Визионер может предвидеть тренды для развития бизнеса

Визионер может предвидеть тренды для развития бизнеса

1. Кто такой визионер и как им стать

С точностью предугадать будущее невозможно. А описать его возможные сценарии — вполне. Разбираемся, что такое визионерство и какие конкурентные преимущества оно дает компании

1) Кто такой визионер

Визионером называют человека, который имеет четкое представление о том, как должно выглядеть будущее, и может обозначить конкретные шаги по воплощению видения в жизнь. В русский язык слово «визионер» пришло из французского: visionnaire (от лат. visio — «видение») переводится как провидец, прорицатель, мечтатель. В современном значении слово имеет положительную окраску. Но изначально его употребляли в другом значении. В XVIII веке так называли человека, «который предается непрактичным фантазиям», то есть фантазера.

В бизнесе визионер — это человек, который ориентируется на рынке и может предвидеть тренды. Он фокусируется не на том, что уже есть, а на том, что может быть, и использует это видение для развития бизнеса. Визионерами можно назвать основателей и руководителей крупнейших технологических компаний: основателя Apple Стива Джобса, основателя Meta (новое название Facebook) Марка Цукерберга, основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, главу Amazon Энди Джесси и главу Microsoft Сатью Наделла.

Кто такой визионер. Объясняем простыми словами

Визионер — это стратег с сильными лидерскими качествами, который может предчувствовать развитие определённых тенденций и изменений на рынке.

Проще говоря, это лидеры, которые ориентируются на рынке, могут чувствовать и предвидеть тренды, вдохновлять и мотивировать команду на развитие, объединять вокруг общей цели, чётко представляют себе будущее не только компании, но и рынка. Они уверены в себе и своих решениях и готовы идти на риск, даже когда есть понимание, что в большинстве случаев может не получиться.

Например, визионером можно назвать Стива Джобса. Сооснователь Apple с точностью мог предсказать будущие запросы рынка, многие его высказывания 30-летней давности сбылись и продолжают сбываться до сих пор. Например, за 20 лет до появления айфона Джобс заговорил о некоем «посреднике», который живёт в «коробочке», и человек может носить его с собой. Выступая на Международной конференции дизайна, Стив Джобс упомянул «очень умный компьютер внутри книги, который можно носить с собой и овладеть им за пять минут». Это был прототип первого в мире айпада, который Джобс презентовал спустя целых 27 лет.

Другим известным визионером считают японского гейм-дизайнера и руководителя студии Kojima Productions Хидео Кодзиму. Актёр Норман Ридус, который участвовал в проекте Кодзимы Death Stranding, как-то сказал «Хидео Кодзима — гений... Мы сидели на "Комик-коне", и у него был материал на iPad, который он хотел мне показать. Я просто не верил в то, что видел. И я сказал ему: "Что бы ты ни придумал, я готов в этом участвовать. Я даже не понимаю, о чём ты говоришь". Люди готовы делать всё, что он ни скажет, потому что он визионер».

На российском рынке яркий пример визионера — Герман Греф. Он смог предсказать тренд на новый формат и подход к финансовым сервисам и продуктам, создание экосистем вокруг финансовых институтов. В итоге трансформация одной компании привела к изменению на всём рынке.

Пример употребления на «Секрете»

«Но я знаю, что, когда меня похоронят и пройдёт лет пять или десять, все будут говорить не то, что Тиньков — мудак, а что я действительно что-то предвидел в этой жизни, был визионером и был тем, что называется ahead of time. Какой бы невероятной скотиной ни был Джобс, но он сделал для человечества великие продукты».

(Основатель «Тинькофф банка» Олег Тиньков — о том, почему Илон Маск и Стив Джобс — «говнюки».)

Факт

Слово «визионер» — это русское произношение французского visionnaire (от лат. visio, «видение»), которое переводится как «провидец». Термин появился на рубеже XIX и XX веков, когда на пике популярности были мистика, спиритизм и оккультизм. В те времена так называли людей, которые страдали галлюцинациями, и им приписывали способность видеть будущее.

Критика

Исследователи из Международного института управленческого развития в Швейцарии (International Institute for Management Development, IMD) отмечают, что руководители-визионеры могут ставить слишком нереалистичные цели и не объяснять, как эти цели достичь команде. В этом кроется главный недостаток визионерского подхода к управлению.

