Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек и результатами, которых он добьется

Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек и результатами, которых он добьется

1. Масштаб личности

Знаете, чему меньше всего уделяют внимание при поиске работы, отборе сотрудника себе в команду, партнёра в бизнес или клиентов? Системе ценностей человека и его масштабу, если речь идёт о конкретном человеке, и особенностях корпоративной культуры, и масштабу деятельности, если речь идёт о компании.

Люди различаются в зависимости от масштаба выполняемой ими деятельности. Масштаб деятельности — это не только количественная величина...

Люди различаются в зависимости от масштаба выполняемой ими деятельности. Масштаб деятельности — это не только количественная величина, но и качественная характеристика предметной области, которую человек охватывает своими активными действиями.

Один человек ежедневно выполняет работу и не хочет задумываться о проблемах, которые выходят за рамки его подразделения. Когда в этом возникает необходимость, он обычно обращается за помощью к вышестоящему руководителю. Другой, напротив, освоив свой участок ответственности, иногда даже не в полной мере, начинает интересоваться другими, в том числе более крупными подразделениями. Ему хочется расширить диапазон действий и почувствовать способность более полно себя реализовать. Первый работает на уровне своего масштаба личности. У второго масштаб личности явно выше его сегодняшней должности. Если этих менеджеров повысить в должности и расширить масштаб деятельности, для первого работа станет излишне хлопотной, беспокойной, а для второго — более интересным и перспективным делом.

В том, что человек в своей жизни (или на отдельном ее этапе) реализует тот или иной масштаб деятельности, известную роль играет случайность, но основным все-таки является личностный фактор. Поэтому необходимо говорить не только о масштабе деятельности, но и о масштабе личности.

1) Система ценностей - система координат

Я называю систему ценностей системой координат: все решения, которые человек принимает, он принимает, находясь в определённом поле, задающем некие границы.

Обычно мы смотрим на прямые и косвенные выгоды, которые можем получить от возможного сотрудничества: зарплату, принадлежность к бренду, соответствие имеющихся компетенций требуемым, наличие необходимого опыта и связей, финансовые запросы кандидатов и возможности работодателей/партнеров.

Это характеристики, которые довольно легко проверить, и чаще всего именно на их оценке принимается решение о приёме на работу, сотрудничестве. Но чуть позже начинает проявляться то, на что пытаешься закрыть глаза или не замечаешь вовсе.

Точно так же ценности работают и в отношении выбора бизнес-партнёра. Человек может обладать ресурсами, очень полезными для ведения бизнеса, быть супер-экспертом в каких-то вопросах, но принципы, которыми он руководствуется по жизни, могут сильно не совпадать с вашими, а, значит, продуктивной работы и ярких результатов не будет. К примеру, для вас неприемлемо зарабатывать деньги любым путём, а ваш партнёр, наоборот, считает, что единственный критерий успешности бизнеса — это прибыль. А потому не считает зазорным привлекать к работе сомнительных партнёров или недоплачивать сотрудникам, мотивируя, что он же хозяин — как решил, так и будет.

Отдельно хочу сказать о масштабности. На этот критерий вообще мало обращают внимание, а он — один из принципиальных в выборе людей и компаний для сотрудничества. Что я имею в виду, говоря о масштабности?

2) Масштаб личности определяется целями и результатами

Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается. Не желаниями, высоким уровнем информированности о чем-то — проще говоря, не размером "понтов", а реальными действиями, которые человек совершает, чтобы решить ту или иную проблему.

Есть федеральные и транснациональные компании, масштаб которых определён в том числе их размером, технологиями, которые они используют, качеством принимаемых решений.

Есть региональные компании, у которых цель-заработать деньги, которых "на жизнь хватает". Но есть и те, которые заявляют о себе гораздо "громче" других, и подкрепляют свои амбиции серьёзными результатами, которые признаются далеко за пределами региона. Это разный уровень масштабности компаний.

