Кризис-менеджер: как спасти любую компанию

Кризис-менеджер: как спасти любую компанию

1. Кризис - менеджер и его работа

Первый материал цикла о новых профессиях рассказывает про кризис-менеджера, его обязанности и их применимость в крупных компаниях.

Внутри мы спрятали тест с кейсами, которые прокачают ваши навыки в области кризисного управления. А в конце - независимо от ваших ответов - посоветуем бесплатные курсы, которые помогут быстро натренировать менеджерские софт-скилы.

Все мы хотя бы раз в жизни сталкивались с экономическим кризисом и его последствиями. Некоторые в результате теряли существенную часть дохода, некоторые - работу, а кое-кто потерял по вине кризиса целый бизнес, над которым корпел годами. Чтобы не допустить такого серьезного ущерба, и появилась профессия кризис-менеджера, главная цель которого - спасти компанию во что бы то ни стало.

1) Этапы работы кризис - менеджера

Кризисный менеджер, как правило, является приглашенным экспертом, но также может являться постоянным членом команды, если компания работает в нестабильной нише или уже давно переживает сложные времена. Кризис-менеджер помогает предпринимателю избежать банкротства посредством своевременного выявления проблем и изменения бизнес-стратегии. Разбить работу кризис-менеджера можно на два этапа:

Этап 1. Сбор и обработка массива информации о компании. При этом необходимо учитывать, что чужое предприятие, как и человеческая душа, всегда потемки. Так, кризис-менеджеру приходится сотрудничать с внутренними специалистами, которые могут быть не заинтересованы в этом, находить ошибки в чужих документах и работать в напряженной обстановке с жесткими сроками и ограничениями.

Этап 2. Анализ состояния компании и разработка мер, устраняющих недостатки текущей стратегии. Как правило, здесь кризис-менеджер снова может встретить сопротивление коллектива, так как «устранение недостатков» может включать в себя даже закрытие целых отделов или уменьшение зарплат.

Вся работа кризис-менеджера занимает от 3 месяцев до года, после чего менеджер переходит в другую компанию по запросу и повторяет цикл.

Чтобы найти причины кризиса внутри конкретной компании, кризис-менеджеру важно знать, какие причины вообще существуют. Например, к потребности в антикризисном управлении, помимо внешнего рыночного кризиса, могут привести:

ᄋ превышение бюджета, выделяемого на решение определенных задач;

ᄋ отсутствие эффективного управления внутри отдела или команды;

ᄋ ошибки в организации бизнес-процессов, отсутствие оптимизации;

ᄋ неточность или дефицит имеющейся у компании информации, неумение работать с ней и аналитикой;

ᄋ разбалансировка внутри выбранной бизнес-модели.

Подводя итог, можно выделить следующие базовые задачи кризис-менеджера:

ᄋ обеспечить непрерывность рабочего процесса, повысить прозрачность и качество коммуникации между отделами;

ᄋ выявить неэффективные звенья бизнеса, участки, каналы, активы или процессы и устранить их, но сохранить и максимизировать эффективные;

ᄋ форсировать финансовую модель, то есть повысить рентабельность бизнеса, увеличить оборот средств и скорость реализации товара;

ᄋ сделать структуру бизнеса более «компактной», чтобы облегчить внутренние управленческие процессы;

ᄋ выявить, откуда утекают ресурсы, сэкономить их и оптимизировать расходы;

ᄋ усилить действующих в компании лидеров и устранить так называемых «специалистов-мародеров», которые подрывают эффективность бизнеса изнутри.

2) Как кризис-менеджеры спасают компании: история Джуди Смит

На сегодняшний день Джуди Смит - один из самых известных кризис-менеджеров в мире, автор книг по антикризисному управлению и частая гостья профессиональных ток-шоу. Именно она разрешила такой громкий бизнес-коллапс, как кризис Sony в результате хакерского взлома серверов, и спасла десятки американских компаний от последствий пандемии коронавируса. Опыт Джуди Смит настолько богатый и вдохновляющий, что он даже лег в основу телесериала «Скандал» с Керри Вашингтон.