Эксперты считают, что эффективный руководитель должен балансировать между традиционными способами управления и новыми. Нужно одновременно быть экспертом в своей области и продолжать учиться новому, самостоятельно принимать решения, но всегда вовлекать в процесс команду.

2) Примеры визионерства в бизнесе

Стратегия Shell

Яркий пример, когда визионерство дало компании значимые конкурентные преимущества, — стратегия нефтегазовой компании Shell в 1970-е годы. Ее вовремя скорректировал руководитель парижской службы планирования Shell Пьер Вак. Он убедил совет директоров подготовиться к неминуемому нефтяному кризису и многократному повышению цен на топливо. По прогнозам Вака, стоимость одного барреля могла увеличиться с $2 до $10. В 1973 году кризис действительно начался — страны ОПЕК расторгли контракты с США и Европой, а Shell, подготовившая запасы нефти на годы вперед, оказалась в выигрыше.

Создание Netflix

Другой успешный визионер — соучредитель и главный исполнительный директор Netflix Рид Хастингс. В конце 1990-х годов он заметил, что американцы все чаще смотрят фильмы дома, а не в кино, и при этом не хотят ходить в видеомагазины и прокаты. В 1997 году Хастингс со своим другом Марком Рэндольфом основали Netflix — компанию, которая отправляла своим клиентами DVD по почте. С развитием интернета компания запустила стриминговый сервис, ставшим крупнейшим в мире видеосервисом с онлайн-подпиской.

Предсказание Siri

Изобретатель систем распознавания текстов и синтеза речи Рэй Курцвейл (сейчас — технический директор в области машинного обучения и обработки естественного языка в Google) в 15 лет создал прообраз Shazam. Программа распознавала классические мелодии и могла писать оригинальную музыку в похожем стиле. А на втором курсе Массачусетского технологического института Курцвейл создал Kurzweil Computer Products — компанию, которая развивала технологии распознавания текстов (OCR).

Трансформация «Сбера»

В России визионером можно назвать Германа Грефа, который предсказал тренд на новый подход к финансовым сервисам и создал экосистему «Сбера». Так крупнейший банк превратился в технологическую компанию с различными сервисами от доставки еды до телемедицины. Трансформация одной компании привела к изменению в целой отрасли.

3) Что делает визионер

Как отмечает ректор бизнес-школы ИМИСП Ярослав Павлов, должности «визионер» в российских компаниях не существует. По его словам, визионерское мышление может быть характерно для основателей компании, генеральных директоров, директоров по развитию и технических директоров. «При этом в западных компаниях довольно давно существуют штатные футурологи. Они начали появляться в 1960-е годы, а сейчас стали мейнстримом. В России это становится трендом последние несколько лет. Вопросы визионерства, футурологических исследований, трендвотчинга раньше были в нашей стране объектом насмешки, но сейчас люди поняли, что это дает возможности для развития бизнеса в долгосрочной перспективе», — рассказывает он.

Предсказать что-то абсолютно точно невозможно, но инструментально можно проработать картину будущего и описать сценарии его развития. По словам Ярослава Павлова, для отслеживания трендов на рынках используются вполне конкретные методики:

ᄋ Межотраслевые исследования. Поиск ниш, которые появляются на стыке отраслей.

ᄋ Экспертные интервью. Они могут проводиться со специалистами в смежных отраслях, с учеными, с продвинутыми клиентами компании.

ᄋ Форсайт-сессии. Это метод коммуникации в группе, который позволяет ее участникам обсудить, какие сценарии будущего возможны, определить желаемый для компании и согласовать действия по его достижению.

ᄋ Методика бизнес-ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Он позволяет выявить, какие проблемы есть в бизнес-процессах компании, оценить, на каком этапе находится реализация поставленных целей и определить следующий шаг в развитии компании.

ᄋ Контент-анализ. С его помощью можно мониторить патентные базы и определять, какие тематические направления растут. Если они показывают продолжительный рост, особенно ускоряющийся, — это с высокой вероятностью тренд.

4) Критика визионерства

По мнению ряда исследователей в сфере менеджмента, визионерский подход в управлении неэффективен, если другие сотрудники компании не разделяют видения руководителя-визионера. Ученые исследовали визионерство и стратегическую согласованность (как топ-менеджмент согласовывает изменение стратегии компании и приоритет задач с менеджерами среднего звена) в двух компаниях Западной Европы. Одна компания работает в сфере энергетики, другая — транспорта. Исследователи опросили 136 сотрудников компаний и оценили уровень визионерского лидерства и стратегическую согласованность в коллективах.