Распространённой ошибкой кандидатов и работодателей является то, что масштаб компании и кандидата не учитываются. Когда кандидаты, работающие в международных компаниях и "заточенные" на определённый масштаб, технологичность, начинают рассматривать предложения от локальных компаний. Крайне редко такие эксперименты бывают удачными. Другого типа люди в них работают, другая корпоративная культура, другой менталитет. Если не учитывать этот факт при поиске сотрудника, мало шансов, что сотрудничество принесёт успех и удовольствие обеим сторонам.

Аналогичная ситуация при выборе партнёра в бизнес. Если для одного из партнёров за словосочетанием "социальная ответственность" стоит конкретный ряд действий, а для другого — это только модная строчка на сайте или визитке, то вряд такое партнёрство будет результативным. Приоритеты в принятии решений всегда будут расставляться по-разному, а, значит, приниматься они будут долго и мучительно, и от этого будет страдать весь бизнес, клиенты и сотрудники.

3) Как можно определить ценности и масштабность человека и компании?

Конечно же, для начала нужно определиться со своими ценностями, чтобы было с чем соотносить.

С одной стороны, можно понаблюдать за ним: о чем он говорит, что делает, как принимает решения.

С другой, — можно обсудить это напрямую. Это бывает очень полезно всем сторонам. Вот примерный перечень вопросов, которые помогут вам понять свои ценности и ценности другого человека.

ᄋ Что вы любите?

ᄋ В какие моменты вы чувствуете себя наиболее живыми?

ᄋ За прошедший день/неделю какие пять минут были круче всего?

ᄋ О чём вы мечтаете (о себе, мире и т.п.)?

ᄋ Что вас злит, что разбивает вам сердце?

ᄋ К чему вы стремитесь?

ᄋ Кем вы восхищаетесь? Кому завидуете?

ᄋ Что для вас значит слово "успешность"? Когда можно сказать, что человек успешный и состоявшийся?

ᄋ Что вы хотите изменить в мире?

ᄋ Как вы можете лучше служить значимой для вас группе людей?

ᄋ Что вы можете делать такого, что приносит людям наибольшую пользу?

ᄋ Вы не умрёте счастливыми, пока не сделаете что?

ᄋ Что делать, если вы увидели, что масштаб и ценности другого человека или компании не совпадают с вашими?

Задать себе вопрос: "А смогу ли я это принять? Зачем мне это?" И честно на него ответить.

4) Реализация своей какой-то ценности

Иногда мы можем увидеть возможность для реализации какой-то своей ценности в том, что другой человек или компания делает не так, как вы, исходя из своей системы координат. И тогда такое сотрудничество возможно, оно не будет вызывать у вас внутреннего конфликта, который всегда выливается во внешний.

Несколько лет назад у меня был отличный кейс на тему ценностей, когда я в процессе работы с компанией-клиентом поняла, что намерения, которые они заявляют миру, сильно отличаются от их истинных целей. Был некоторый период непростых размышлений с моей стороны — сохранять наше сотрудничество или нет, потому что для меня важна чистота намерений партнёров. На одной чаше весов были мои принципы, на другой — финансы, новые профессиональные возможности для меня. Я приняла решение оставить сотрудничество, когда пришло понимание, что если не я, то эту задачу решит кто-то другой, и не факт, что гораздо эффективнее для ситуации в целом. А ещё я увидела, что сохранив партнёрство, я помогу большому количеству людей, которых мы трудоустраивали, улучшить качество своей жизни. По крайней мере, у них появится такой шанс, а воспользуются они им или нет-это уже их дело.

Система ценностей и масштабность личности и компании — это не гранитная статуя на века. Это то, что меняется и развивается, но при условии, что результаты, которые получают, начинают не устраивать самих обладателей, то есть человека и компанию. Но если они полностью удовлетворены, тогда вам проще найти "свою стаю", тех, кто любит и ценит то же, что и вы. Насильно изменить систему ценностей другого человека или компании невозможно.

