Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Жизнь – лучший драматург, и очень любит заниматься постановкой таких историй, которые могут лечь в основу какой-нибудь окологолливудской драмы.

История Евгения Табунина – одна из таких. История о том, как человек методом проб и ошибок искал свое призвание, проделав непростой, но очень интересный путь от работы инструктором в мотошколе до получения статуса резидента фонда «Сколково» с очень многообещающим медицинским стартапом.

Мы задали Евгению несколько вопросов, и результаты нашей беседы, весьма увлекательной, публикуем здесь. Его история – красноречивая демонстрация того, что ничего невозможного нет, и она наверняка может кого-нибудь вдохновить на какие-нибудь серьезные изменения в жизни.

Как получилось, что успешный мотоинструктор стал не менее успешным высокотехнологичным стартапером? С чего началась эта история?

На самом деле, Я сначала стал стартапером, а потом уже тренером мотошколы. Работа над созданием стартапа – это что-то, связанное с определенной долей риска и эмоционального напряжения. Детская мотошкола, в которой я тогда работал, позволяла получать необходимую эмоциональную подпитку. Основатель школы, Владимир Карзаев, смог создать в этой Академии удивительную семейную атмосферу. Это было особое место, где все были увлечены общей страстью к мотоциклам. То же самое относится и к стартапам – нужно заниматься любимым делом. Поэтому для меня академия мотоспорта стала местом силы, где я брал энергию для развития своего будущего медицинского стартапа MPro. Благодарен этому опыту, и до сих пор очень скучаю по своим детским группам. Продолжаю следить за их успехами и переживать за каждого.

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Давайте немного поговорим про сам стартап, который вы запустили – насколько он будет способен полностью импортозаместить существующие западные образцы?

Пока что сказать довольно сложно, поскольку у зарубежных конкурентов есть неплохие аналоги. Похожий проект Insimu стоит миллиард долларов, но в России не представлен. Не стоит лукавить: наш рынок немного отстаёт в развитии. Но мы уже дозреваем до той стадии, когда будем морально готовы встретиться с конкурентами из США на рынках Азии и Африки.

Можно ли провести какую-то аналогию с точки зрения «до внедрения технологии MPRO и после»? Каким образом жизнь врачей стала легче?

Мы уже сейчас можем ссылаться на конкретные кейсы внедрения, где факты говорят сами за себя: мы имеем множество положительных отзывов от врачей, которым нравится использовать наш продукт, поскольку он достаточно простой и понятный по своему функционалу. К примеру, нам удалось установить, что в среднем около 80% врачей доводят заданные сценарии до конца. И это в условиях тотальной загруженности врачей. То есть, выходит, что наш продукт по душе, а не закрывается со словами «что за фигня». Это вдохновляет и мотивирует.

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Как насчет внедрения данной технологии в медицинских вузах? Наверняка студенты-медики не отказались бы от подобного «полуигрового» тренажера

Это отличная идея, и сейчас мы как раз общаемся с ПИМУ. Надеемся, что Нижегородский медицинский университет станет первым из вузов, где внедрят нашу технологию. Кроме того, благодаря Фонду Сколково мы недавно познакомились с Самарским государственным медицинским институтом, и там коллегам тоже понравилась наша концепция. Так что мы движемся в нужном направлении, и ждём, что лето проведем в плотной работе, дабы к началу учебного года представить студентам новые оригинальные способы обучения.

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Выходит, востребованность современных медицинских технологий не вызывает сомнений. Каким же образом не просто отыскать свою нишу в этой сфере, но и монетизировать ее?

Медицина была востребована всегда, и это точно так же актуально и на сегодняшний день, в чем мы убедились, став в этом году участниками Startup Village – мы заметили, что большинство проектов, представленных на мероприятии, были именно из сферы здравоохранения. Впрочем, необходимо понимать, что медицина – крайне ответственная и зарегулированная отрасль, поскольку связана с жизнью и здоровьем людей. Поэтому, быстрых денег в цифровой медицине ждать не стоит. Необходима планомерная и последовательная работа в плотном контакте с медицинским сообществом.

Как же, все-таки, научиться чувствовать рынок цифровой медицины, если не имеешь профильного медицинского образования?

А как, например, чувствовать рынок цифровой медицины, не имея образования цифрового? Успеха достигают не какие-то супер-подготовленные ученые стартаперы, а супер-подготовленная и мотивированная команда. Наша команда – похлеще супергероев Марвел, и даже мы умудряемся ошибаться, исправляемся и делаем снова. Это неизбежный цикл проб и ошибок. Ошибаться – это нормально.

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Каковы плюсы и минусы запуска стартапа в 2023 году?

Ключевые плюсы – расширение возможностей в различных секторах экономики. Страна меняется, меняется мышление людей, и становится ясно, что технологические стартапы есть залог цифрового и промышленного суверенитета страны.