Изначально Джуди Смит и не стремилась работать в сфере кризис-менеджмента. Будучи когда-то обычным, но весьма успешным руководителем, она стала получать просьбы от знакомых бизнесменов и партнеров помочь им в решении сложных вопросов. Поначалу Джуди Смит соглашалась на это по дружбе, но затем стала брать «заказы» официально. В конце концов, после десятилетий в роли антикризисного консультанта, Смит основала собственную консалтинговую фирму, которая сегодня включает в себя целую команду кризис-менеджеров, специализирующихся на разных направлениях и нишах, от цифровых технологий до медицины.

Проверьте, насколько вам подходит данная профессия и насколько вы уже готовы к тому, чтобы начать прокачивать важные для нее навыки. Для этого представьте себя героем трех ситуаций, которые наш сайт предложит вам рандомно из множества вариантов, и постарайтесь выпутаться из них.

2. Кто такой кризис-менеджер и чем он занимается

1) Внутренние и внешние кризисы

Когда превышается допустимый уровень риска для бизнеса, наступает кризис. Разной глубины и полярности — от возможности сделать рывок в развитии до реструктуризации и закрытия компании.

Есть множество классификаций кризисов, но мы рассмотрим ту, что имеет максимальное практическое применение для преодоления кризиса. Исходя из причины возникновения, кризисы бывают двух видов: внутренние и внешние.

Внутренние кризисы происходят по причине:

ᄋ превышения затрат;

ᄋ отсутствия управленческого учета и контроля;

ᄋ ошибок в организации бизнес-цикла, процессов и подпроцессов;

ᄋ потери или отсутствия достоверной информации при прохождении каждого этапа бизнес-цикла;

ᄋ разбалансировки бизнес-модели.

Внешние кризисы происходят по причине:

ᄋ мировых экономических и финансовых потрясений;

ᄋ чрезвычайных природных, техногенных, экологических, биолого-социальных (например пандемия) и прочих событий.

Для преодоления каждого типа кризиса нужны специалисты, которые могут действовать в жестких условиях — кризис-менеджеры. Давайте разберемся, когда и какой кризис-менеджер нужен и чем они занимаются.

2) Что такое кризис-менеджмент

Для начала определимся с базовой терминологией.

ᄋ Менеджмент— это непрерывный процесс воздействия субъекта управления (руководителя или группы руководителей) на объект управления (компанию, группу или отдельных людей) с целью координации и организации их деятельности с помощью современных технологий, принципов, методов и средств для повышения эффективности работы.

ᄋ Кризис (в переводе с латинского) — это решающая ситуация, поворотный момент. Именно «поворотный момент» в значении слова «кризис» указывает, что ситуацию можно изменить с разрушения на восстановление и развитие, если принять соответствующие решения.

ᄋ Антикризисное управление, или кризис-менеджмент— это процесс спасения организации (объекта управления) от разрушающих воздействий и создание условий для ее развития.

Итак, с терминологией определились. Теперь давайте посмотрим на типы менеджмента в зависимости от причин наступления кризиса — внешних или внутренних.

Профилактический кризис-менеджмент— это совокупность действий, направленных на минимизацию допустимого уровня риска для бизнеса.

Объектом является система в целом. Субъектом — постоянный руководитель. Цель профилактического кризис-менеджмента — снижение рисков. Характер действий и длительность — постоянная плановая деятельность.

Если профилактическая деятельность оказалась неэффективной и система начала разрушаться, то профилактический менеджмент заменяется на чрезвычайный.

Чрезвычайный кризис-менеджмент — это совокупность действий, направленных на недопущение развития кризиса, стабилизацию ситуации и устранение негативных последствий.

Объектом является кризисная ситуация. Субъектом — кризис-менеджер. Цель чрезвычайного кризис-менеджмента — спасти систему. Характер действий и длительность — кратковременная (проектная) деятельность с мобилизацией всех доступных ресурсов и методов.

3) Для чего компаниям нужен кризис-менеджер: примеры

Кризис-менеджер решает проблемы:

ᄋ на уровне концепций инвестиционных проектов;

ᄋ на уровне бизнес-моделей;

ᄋ на уровне управленческих задач;

ᄋ на стыке «как работает бизнес» и «как работают люди».