5) Факторы развития масштаба личности

Масштаб личности формируется в течение всей жизни, но на разных возрастных этапах с разной динамикой. Наиболее существен его рост в период обучения и профессионального становления. Это соответствует возрастному периоду примерно в 18-35 лет. Противоположные процессы, связанные со снижением масштаба личности, относятся, как правило, к более позднему возрасту.

Формирование, рост, а также снижение масштаба личности определяются одними и теми же факторами:

l масштабом решаемых задач;

l оценкой достигаемых результатов;

l ближним окружением и соответствующим уровнем общения;

l уровнем амбиций;

l широтой взглядов, кругозором;

l разнообразием интересов;

l уровнем интеллекта, образованности, общей культуры;

l уровнем профессиональных компетенций;

l профессиональной интуицией;

l гибкостью поведения.

Внутренние факторы являются более закономерными, внешние же содержат элемент случайности. Для роста масштаба личности необходимы те и другие. Поэтому формирование масштабной личности в какой-то мере зависит от случайностей.

Важным фактором развития масштаба личности является разнообразный опыт менеджера в других сферах деятельности. Однако он оказывает существенное влияние только в том случае, если менеджер способен практически использовать его в текущей работе.

Масштаб деятельности человека проявляется в любой сфере социальной активности, но наиболее заметен он в политике иуправлении, хотя даже здесь масштабные личности — довольно редкое явление. Амбициозных много, но с масштабом, соответствующим сложности проблем, явно недостаточно. Все привыкли, что амбициозный масштабный руководитель — это уникальное явление, дар свыше. В настоящее время потребность в таких менеджерах столь высока, что придется использовать все возможности для их поиска и выращивания.

Может ли менеджер быть масштабной, но не амбициозной личностью? Нет, не может. Масштабная личность не всегда обладает амбициями (например, ученый, увлеченный изучением законов природы), но масштабный менеджер — всегда. Случай же реализуется через закономерность. Человек, который стремится себя развивать, стремится к успеху и поэтому действует в этом направлении, с большей вероятностью оказывается в нужное время в нужном месте.

В разговоре большинство менеджеров считают себя амбициозными. Но по их делам не скажешь, что они амбициозны. Здесь надо отделять настоящую амбициозность от мнимой или средней, которая есть почти у всех. Настоящую амбициозность трудно скрыть, она на виду. И главное, она постоянно находится в диапазоне активной цели менеджера и постоянно занимает его.

Понятие "реальный масштаб" необходимо, чтобы оценивать реальность своих задумок (например, сверхидею собственника — раскрутить бизнес до мирового уровня), соразмерять их с реальными возможностями своих менеджеров. Некоторые берутся за тяжелый воз, который им не по силам. Кроме того, это нужно, чтобы оценить потенциал топ-менджмента для успешного проведения преобразований. Если увидели, что менеджер не того масштаба и заменить не на кого, надо снизить масштаб задач.

Можно ли назвать амбициями высокие запросы, прежде всего материального благополучия, характерные для современной молодежи. Они хотят многого, быстро и не затрачивая излишних усилий. Насколько это большие амбиции? Пока это инфантильные амбиции. Если они перейдут, без снижения уровня притязаний, в реальные действия, то станут большими. Если они будут подкреплены компетенциями и развитием способностей, станут адекватными. Если в дальнейшей жизни и работе такие молодые люди смогут сохранить темп своего развития и при этом сохранят соответствие амбиций возможностям, то обеспечат рост масштаба личности.

2. Какой масштаб вашей личности? Как величина проблемы определяет его?

Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается. Масштаб личности определяется не желаниями, а действенными целями, которые человек ставит самостоятельно, не копируя их у других. Поэтому если он меняет цели, повышает их уровень и лучше структурирует, не снижая активности в их реализации, значит, идет процесс прогрессивного изменения масштаба личности.

