Подсистема учета движения металлолома «МЕТЛОМ»

Рассказываем о том, как мы помогли нашему клиенту автоматизировать прием и отгрузку металлолома

Подсистема учета движения металлолома «МЕТЛОМ»

Ситуация на старте проекта

Наш заказчик, одна из ведущих организаций Вологодской области по закупке черного, легированного и цветного металлолома и его первичной переработке, планировал запуск очередной площадки по приему лома.

Особенности бизнеса заказчика стали решающим фактором, который и привел руководителей ООО «Альфамет» в ГК Axelsoft.

У бизнеса по приему/переработке/отгрузке металлолома ряд специфик:

  • очень высокая конкуренция в отрасли;
  • зависимость эффективности бизнеса от уровня контроля процесса приемки сырья на рабочей площадке без потери скорости обработки закупа;
  • необходимость высокой скорости, точности и полноты заполнения данных поставщиков в условиях работы в режиме «живой очереди»;
  • необходимость оперативного контроля в режиме реального времени любого этапа производственной цепочки и получение по нему актуального статуса.

Задачи на начало проекта

Заказчик понимал, что для дальнейшего развития бизнеса необходим совершенно новый подход к организации ключевого процесса – процесса приема/переработки/отгрузки металлолома, и возможность апробировать этот подход на новой производственной площадке.

На момент обращения к нам перед Заказчиком стояли задачи:

  • максимально автоматизировать процесс движения металлолома с момента приема от поставщика до момента отгрузки покупателю;
  • максимально исключить риск «человеческого фактора» (и со стороны поставщика, и со стороны сотрудника);
  • создать механизмы формирования базы данных поставщиков;
  • создать систему ценообразования для поставщиков и покупателей;
  • оперативно отражать все хозяйственные операции (для формирования оперативной аналитики и принятия управленческих решений);
  • иметь возможность рассчитать конечную себестоимость продукции, получать информацию о расходах и доходах по конкретной операции/сделке;
  • система должна максимально легко встраиваться в типовую учетную систему, быть легко масштабируемой и иметь возможности для дальнейшего развития функционала.

Мы предложили Заказчику

  • максимально автоматизировать деятельность участников процесса за счет создания в подсистеме автоматизированных рабочих мест (АРМ);
  • создать систему объективного контроля этапов процесса за счет системы интеграций подсистемы с внешними сервисами и оборудованием (система распознания номеров транспортных средств, получение весовых параметров с автомобильных и напольных весов, фотофиксация провески, сканер паспортов, сканирование банковской карты при оплате физическим лицам, обратный эквайринг).
Подсистема учета движения металлолома «МЕТЛОМ»

Возможности подсистемы «МЕТЛОМ»

Функционал подсистемы выведен в отдельный раздел «Учет металлолома» и включает следующие основные подразделы:

· «Настройки и справочники»,

· «Прием и отгрузка лома»,

· «Внутренние документы»,

· «Транзит»,

· «Отчеты»,

· меню настроек со сторонними подсистемами.

Также имеются автоматизированные рабочие места (далее АРМ) сотрудника службы безопасности, оператора весовой (мастер участка), кассира-бухгалтера.

Описание созданных АРМ подсистемы и их возможностей

· АРМ сотрудника службы безопасности:

  • функция определения ломосдатчика/цели приезда/контроля за въездом и выездом: формируется пропуск для ломосдатчика на территорию производственного участка (определяется номер транспортного средства, цель приезда, группа лома, фиксируется визуальный контроль за транспортным средством (загруженного и порожнего) и лиц в транспортном средстве).

· АРМ оператора весовой:

  • функция определения веса (брутто/тара), вида лома, процента засоренности, определение дополнительных неметаллических материалов (мусор, резина и т.п.): формируется документ взвешивания (осуществляется фиксация весовых параметров на автомобильных и напольных весах путем запроса на весовые терминалы весовых устройств, определяется вид лома, процент засоренности, неметаллические материалы, производится фотофиксации транспортных средств и металлолома в момент получения веса с весовых устройств).

· АРМ кассира-бухгалтера:

  • Функция формирования документов для расчетов с ломосдатчиком: формируется документ Приемо-Сдаточный Акт (ПСА); осуществляется связь с документом взвешивания (в котором уже отражены количественные и качественные показатели), заполняются необходимые персональные данные ломосдатчика, выбирается форма оплаты.
  • Функция проведения выплат на карты физическим лицам: формирование рассчетно-кассового ордера (далее РКО), проведение выплат по обратному эквайрингу, пробивка чека.

