Well-being: как внедрить программу заботы о сотрудниках

Well-being: как внедрить программу заботы о сотрудниках

1. Well-being - корпоративное благополучие

Well being – современные корпоративные программы. Основная цель – повысить уровень благополучия кадров, удержать и вовлечь персонал. Well being HR – это исключительно комплексные программы, которые должны внедряться на постоянной основе и учитывать особенности компании.

Обратите внимание, что не все подходы могут принести результат. "Яркая" ошибка well being (перевод – благополучие сотрудников) в России заключается в том, что работодатель использует "одноразовые" меры поддержки, например, организует корпоративный вечер по поводу дня рождения компании. Персонал воспринимает такие акции не как меры поддержки, а как развлечение. К тому же, в долгосрочной перспективе методики неэффективны. Именно поэтому важно вести работу не в одном, а сразу в нескольких направлениях.

Мы уже объясняли, что такое well-being программы и как они защищают сотрудников от выгорания. Могло показаться, что это сложно, дорого и доступно только компаниям с неограниченным бюджетом, но это не так. Некоторые пункты программы можно реализовать бесплатно, на чем-то сэкономить, что-то получить в довесок.

1) Что такое well-being программа и зачем она нужна

Это комплексная программа заботы, направленная на привлечение и удержание сотрудников. Она должна покрывать 4 направления заботы о сотрудниках:

Энергия человеческих ресурсов – одна из главных составляющих успешного бизнеса. Рано или поздно большинство компаний (как транснациональных, так и небольших) приходят к закономерному выводу: чем выше well being сотрудников, тем больше они будут заинтересованы в работе.

Нездоровый, сосредоточенный на личных неприятностях подчиненный – прямые убытки для компании. Если работодатель позаботится о комфорте сотрудников, вырастет и вовлеченность.

Well-being: как внедрить программу заботы о сотрудниках

Качественная программа формирует крепкую эмоциональную связь между работодателем и сотрудниками. Когда люди чувствуют поддержку и заботу со стороны компании, они хотят работать и приносить пользу.

Со стороны кандидатов тоже есть запрос на программы заботы. Времена, когда можно было мотивировать людей окладом и официальным трудоустройством, остались в прошлом. Теперь кандидатов интересует, что компания предлагает кроме денег, есть ли ДМС, предоставят ли психолога и возможности для обучения.

2) Что может входить в well-being программу

Так выглядела программа, которую я внедряла в одном банке:

Well-being: как внедрить программу заботы о сотрудниках

Расскажу про самые интересные и важные компоненты программы помимо стандартных услуг в рамках ДМС.

Психологическая помощь

Пандемия сломала традиционные социальные процессы, перевернула все вверх дном, внесла хаос и неопределенность в наши жизни. Люди боятся и тревожатся, тяжело адаптируются к изменениям, страдают от нехватки живого общения — им нужно с кем-то об этом говорить. Поэтому психологическая помощь стала обязательным компонентом любой well-being программы.

Хотя эта помощь полностью анонимная, поставщики услуг могут давать работодателю обезличенную статистику, какие вопросы беспокоят сотрудников. Вы просто видите некий срез болевых точек коллег и можете использовать эту информацию, чтобы докручивать внутренние коммуникации.

Допустим, я знаю, что сотрудники обращаются к психологу из-за трудностей с воспитанием детей. Мне неизвестно, кто конкретно: ни один психолог не станет разглашать информацию о клиентах. Но ясно, что эта проблема беспокоит коллег. Тогда мы можем помочь в ее решении: например, разместить на внутреннем портале статьи и книги о воспитании детей, пригласить эксперта и провести тренинг. Это очень тонкая и незаметная работа, которая дает свои плоды.

Юридические консультации

Как получить налоговый вычет, заполнить НДФЛ, проверить или составить договор, вернуть деньги за некачественный товар или услугу, взыскать долг, узаконить перепланировку — вот только часть вопросов, с которыми сталкиваются ваши сотрудники. Чтобы решать эти проблемы, им приходится платить юристам или самостоятельно штудировать законы и инструкции.

Если работодатель предоставляет качественную юридическую консультацию, сотрудник это оценит.

Материальная поддержка

Может включать фиксированные единоразовые выплаты:

ᄋ при рождении ребенка;

ᄋ смерти близкого родственника;

ᄋ чтобы собрать детей в школу;

ᄋ при выходе на пенсию;

ᄋ ко дню рождения и другим праздникам.