Выход из кризиса — это не только предложенные кризис-менеджером решения, но и готовность заказчика им следовать. Приведу два кейса для иллюстрации работы кризис-менеджера с клиентом.

Кейс на уровне управленческих задач

Дано: инвестиционный проект производственного комплекса стоимостью порядка 1 млрд. гривен. Значительная часть средств потрачена, а степень завершенности комплекса гораздо меньше ожидаемой.

Решение кризис-менеджера:

1) изменить систему управления проектом,

2) разработать и принять систему нормативов,

3) наладить учет материальных ценностей.

Но поскольку причиной были управленческие ошибки топ-менеджмента, план выхода из кризиса не был выполнен. В итоге потери составили около 300 млн.гривен, а при выполнении антикризисного плана их удалось бы сократить на 80%.

Кейс на уровне концепций

Дано: инвестиционный проект бизнес-центра на земельном участке в 2 га. Потрачено уже более 8 млн. долларов, и совет инвесторов потребовал обоснование для дальнейшего финансирования проекта, так как отсутствовали результаты, соответствующие тратам.

Причины ситуации, которые определил кризис-менеджер: маркетинговые ошибки в концепции и классе бизнес-центра, архитектурно-планировочных решениях, завышенные доходные показатели проекта, не учтенные затраты почти на 40 млн. долларов. С учетом всех этих факторов итоговая стоимость проекта составила намного больше запланированной.

Решение кризис менеджера: закрыть проект на уровне потерь 8 млн. долларов и уберечь от потерь еще 160 млн. долларов.

Кто такой кризис-менеджер

В зависимости от типа кризис-менеджмента, кризис-менеджер может выполнять разные роли и иметь, соответственно, разные названия должностей, компетенции, навыки и образование.

4) Кризис-менеджеры для чрезвычайного кризис-менеджмента

1. Арбитражный управляющий. Назначается арбитражным судом из представителей организации арбитражных управляющих для проведения процедуры банкротства организаций или граждан. Деятельность арбитражного управляющего является частной практикой, его полномочия носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными для исполнения и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.

2. Траблшутер. Это эксперт для решения проблем в компании, вызванных внешними кризисами. Особенность деятельности — выявление ключевого, базового звена, которое и является причиной проблемы. Как правило, такие проблемы находятся на стыке работы систем и работы людей, межотраслевых взаимодействий, личностных качеств. Они не явно выражены и их трудно выявить. Траблшутер находит решение для проблемы или план выхода из кризиса.

3. Внешний отраслевой кризис-менеджер с опытом решения проблем и преодоления кризисов в компаниях конкретной отрасли.Знание специфических особенностей и тонкостей отрасли позволяет максимально быстро и эффективно выявить кризис и восстановить систему.

5) Кризис-менеджеры для профилактического кризис-менеджмента

1. Для проектной деятельности в команде должен быть ответственный специалист по управлению рисками. В зависимости от масштабов проекта это могут быть несколько человек по типам риска: финансовые, технологические, поставок, законодательные, регуляторные и т.д.

2. Для финансовых, страховых, лизинговых компаний, банков и т.д. финансовый мониторинг рисков является одним из ключевых факторов успеха деятельности. Поэтому в штате таких компаний, как правило, есть специалисты, которые занимаются финансовыми рисками. Они не называются кризис-менеджеры, но выполняют эту роль.

3. Для компаний, которые занимаются инвестиционными деятельностью и проектами в любой отрасли, нужны штатные специалисты, которые занимаются мониторингом рисков, специфичных для данной отрасли и компании. Название должности может различаться от компании к компании, но роль должна быть четко выраженной.

4. Для профилактики проблем или при первых их признаках, не дожидаясь явного кризиса, может привлекаться тот жетраблшутер для быстрого выявления зон рисков, неявных угроз и конфликтов интересов.

Как видите, типов кризис-менеджеров много. Детальнее остановимся на траблшутере — именно он наиболее востребован в кризис. К тому же, это моя специализация ??