1) Какой масштаб вашей личности

Личности большого масштаба чем-то похожи на бабочек. Бабочки проходят целый путь, начиная со стадии яйца и заканчивая покорением неба. Еще больше такие люди похожи на чайку по имени Джонатан Ливингстон из книги Ричарда Баха. Джонатан, вместо того, чтобы жить, как все, заботясь лишь о пропитании, выдвинул себе цели и усердно "летел" к ним. Эти цели были неимоверных масштабов - он хотел овладеть полетом в совершенстве.

2) Четыре уровня масштаба личности

Как писал Зигмунд Фрейд: "Масштаб вашей личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя". Так ли это?

Можно выделить четыре уровня масштаба личности:

1. Человек рассматривает себя как нечто отдельное от мира, страны, семьи. Типичные эгоисты, которые буквально не думают ни о ком, кроме себя (их проблемы связаны с невозможностью получить желаемое для себя).

2. Человек чувствует себя частью своей семьи и близкого окружения, поэтому живет и трудится для них (проблемы: заболел ребенок, уволили с работы и т. п.).

3. Человек считает себя частью страны... и каждый житель страны для него важен (проблемы: низкая рождаемость, низкие пенсии и т. п.).

4. Человек чувствует себя частью мира, и каждый человек для него ближний (проблемы: война в стране, голод, трагедии).

Важно отметить, что по величине проблемы определять масштаб вашей личности будет затруднительно, гораздо точнее это делать по поставленным целям и достигнутым результатам.

Нельзя по одним словам определить, какого масштаба ваша личность или личность того, кто перед вами, нельзя это определить по мнимой амбициозности, по внешности или полу. Человек может считать своей проблемой то, что таковой не является. Поэтому вместо того, чтобы определять масштаб вашей личности по величине проблемы, крайне важно смотреть на реальные действия, которые совершаются, и приближают ли они к цели.

3) За пределами видимого

Проблема одна, а решений много. Предположим, перед вами проблема: в поселке слишком много бездомных и безработных людей. Один человек по доброте своей будет помогать, чем может, - возможно, кормить, возможно, одалживать деньги. А вы, возможно, будете расширять свое "могу", стремясь поменять систему, законы, окружение, политику, чтобы таких людей стало меньше. Здесь не величина вашей проблемы определяет масштаб личности, а скорее, целостный подход к ней.

Кто-то мечтает купить дом, создать красивый сад, вырастить добрых детей, а кто-то думает и о том, как бы доставить воду туда, где ее нет. Как известная многим Рэйчел Бэквис, которая в своем раннем возрасте создала благотворительную страницу, чтобы собрать деньги на воду для жителей Африки. И в итоге вместо 300 долларов, на которые она рассчитывала, собралось более миллиона.

Это была величина ее проблемы. Она присвоила эту проблему и взяла на себя ответственность сделать вклад в решение. Она посчитала себя частью целого мира и жителей Африки своими действиями назвала близкими для себя людьми.

4) Развитие масштаба личности

Масштаб личности можно развивать. Для начала у человека должно быть принятие себя, потому что, тратя свою энергию на уничижение себя, очень тяжело двигаться к цели. Если у вас нет цели - пусть целью будет найти ее. Также невозможно отдаться какой-то цели, какому-то пути без идеи. Сильной идеи.

Если масштаб личности определяется величиной проблемы, которая способна вас вывести из себя, то интересно, какой он у вас? Возможно, сами того не осознавая, люди замыкаются в своем маленьком мире, не желая смотреть на то, что творится вокруг. Таким образом мир теряет потенциально сильных лидеров, которые действительно могли бы сделать мир лучше.

5) Люди различаются в зависимости от масштаба выполняемой ими деятельности.

