Решебники: плюсы и минусы Комментарий преподавательницы Skillbox Ксении Мазневой

Иногда так хочется сэкономить время и силы — и заглянуть в конец учебника, чтобы подсмотреть правильные ответы. Почему мы склонны так делать? Какие минусы у такого подхода и есть ли у него плюсы? И как бороться с привычкой списывать? Попросили ответить на эти вопросы нашу преподавательницу Ксению Мазневу.

1. Почему ученики пользуются решебниками? Учительствуя несколько лет в государственной школе, я сформулировала для себя несколько причин использования решебников (о некоторых из них мне сообщили сами ученики и их родители).

Во-первых, в школах детям задают много заданий по разным предметам. На их выполнение тратится слишком много времени, которое хочется банально сэкономить с помощью решебников. Причём сократить время на выполнение домашек хотят не только сами ученики, но и те родители, которые помогают детям с заданиями.

Но копнём глубже: а почему родители вообще должны вникать в презент симплы, контурные карты, синусы и косинусы вместе с детьми? Если отвечать коротко, дело в том, что учебный процесс в школе нередко оказывается недостаточно эффективным для какой-то части учащихся. Добиться индивидуального подхода к каждому ученику не выходит: детей в классах обычно много, а времени и даже чисто физических ресурсов преподавателя просто не хватит, чтобы адаптировать стандартную программу под каждый класс и каждого ученика. А ещё ведь нужно бороться за внимание с гаджетами и играми!

Получается, что ученики прибегают к решебникам просто потому, что у них практически нет возможности в полной мере усвоить весь тот материал, который они должны усвоить согласно стандартной программе.

2. Какие плюсы и минусы есть в использовании решебников?

Минус достаточно очевиден: используя решебники, ученики не усваивают материал, а бездумно переписывают готовые ответы.

Но решебники можно использовать как способ самопроверки, и тогда это не плохо. Если ответ совпал, ученик убедится в правильности хода мыслей. А если ответ оказался неверным — это станет поводом задуматься, лишний раз повторить правило и попробовать применить его снова. Или просто понять, что разобраться в теме до конца не получилось, и задать вопрос преподавателю.

3. Как бороться с привычкой списывать?

Бороться с использованием решебников нужно, решая проблемы, о которых мы говорили выше. В случае с государственными школами это целая огромная система, медленная и неповоротливая. Повезёт, если найдётся чуткий и понимающий профессиональный педагог, который отучит бояться ошибок и научит языку. Причём сделает это, учитывая научные открытия в сфере психологии и педагогики, с использованием современных приёмов обучения, адаптированных под индивидуальные особенности ученика.

На одну и ту же гору можно подняться разными маршрутами, каждому человеку подойдёт какая-то своя уникальная тропа, и задача педагога — провести ученика именно по ней. А ещё для подъёма нужно снаряжение: оно может быть увесистым и тяжелым, затрудняющим путь; а может — современным и лёгким.

В изучении английского в качестве такого снаряжения выступают приёмы и методики. Так, в школе английского Skillbox вместо грузной зубрёжки мы используем снежный ком, вместо малоэффективных раскрытий скобок — техники речи, вместо нудных учебных материалов — интересные тексты. Все приёмы здесь построены так, чтобы на всех этапах освоения новых правил ученикам приходилось разговаривать. Именно проговаривание вслух обеспечивает эффективность обучения, потому что в таком сценарии к процессу подключается мышечная память. В результате ученики говорят совершенно не задумываясь — все нужные слова отскакивают от зубов.

И вот когда обучение построено интересно и действительно эффективно — тогда и никакие решебники просто не нужны!

11
Начать дискуссию