При реализации АРМ в подсистеме «МЕТЛОМ» было необходимо, чтобы все дополнительные устройства и системы, с которыми интегрируется подсистема (определение номеров авто, фиксация весовых параметров, фотофиксация, касса, скан паспорта, считыватель номера банковской карты), управлялись непосредственно из конкретных АРМ соответствующими операторами.

Подсистема учета движения металлолома «МЕТЛОМ»

Автоматизация этапа въезда/выезда ломосдатчика на площадку

Контроль и автоматизация процесса выезда/въезда ломосдатчика на производственную площадку были одним из ключевых требований проекта.

Это было реализовано с помощью АРМ сотрудника безопасности.

· Рабочее место предназначено для создания документов «Пропуск», с помощью которых в системе «1С» фиксируются факты въезда или выезда транспортного средства (далее ТС), а также входа или выхода пешехода (физического лица).

· Для автоматического распознавания номеров ТС при въезде или выезде используется внешняя система распознавания номером транспортных средств. Подсистема «МЕТЛОМ» может получать из нее распознанные номера и использовать для автозаполнения пропуска.

· На вкладке «Открытие пропуска» фиксируется направление движения ТС – въезд или выезд. При использовании системы распознавания номеров ТС направление определяется автоматически. Далее заполняется: марка ТС, вид операции («Приемка от поставщика», «Отгрузка покупателю», «Услуга провески»), вид груза (выбор из соответствующего справочника), вид поставщика (физическое или юридическое лицо), фиксация выполнения операции контроля (например: «Посторонних лиц в ТС нет»). Операции контроля хранятся в отдельном справочнике, состав операций можно изменять. По флагу «Сделать фото» будут получены фото из системы распознавания номеров ТС (в данном случае, сделанные при въезде).

· При выезде ТС оформляется закрытие ранее созданного документа «Пропуск». При закрытии пропуска система выполняет контроль наличия документа «Взвешивание» на автовесах, показателей веса брутто и тары. В случае успешной проверки высвечивается надпись «Контроль пройден». По флагу «Сделать фото» будут получены фото из системы распознавания номеров ТС (в данном случае, сделанные при выезде).

· В подсистеме «МЕТЛОМ» существует возможность формирования отчетов из рабочего места сотрудника безопасности (кнопка «Отчеты»). Отчет «Транспортные средства на территории» показывает список ТС, по которым зафиксирован въезд (открыт пропуск), но выезда зафиксировано не было (пропуск не закрыт). Отчет «Закрытые пропуска за период» выводит реестр закрытых документов «Пропуск» за выбранный период (настройка в шапке отчета).

Автоматизация этапа взвешивания и качественной оценки металлолома

Минимизация влияния человеческого фактора в процессе взвешивания лома и возможность контроля этого процесса – также важное функциональное требование к подсистеме.

Оно было решено с помощью создания АРМ оператора весовой + мастер участка.

· Данное рабочее место предназначено для создания документов «Взвешивание», с помощью которых в системе «1С» фиксируются количественные и качественные показатели металлолома.

· В левой верхней части окна рабочего места расположен реестр незакрытых документов «Пропуск», по которым зафиксирован только въезд. В центральном верхнем блоке - информация для создания документа «Взвешивание». Справа можно просмотреть прикрепленные фото и служебную информация (дата, время начала работы, ответственный).

· Для создания нового документа «Взвешивание» в рабочем месте оператора весовой необходимо выделить в списке нужный пропуск, проверить в центральном блоке автоматически заполненную информацию по транспортному средству, нажать кнопку «Открыть документ взвешивания» - «По пропуску».

· Далее производится непосредственно операция взвешивания. Для автоматизации данного процесса в подсистеме настроена интеграция с весовым терминалом. Также для контроля процесса добавлена возможность фотофиксации транспортного средства в момент взвешивания с помощью камер Trassir.

· По нажатию кнопки в документ «Взвешивание» переносится полученный вес брутто, дата и время взвешивания, а также прикрепляются фото с камер Trassir.

· Далее мастер участка определяет качественные показатели металлолома (вид, процент засора, вес мусора и др.) и передает их оператору весовой. Оператор приступает ко второму этапу заполнения документа.