Масштаб деятельности — это не только количественная величина, но и качественная характеристика предметной области, которую человек охватывает своими активными действиями. Один человек ежедневно выполняет работу и не хочет задумываться о проблемах, которые выходят за рамки его подразделения. Когда в этом возникает необходимость, он обычно обращается за помощью к вышестоящему руководителю. Другой, напротив, освоив свой участок ответственности, иногда даже не в полной мере, начинает интересоваться другими, в том числе более крупными подразделениями. Ему хочется расширить диапазон действий и почувствовать способность более полно себя реализовать. Первый работает на уровне своего масштаба личности. У второго масштаб личности явно выше его сегодняшней должности. Если этих менеджеров повысить в должности и расширить масштаб деятельности, для первого работа станет излишне хлопотной, беспокойной, а для второго — более интересным и перспективным делом.

Наиболее точным и объективным показателем масштаба личности человека является уровень общественно признанных результатов его деятельности. Для того чтобы активные действия по достижению цели привели к положительным результатам, необходима правильная ориентация менеджера в проблеме, конкретной ситуации и факторах, влияющих на нее. При этом глубина и системность проработки решения практической задачи зависят от уровня профессиональных компетенций и интеллекта менеджера. Эти же качества обусловливают умение увидеть перспективы дальнейшей работы над решенной задачей. Масштабные личности мыслят более крупными и более комплексными категориями — не только экономическими или техническими, но и этическими, гуманитарными.

Поэтому у одного человека поставленная задача связывается с перспективными целями его работы на предприятии, у другого — с целями сегодняшнего дня, у третьего — с задачами, которые решали на прошлом этапе. Один сотрудник, анализируя поставленную задачу, начинает лучше понимать необходимость модернизации всего производства и находит попутно некоторые способы ее осуществления, а другой мыслит гораздо уже, например, делая вывод, что следует иметь заначку запасных частей для решения в будущем подобных задач меньшими усилиями.

Таким образом, масштаб деятельности личности определяется уровнем целей, уровнем активности и решительности, что является характеристиками амбициозности, а также границами содержательной ориентировки в ситуации, которые зависят от интеллекта и профессиональных компетенций человека, и реальными результатами, достигнутыми человеком и нашедшими признание у других людей.

Вывод:

Под масштабом личности понимается вся совокупность тех психологических качеств, которые определяют характеристики выбора задачи, процесса ее решения и, таким образом, деятельность менеджера того или иного уровня. Масштаб определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается.

За ними стоят мотивы, потребности, способности, талант, знания, опыт и другие личностные и профессионально важные качества. Поэтому психологические характеристики, лежащие в основе процесса целеполагания, планов и действий, составляют основу масштаба личности. Таким образом, основным индикатором масштаба личности являются цели, которые человек ставит и реально стремится достичь в своей профессиональной деятельности.

Наиболее точным и объективным показателем масштаба личности человека является уровень общественно признанных результатов его деятельности. Для того чтобы активные действия по достижению цели привели к положительным результатам, необходима правильная ориентация менеджера в проблеме, конкретной ситуации и факторах, влияющих на нее. При этом глубина и системность проработки решения практической задачи зависят от уровня профессиональных компетенций и интеллекта менеджера.

Масштаб руководителя определяется его личными амбициями, способностями целостно, системно видеть ситуацию и проблемы, а за ними — перспективу для развития предприятия и, кроме того, кругозором, эрудицией и интуицией.

Увеличение масштаба задач осуществляется через усложнение и расширение границ среды. У развивающегося бизнеса он постоянно растет, а это соответственно требует повышения масштаба личности руководителей. Если менеджер оказывается способным подтянуть уровень своего масштаба до уровня масштаба задач, идет его рост, если нет — откат назад или остановка.

Формируйте систему ценностей - систему координат, определяя особенности корпоративной культуры и масштабу деятельности, где все решения принимаете, находясь в определенном поле, задающем некие границы!

Начать дискуссию