Траблшутер — это кризис-менеджер, который решает проблемы любой сложности, когда внутренний менеджмент не может этого сделать. Решение проблем достигается за счет использования навыков, накопленных за годы практической деятельности в одном или нескольких направлениях. Например, я решаю проблемы бизнеса (бизнес-траблшутинг), а моя специализация — нестандартные и быстрые решения таких проблем, как убытки, прибыли, конкурентные идеи, психологическая экспресс-помощь собственнику бизнеса для выхода из сложных ситуаций.

Существенное отличие траблшутеров и кризис-менеджеров от бизнес-консультантов — у нас высокая персональная ответственность и работа до финального результата, когда приходится брать ответственность не только за решения, но и за их последствия.

Все, кто позиционирует себя как траблшутер (и я в том числе) — это профессионалы в нескольких областях, с уникальными компетенциями и разноплановыми навыками, особыми качествами, талантами, а также обязательно гибким, системным и одновременно нестандартным мышлением.

У каждого траблшутера свой набор специфический инструментов. Например, мой включает в себя более 62 инструментов, отточенных многолетней практикой, включая авторскую методику «Энерго-эмоциональная коррекция». Но магия не в инструментах, а в результате, которого может достичь траблшутер с их помощью.

6) Что должен знать и уметь эффективный кризис-менеджер

Навыки любого кризис-менеджера включают 3 уровня — профессиональный, коммуникативный и личностный.

Профессиональный уровень— это базовое образование в той деятельности, которую вы выбрали для себя как дело жизни + по желанию MBA, научная степень.

Также имеет смысл получить дополнительное образование — например, освоить проектное управление, ведь работа чрезвычайного кризис-менеджера — это классический проект, ограниченные во времени и направленный на достижение определенного результата. Или можно углубиться в психологию, чтобы понимать психологические особенности управленческой деятельности, бизнеса, а также поведение людей в кризисных и травматических ситуациях.

Коммуникативные навыки— это основа взаимопонимания и взаимодействия с людьми, организациями и компаниями. Чтобы быть результативным, нужно обладать соответствующими навыками: переговоры, принятие решений, руководство людьми, эмоциональный интеллект для понимания движущих мотивов людей, их поведения и эмоций.

Личностные навыки— это четкое, быстрое нестандартное мышление, высокие гибкость, адаптивность. Хорошее физическое, эмоциональное, ресурсное состояние и как результат — высокая стрессоустойчивость и умение управлять эмоциями не в ущерб здоровью.

Для кризис-менеджера важно постоянное развитие — в первую очередь духовное, чтобы четко выверить свои ценности и принципы.

Конечно же, это не исчерпывающий список, но необходимый минимум. Какие-то из этих навыков приобретаются и развиваются. Какие-то — являются врожденными и обусловлены типом нервной системы. Поэтому необходимо знать свою типологию личности, чтобы понимать, в решении каких задач вы наиболее сильны и продуктивны, а какие нужно отдавать другим специалистам.

7) Как стать кризис-менеджером

На кризис-менеджера не учатся. Им становятся, находя решения в сложных ситуациях.

Сначала вы решаете проблемы в своей компании. Затем становитесь кризис-менеджером, способным решать проблемы целой отрасли. Следующий этап — выходите за рамки отрасли и начинаете находить решения на стыке различных отраслей. И так становитесь универсалом, который решает любые задачи.

Кризис-менеджер в любом типе управления — профилактическом и чрезвычайном — сначала учится решать свои проблемы, потом чужие. Сначала в спокойном режиме, а потом в цейтноте.

Есть много специалистов, которые решают задачи, но не все называют себя кризис-менеджерами и траблшутерами. Потому, что работа кризис-менеджера — это ответственность и вызов. Люди, которые назвали себя так, отсекают все пути к отступлению — они ОБЯЗАНЫ решить проблему.

Выше мы говорили о навыках кризис-менеджера. Они приобретаются не за один день. И самое главное — знания и информацию надо применить на практике в реальной кризисной ситуации. Может быть, ошибиться, но исправить и остановить развитие кризиса.

Чтобы эффективно повышать свою квалификацию, нужно четко понимать, что именно вам нужно развивать и каким способом. И прежде чем покупать все курсы и тренинги, проконсультируйтесь с профессиональным кризис-менеджером.