Полная компенсация больничных

Сумма пособия по временной нетрудоспособности привязана к среднему заработку за определенное количество дней. Но при этом максимальная выплата ограничена: в 2021 году нельзя получить больше, чем 2434,25 ₽ за каждый день болезни, даже если зарплата намного больше. Но некоторые компании оплачивают больничные в 100-процентном размере: человек получает такую же сумму, как если бы он проработал все эти дни.

Есть компании, которые полностью компенсируют отпуск по беременности и родам. Сотрудники получают компенсацию за все 140 дней отпуска, исходя из своего реального дохода, а не законодательных ограничений по максимальным выплатам.

Благотворительность

Бесплатный элемент well-being программы, который формирует репутацию социально ответственного работодателя. Вам нужно только договориться с благотворительным фондом и предоставить сотрудникам понятную и простую инструкцию, как делать добрые дела.

Работодатель играет роль посредника между сотрудниками и фондами. Конечно, люди могут заниматься благотворительностью и самостоятельно, но это сложнее: нужно искать информацию, уметь отличать добросовестные некоммерческие организации от мошенников, выбирать, как и кому лучше помочь. А здесь все организационные вопросы берет на себя работодатель: находит надежный фонд, договаривается с ним, объясняет, как помогать.

Я советую обратить внимание на 4 крупных фонда:

ᄋ Подари жизнь — помощь детям с тяжелыми заболеваниями;

ᄋ Дари еду — обеспечивают продуктами людей в сложной жизненной ситуации;

ᄋ Старость в радость — помощь пенсионерам и инвалидам;

ᄋ Фонд Хабенского — спасение детей с заболеваниями головного и спинного мозга.

Финансовые консультации

Еще один пункт программы, который можно реализовать бесплатно. Договоритесь с каким-нибудь хорошим банком о том, что его сотрудники будут приходить к вам и читать лекции по финансовой грамотности.

Взамен они смогут предлагать вашим работникам финансовые продукты: кредиты, ипотеку, вклады, дебетовые карты, брокерское обслуживание. Только убедитесь, что это именно лекции с элементами рекламы, а не наоборот. Иначе люди не оценят такой «заботы».

Дни здоровья

Это дни, когда HR организует вебинары на определенные медицинские темы. В банке, где я работала, такие вебинары с участием маммологов, эндокринологов и кардиологов проходили ежеквартально. Лекции длились около полутора часов, сотрудники получали мини-консультации и ответы на свои вопросы, не выходя из офиса.

Онкострахование

Когда человек узнает о страшном диагнозе, он теряется: не знает, куда обращаться за лечением, как получать квоты, какие документы оформлять. Это психологически сложный маршрут, который легче пройти, когда есть юридическая, финансовая и информационная поддержка.

Полис онкострахования как раз обеспечивает такую поддержку.

Второе мнение

Эта программа позволяет перепроверить диагноз в другой клинике — как правило, иностранной. Получить второе мнение особенно важно, когда речь идет об онкологии и операциях.

Полис путешественника

Практически все страховые компании при покупке ДМС дают в подарок полис путешественника — он обеспечивает финансовую защиту за границей. Чтобы получить такой бонус, достаточно просто попросить.

Обучение

Развитие сотрудников — это обязательная часть программы. Небольшие компании обычно приглашают внешнего тренера, крупные работодатели нанимают штатного специалиста, который проводит обучение.

Важно, чтобы каждый сотрудник имел доступ к системе обучения, понимал, как она работает, знал расписание тренингов.

3) Что включить в well-being программу

Некоторые компании начинают с опроса сотрудников: сначала узнают, чего бы они хотели, а потом думают, как воплотить их желания. Это ошибка, потому что вопросы формируют ожидания.

Например, вы спрашиваете у коллеги, не хотел бы он учить английский и ходить в спортзал за счет работодателя. Конечно, сотрудник не против — зачем отказываться, если предлагают. Но потом выясняется, что ничего этого не будет: бюджет не выделили. Человеку неприятно: хотя ему ничего и не обещали, он все равно чувствует себя обманутым.

А вот что действительно нужно и важно — это изучить программы основных конкурентов. Возьмите пятерку компаний, куда уходят ваши сотрудники и откуда вы забираете людей. Проанализируйте, что они предлагают: содержание чужих программ можно найти на карьерных сайтах и в описании вакансий, а также аккуратно узнать у кандидатов во время интервью.

Используйте эту информацию:

ᄋ чтобы обосновать руководству необходимость внедрения или расширения well-being-программы;

ᄋ защитить бюджет на реализацию программы;

ᄋ отстроиться от конкурентов при продаже вакансий.