Для этого в ранее созданном документе «Взвешивание» необходимо перейти на вкладку «Качественные показатели» и в табличной части построчно заполнить данные: вид лома (из специального справочника), процент засора, дополнительный вес мусора (при наличии), комментарий (из специального справочника комментариев, при необходимости), участок (из справочника «Склад»).

Автоматизация процесса оформления закупки и отгрузки металлолома

Документы закупки и отгрузки на производственной площадке оформляются в режиме реального времени и наличии очереди, поэтому для Заказчика было особенно важна максимальная автоматизация и фиксация всех движений производственного процесса в рамках этого участка, а также возможность оперативного контроля статуса операции.

· Для оформления документов по закупу металлолома используется документ «Приемо-сдаточный акт» (далее ПСА). Распоряжением для акта является документ «Взвешивание» с типом операции «Приемка от поставщика». Для оформления ПСА бухгалтер выбирает в списке распоряжений нужный документ (или несколько документов) «Взвешивание» и нажимает кнопку «Оформить ПСА». По одному документу взвешивания может быть выписано несколько ПСА и, наоборот, по нескольким документам взвешивания - один общий документ ПСА.

· При создании нового документа «Приемо-сдаточный акт» автоматически заполняются поля: организация, подразделение, партнер, показатели на вкладке «Транспорт» (вид и № транспорта, показатели по весу: брутто/тара/нетто/чистый вес, единица измерения), показатели на вкладке «Металлолом» (построчно: вид лома, вариант наименования, номенклатура, нетто, единица измерения, % засора, дополнительный мусор, чистый вес, участок (склад)).

· Для быстрого заполнения паспортных данных ломосдатчика-физического лица в системе предусмотрена интеграция со сканером паспортов (считывателем документов) Regula. По нажатию кнопки «Получить со сканера» открывается обработка «Поиск и создание контрагента». Обработка подключается к базе данных сканера паспортов и получает последнюю запись с паспортными данными. После сверки полученных данных с паспортом необходимо нажать кнопку «Создать». По нажатию кнопки выполняется поиск среди контрагентов-физических лиц по серии и номеру паспорта. Если контрагент с такими данными обнаружен, то система предложит использовать существующего. Если контрагента нет, то создается новый и подставляется в документ «ПСА».

· Для проведения и автоматического отражения в системе безналичных оплат на банковские карты физическим лицам настроена интеграция в платежными сервисами банков: СБЕР (партнер - Вториум), ПСБ (партнер - PAY2ME).

· В документе «Приемо-сдаточный акт» от поставщика – физического лица может быть выполнена проверка актуальности паспортных данных с помощью сервиса МВД РФ.

· Операции по отгрузке в подсистеме «МЕТЛОМ» оформляются специальным документом «Отгрузка металлолома» на вкладке «Отгрузка» рабочего места оператора-кассира. В верхней части окна расположен список документов «Взвешивание» с типом операции «Отгрузка покупателю» с неоформленными остатками. Также можно увидеть количество дней, прошедших с момента взвешивания.

· Для создания документа отгрузки в верхнем окне нужно выбрать документ взвешивания, являющегося распоряжением, и нажать кнопку «Оформить отгрузку». В новом документе автоматически заполнятся: основная информация, данные на вкладках «Транспорт», «Металлолом». Необходимо выбрать: контрагента, соглашение, договор, заполнить поля «Отпуск грузка произвел», «Отпуск груза разрешил».

Подсистема учета движения металлолома «МЕТЛОМ»

Другие автоматизированные производственные процессы

Подсистема «Метлом» также позволяет проводить такие специфические для данного бизнеса операции, как:

· Услуги коммерческой провески.

· Операции по внутреннему движению металлолома:

  • выборка лома: производится отсортировка лома других видом (например, в ранее оприходованном ломе черных металлов обнаружен легированный или цветной лом),
  • оформление перемещения между участками (складами),
  • оформление первичной переработки металлолома

· Проведение и оформление результатов инвентаризации металлолома.

· Оформление операций по транзитной отгрузке.

Подсистема учета движения металлолома «МЕТЛОМ»

Напоминаем о том, что продукт «МДК:Подсистема учета движения метлома», редакция 1.1, включена в реестр отечественного ПО.

Это уже третья разработка ГК Axelsoft, включенная в реестр отечественного ПО!

11
Начать дискуссию