Это будет длительный и непростой процесс, но с постепенными позитивными результатами. Европа все равно не уйдет до конца – ведь потерять рынок в России для многих фармацевтических компаний сродни выстрелу в ногу. Конечно, от европейской «фармы» мы пока что отстаем в разы, но у нас есть возможности наверстать упущенное. Есть целый ряд предприятий, получивших положительный опыт в этой работе. Мы уже умеем создавать некоторые препараты, которые могут быть не хуже иностранных, а по многим параметрам даже лучше.

У нас в стране есть довольно большая проблема с самореализацией молодых ученых. Например, люди из фундаментальной науки, у которых получилось что-то разработать, должны перейти в прикладную науку – например, отправиться в бизнес-инкубатор, составить бизнес-план, чтобы понять, как реализовать свой продукт. Для всех это является самой большой проблемой: не сама разработка, а её реализация. У нас не так много продуктов, которые можно было бы выпускать, но преодолеть проблемы вывода разработки на рынок зачастую очень сложно даже предприятию с большим опытом работы. Приходится вкладывать деньги в продвижение, платить определенные проценты и тем самым насыщать рынок. Между разработкой и запуском продукции – примерно полтора года. Но нужно это всё не через полтора года, а сейчас. То есть, самая главная головная боль не изобрести, а продать.

«Реализоваться в России можно. Но не все готовы к рискам»

Молодые ученые уезжают за рубеж не потому, что там платят больше денег, а потому что там – хорошая технологическая база. У нас ее только сейчас начали улучшать. Пройдет определенное время, и люди вернутся. Пока это непреодолимый барьер в той ситуации, которая у нас есть. И это придется пережить. У каждого ученого есть планка – нужно дойти до определенного уровня знаний и сознания своих возможностей. Когда люди не доходят до этого уровня, они не задерживаются в науке. Фундаментальная наука дает только основу. Задача же технологических предприятий в этом случае не только открыть глаза на очень многие вещи, но и быть заинтересованными в привлечении к работе молодых кадров.

«Реализоваться в России можно. Но не все готовы к рискам»

У людей, выбравших путь науки, всегда будет много сильных вызовов, по самым разным направлениям. Человек, который умеет и не боится защищать свои идеи, взгляды и интересы – и есть ученый современного расклада, который может для себя получить очень большую пользу, значимость, известность и результативность. Его задачей является проба себя в освоении мира, и далее с этими знаниями нужно переходить в прикладные технологии, что тоже очень важно. Каждый сам выбирает свой путь, и на пути науки сразу нужно понимать и быть уверенным, что именно по этой дороге ты и пойдешь.

Начать дискуссию