4) Как сэкономить на well-being

Главный лайфхак: постарайтесь «зашить» как можно больше опций в ДМС. Неопытные HR-специалисты думают, что ДМС — это только лечение в платных клиниках, но при достаточно высоком уровне коммуникативных навыков можно получить намного больше.

В тендерном задании на добровольное медицинское страхование сотрудников можно получить:

ᄋ онкострахование;

ᄋ второе мнение;

ᄋ психологическую помощь — офлайн и онлайн;

ᄋ полис для выезжающих за рубеж;

ᄋ дни здоровья — 3–4 лекции с групповыми консультациями каждый квартал;

ᄋ юридические консультации;

ᄋ вакцинацию от гриппа.

И все это по цене стандартного полиса ДМС. Многие страховые компании в ужасе перезванивали мне и заявляли: «Оксана, вы же понимаете, это нереально! Никто вам такого не даст, вы никого не выберете». Итог: в тендере участвовали 10 страховых, а победитель — ВСК — выполнил все пункты задания.

5) Преимущества для компании в well-being

Для компании в well-being-практиках тоже много преимуществ. Когда организация внедряет well-being-политику, она влияет на:Продуктивность. Когда сотрудники чувствуют себя хорошо, они принимают более качественные решения, работают с большей отдачей.Командный/моральный дух. Сотрудники чувствуют себя более ценными, когда их потребности удовлетворяются на всех уровнях, включая физический, умственный и финансовый.Репутацию компании, привлечение и удержание талантов. Если работодатель известен тем, что уважает и помогает поддерживать work-life balance, то при прочих равных он будет привлекать больше соискателей.Клиентоориентированность. Счастливые сотрудники — лучшие бренд-амбассадоры, которые настроены на то, чтобы обеспечивать классный сервис для клиентов.По исследованию CIPD, которое мы уже цитировали, в 2020 компании не изменили в меньшую сторону или даже увеличили бюджеты на well-being проекты по сравнению с безковидным 2019.

6) На какие рабочие аспекты влияет благосостояние сотрудника?

С точки зрения бизнеса, благополучие сотрудника влияет на:

1. Продуктивность.Well-being повышает производительность и эффективность. Когда сотрудники чувствуют себя хорошо, они ведут более здоровый образ жизни и лучше принимают решения.

2. Командный/моральный дух. Сотрудники чувствуют себя более компетентными и ценными, когда их потребности удовлетворяются на всех уровнях, включая физический, умственный и финансовый.

3. Репутацию, привлечение и удержание талантов. Если у вашей компании хорошая репутация на рынке как у работодателя, который уважает и поддерживает баланс между работой и личной жизнью, вы с большей вероятностью привлечете квалифицированных кандидатов и удержите своих сотрудников на более длительный период.

4. Клиентоориентированность. Счастливые сотрудники – лучшие бренд-амбассадоры. Если вы относитесь к ним хорошо, сотрудники будут заинтересованы в понимании продуктов и услуг и более качественном удовлетворении потребностей клиентов.

Конечно, это не все позитивные влияния грамотно построенных программ поддержки благосостояния персонала – взять, например, выгоду для самого человека. Это выработка полезных привычек, снижение риска сердечно-сосудистых заболеваний, улучшение сна и качества отдыха, повышение самоконтроля и умения справляться со стрессом – и, как следствие, снижение вероятности выгорания на работе и появления проблем с психикой.

Вывод:

Это только часть процессов, которые помогают поддерживать корпоративное благополучие и заботиться о состоянии сотрудников. Стоит продумать комплекс мер, которые будут направлены на благосостояние персонала, потому что кадры — самый ценный ресурс в любой компании. Важно помогать работникам справляться с их сложностями, чтобы они лояльнее относились к организации и трудились со всей отдачей.

Благополучие (или благосостояние) сотрудников – это часть общей корпоративной культуры, без которой сегодня не обходится ни одна развитая компания. Почему так важно внедрять в работу программы не только по адаптации, развитию и обучению персонала, но и благополучию.

В некоторых компаниях "новички" проходят тестирование перед тем, как приступить к работе. Таким образом HR понимает потенциал работника и формирует электронное досье, которое пополняется на протяжении всего времени работы. Если сотрудник хочет занять более высокую должность, работодатель оценивает компетенции подчиненного и изучает досье.

Еще один вариант – помочь материально тем подчиненным, которые хотят повысить свою квалификацию, например, получить диплом по программе магистратуры, выучить иностранный язык или пройти переподготовку. Компания может выделить кредит на обучение, предоставить учебный отпуск или компенсировать часть расходов.

Внедряйте программу well-being заботы о сотрудниках, корпоративного благополучия, направленного на привлечение и удержание сотрудников!

Начать дискуссию