8) Важные качества антикризисного управляющего

На должность антикризисного управляющего может претендовать человек, имеющий не только диплом, обширные знания из разных областей, но и определенный жизненный опыт, а также:

— наличие аналитических способностей; умение оперативно ориентироваться в сложной обстановке;

— умение анализировать ситуацию в долгосрочной перспективе, распознать потенциальное воздействие внешних и внутренних факторов, оценить перспективы развития (увидеть слабые, сильные стороны, возможности и риски);

— готовность противостоять внешнему влиянию;

— способность отделить субъективно-эмоциональное отношение от объективной реальности, фактов;

— высокая работоспособность в условиях неопределенности и дефицита времени; умение расставлять приоритеты; продуктивно работать с документами; оперативно решать административные вопросы; работать в условиях сопротивления; владение навыками регуляции эмоционального состояния;

— умение эффективно взаимодействовать на любом организационном уровне, «слушать и слышать», точно без искажений доносить свои идеи и организовать взаимообмен деловой информацией с партнерами (внутри организации и с акционерами);

— управление конфликтами (умение осуществлять контроль за кризисными ситуациями в коллективе, управлять конфликтной ситуацией: нейтрализовать и улаживать возникшие конфликты);

— способность мыслить масштабами всего предприятия и генерировать новые решения по развитию или диверсификации имеющегося бизнеса; видение возможностей, в том числе неочевидных, умение реально оценивать ситуацию и адекватно реагировать при повышении рисков.

Требования к кризис-менеджеру

Целью работы кадра является восстановление фирм. Такой специалист особо необходим компании, когда она запустила в производство какой-либо обновленный или новый товар или заключило сделку крупных масштабов. Такие мероприятия сводят компанию к большому риску, который иногда оказывается сильнее обстоятельств и фирма попадает в осложненное экономическое положение.

В этой ситуации в спектр должностных обязанностей профессионала входит:

ᄋ умение быстро прийти к компромиссному решению между кредиторами и должниками;

ᄋ активное и эффективное решение каждого текущего вопроса, которое поддержит компанию и не допустит ее банкротства;

ᄋ доскональное изучение и применение на практике антикризисных методик;

ᄋ проведение работы с договорами;

ᄋ проведение анализа по оценке имущества и фондов.

ᄋ Чтобы эффективно справляться со своими задачами и целями, квалифицированный специалист должен обладать:

ᄋ стальной нервной системой;

ᄋ оперативностью;

ᄋ расчетливостью;

ᄋ настойчивостью;

ᄋ уравновешенностью;

ᄋ сдержанностью;

ᄋ тактичностью;

ᄋ точностью действий;

ᄋ объективностью в любых ситуациях;

ᄋ быстротой подбора эффективных верных решений;

ᄋ активной оценкой положения.

Зачастую этот специалист работает совместно с логистом, юристами, аудитором, а также экономистами. Такое совместное производство обуславливается активным повышением эффективности труда вышеперечисленных специалистов в условиях развивающихся кризисных ситуаций, угрожающих работоспособности компании.

Вывод:

От кризиса не застрахован ни один бизнес. Кризисы возникают как по внутренним, там и по внешним причинам. Чтобы остановить разрушительное действие кризиса и направить процесс либо на восстановление, либо на закрытие, либо на трансформацию и развитие бизнеса, нужны особые специалисты — кризис-менеджеры.

Кризис-менеджеры обладают специфическими навыками, компетенциями и способностями решать проблемы и действовать в жестких, стрессовых условиях. Ими становятся по мере практического решения проблем и преодоления кризисов сначала в компании, потом в отрасли, затем и на стыке с другими отраслями.

Учитывая быстрый темп изменений в жизни и в бизнесе, а также наличие большого количества рисков, всегда будет потребность в кризис-менеджерах, которые значительно ускоряют процесс выхода из кризиса и открывают новые возможности для бизнеса.

Становитесь кризис-менеджерами и создавайте решения для выхода из кризиса, чтобы спасти любую компанию!

Начать дискуссию