Результаты исследования показали, что если менеджеры среднего звена поддерживали и понимали стратегическое видение руководства, то визионерство давало компании очевидные плюсы. В таком коллективе сотрудники были более заинтересованы в реализации стратегии компании. Однако там, где менеджеры не разделяли видение высшего руководства, работа в командах была менее согласована. Сотрудники такой компании, не понимающие стратегию визионеров, отмечали, что топ-менеджеры лишь создают путаницу в их работе. Они не были заинтересованы в реализации видения руководства.

Помимо согласованности стратегии, есть несколько других проблем, с которыми может столкнуться визионер:

ᄋ Упустить детали. Визионеры как правило видят общую картину мира и могут упустить важные нюансы для их бизнеса. Поэтому им стоит иметь в команде людей, сфокусированных на деталях, и взаимодействовать с ними.

ᄋ Упустить обстоятельства. Руководители-визионеры могут пожертвовать сегодняшними обстоятельствами ради идеи будущего. Они могут игнорировать важные вопросы, которые требуют их внимания в данный момент, потому что ориентированы на будущее.

ᄋ Упустить другие возможности. Руководители-визионеры, сосредоточенные на одной цели, могут упустить другие возможности, которые есть сейчас, а не появятся в будущем.

5) Как стать визионером

Перечисленных опасностей можно избежать, если визионер, несмотря на свою предусмотрительность, не будет забывать о сегодняшнем дне. В таком случае визионерство принесет компании очевидные преимущества. Другой вопрос — как стать эффективным визионером.

Визионерами могут стать не все, но применять определенные методики, чтобы предсказывать различные сценарии, может руководитель любого уровня. «В целом можно выделить четыре характеристики, определяющие визионера: широкий социальный капитал; высокая творческая активность; глубокая интегрированность в цепочку поставок — человек должен понимать специфику бизнеса, с которым имеет дело; и интуитивная прозорливость. Последнюю характеристику очень сложно измерить. Развивая мышление, интуитивную прозорливость можно в какой-то степени натренировать, но все-таки кому-то от рождения дано чуть больше, кому-то — чуть меньше», — говорит Павлов.

Есть несколько рекомендаций, как стать эффективным визионером:

ᄋ Думать о том, что могло бы быть, а не о том, что есть. Смотрите в будущее с оптимизмом и задумайтесь, как сделать завтрашний день лучше. Не соглашайтесь с тем, что сегодняшний день достаточно хорош.

ᄋ Верить в свое видение будущего. Если вы не верите в свое собственное видение продукта или компании в будущем, то вы не станете дальновидным и вдохновляющим лидером, которому будет следовать вся компания.

ᄋ Фокусироваться на общей картине. Дальновидные лидеры обладают богатым воображением и могут легко визуализировать вещи. Мысленно представляйте себе будущие возможности, а затем описывайте, как они впишутся в общую картину мира.

Делиться своими идеями. Делитесь своим видением с партнерами по бизнесу, коллегами и здраво оценивайте критику. Помните, что в одиночку вы не воплотите задуманную стратегию.

Вывод:

Лидер-визионер — это специалист, который обладает уникальной способностью видеть картину будущего компании и создавать стратегии, которые позволяют ей достичь успеха. У такого человека высокий уровень интуиции и навыки анализа рынка. Он знает, как прогнозировать изменения на рынке и создавать стратегии, которые помогут компании развиваться и быть успешной.

Чтобы стать визионером, необходимо развивать свои навыки прогнозирования и анализирования. Для этого можно участвовать в исследованиях и анализе мирового рынка, изучать тренды и создавать свои предположения относительно будущего. Важно также обладать хорошим чувством интуиции, аналитическим мышлением и уметь представлять картину будущего.

Если посмотреть на многих известных визионеров, можно заметить у них одну общую черту - масштабность мышления. Потребность в росте и удовлетворении своих амбиций побуждает их мозг работать немного иначе, чем у других людей. Поэтому предприниматели, которые умеют ощущать и прогнозировать тренды, смотрят более глобально и на свой бизнес.

В целом возможности для обучения визионерству сегодня ограничены только фантазией. И если предприниматель действительно мотивирован работать над собой, у него будут все шансы для того, чтобы стать стратегом-новатором.

Становитесь визионером в бизнесе, чтобы ориентироваться на рынке и предвидеть тренды для успешного развития компании!

Начать дискуссию