Из минусов отмечу в первую очередь финансовую сторону вопроса, поскольку венчурных денег сейчас нет. Следовательно, абсолютно всё делать придётся на свои кровные, и к этому надо быть готовыми. Звучит страшно, поскольку вообще никто не знает, что будет в мире через год. В условиях бешеной волатильности вкладывать последние деньги в стартап – это безумие. Хотя, с другой стороны, именно безумцы и меняют этот мир.

В 2023 году существует очень модный тренд с «оттоком мозгов» - под разными предлогами разработчики пытаются уехать на Запад. Почему вы остались?

Не буду оригинален и скажу «Где тепло – там и родина». Бросать всё и релоцироваться подобным образом – это не про меня. К чему уезжать, если и на родине сейчас хватает дел? Хотя, сейчас мы и готовимся к выходу на международный рынок: проходим международный акселератор Sber 500 при участии азиатского фонда 2080 Ventures. К чему вывозить за рубеж свои мозги, если можно вывести туда свой продукт? Более того, сейчас в нашей команде работает сотрудник кафедры психиатрии Оксфордского университета, который помогает нам с работой над образовательными курсами. Поэтому, можно сказать, что это MPro привлекает мозги в Россию!

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Сколько стоит сегодня запустить высокотехнологичный медицинский стартап? Вопрос для тех, кто размышляет над тем, стоит ли сейчас этим заниматься.

Сложный вопрос, на который я бы ответил так: от 5 миллионов, исходя из того, что за проект. И сумма, на самом деле, может быть любой. Самый ценный ресурс – это в любом случае время и нервы.

Говоря честно и объективно – как дела в сфере высокотехнологичной медицины сейчас? Есть ли что-то, чего не хватает?

На самом деле, сегодня делается довольно много. Например, внедряются новые инициативы, что не может не радовать. Всё же, на мой взгляд, ситуация в мире диктует потребность в более быстром внедрении и интеграции современных технологий во все сферы жизни. Здесь нужно добиваться более плотной работы органов власти с разработчиками. Иначе возникнут такие ситуации, когда по-настоящему хорошие проекты просто не доживут до момента зафиналивания бюрократических процедур в структуре здравоохранения.

Кто же входит в команду MPRO и делает мир лучше? Является ли наличие медицинского образования обязательным критерием для успешного запуска стартапа в этой сфере?

В основном, наша команда – это отдел производства. IT-специалисты, архитектор, научные сотрудники. Программисты пишут код, научные сотрудники готовят контент. Отдел развития занимается продажами и бизнес-аналитикой: для любого IT-проекта очень важна роль бизнес-аналитика. Закодить можно всё, что угодно, а вот чтобы закодить то, что надо, требуется упорная работа человека с технической и бизнес-компетенцией. Соответственно, всего трое наших сотрудников имеют медицинское образование, и в этом кроется ответ: считаю, что компетенция бизнес-аналитика для развития стартапа в медицине гораздо важнее. Хотя, конечно, необходима экспертиза от медицинского сообщества, а также предметная и плотная работа с экспертами отрасли.

Три главных качества, чтобы суметь продать свой бизнес потенциальному клиенту

Во-первых, нужно четко понимать ценность, которую мы несем. Во-вторых, нужно понимать бизнес клиента. Сейчас прошло то время, когда заказчик покупает технологию, и даже то время, когда он покупает продукт. Сейчас заказчик ищет возможности трансформации своего бизнеса на основе предлагаемых продуктов, ресурсов и услуг. В-третьих, чтобы всё работало, нужно, также, понимать, как ваш продукт встраивается в бизнес заказчика.

Три ассоциации со словом «Бизнес»?

Стиль жизни, образ мышления, сделать мир лучше

Самый ценный совет, который вы когда-либо получали? От кого он был?

Однажды мой друг и наставник Иван Юрченко сказал: «Если ты не можешь принять решение, его примут за тебя. И оно будет не в твою пользу». Иван очень помог мне с развитием проекта, поскольку никто так, как он, не умеет «чинить мозг». За что я ему очень благодарен.

Евгений Табунин: "Мир меняют безумцы!"

Дадите какое-нибудь напутствие молодым стартаперам?

Мы же тоже молодой проект! С достаточно большой долей неопределенности. Но самое главное, что хочется посоветовать: запускаться так рано, как только возможно, чтобы было время на совершение ошибок и возможности их исправить. Не стоит думать, что если вы придумали что-то крутое, то именно к вам за этим «крутым» все и пойдут. Стартап – долгая, тяжелая, кропотливая работа. К тому же, зачастую, неблагодарная. И в этой работе надо осознавать истинную мотивацию – зачем ты это делаешь? Нужно четко понимать ответ на этот вопрос. Если просто хочется заработать денег – то это не про технологии. Делать технологический стартап – значит, менять мир и твердо понимать, какую цену ты готов заплатить за этот шанс.

Начать дискуссию