Как посчитать выручку от реализации продукции

Как посчитать выручку от реализации продукции

1. Выручка от реализации

Для каждой коммерческой организации выручка от реализации продукции является показателем, позволяющим определить устойчивость ее финансового положения и состояние оборотных средств. Своевременное поступление выручки является важным условием для непрерывного процесса производства. Что представляет собой данный показатель? Как посчитать выручку от реализации продукции и правильно отобразить ее в бухгалтерском учете? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Формула выручки: как посчитать и правильно вычислить

Знание формулы выручки от реализации продукции помогает директору магазина понять, в каком направлении движется бизнес: к расцвету или к закату. В статье приведем способы расчета выручки и объясним, как использовать формулу темпа ее роста.

1) Понятие выручки

Выручка: формула и примеры применения

Выручка - это показатель того, сколько денег компания получила за продажу товаров или предложение услуг. Если расчет по формуле выручки от реализации продукции показывает увеличение год от года, это хороший признак. Продается больше товаров и услуг, и компания растет. Снижение выручки означает, что настали не лучшие времена для бизнеса.

Отличие выручки от прибыли при расчете

Как правило, чем больше выручка, тем больше шансов на высокую прибыль. Хотя необязательно это так. Ведь формула выручки и формула прибыли - разные.

Выручка - это деньги от реализации продукции или услуг. Не все денежные поступления относят к выручке. Как правило, только деньги от основной деятельности. Например, если компания занимается продажами детской одежды и еще параллельно сдает угол магазина в субаренду, то к выручке относят только деньги от реализации. Выручка может быть положительным числом или нулем.

У прибыли формула - “выручка минус издержки (т.е. расходы)”. Полученная цифра может быть как положительным числом, так и отрицательным (или нулем).

Так как рассчитать выручку просто, этот показатель используется, чтобы:

ᄋ определить экономическую эффективность работы организации;

ᄋ решить, поднять ли цены на товары или услуги;

ᄋ оценить спрос на группы продукции.

Этот показатель нужно вычислить, чтобы доказать банку или инвестору, что предприятие является стабильным и эффективно работает.

Следите за выручкой и прибылью в реальном времени из любого места, где есть Интернет. Для этого используйте программу для учета товаров и услуг Бизнес.Ру Она эффективно и легко закрывает потребности в автоматизации онлайн и оффлайн продаж, а также подходит для сферы услуг благодаря функционалу работы со складом, кассой и СRM. Более подробно о функционале программы Бизнес.Ру вы можете узнать здесь

2) Общая формула выручки

Формула для точки с одним (несколькими) товарами

Классическая формула выручки от реализации продукции выглядит так: цена товаров, умноженная на количество проданных штук.

Общая формула выручки:

В = Ц * K

В - выручка;

Ц - цена товара с НДС;

K - количество проданных товаров.

Это формула подходит к монотоварной торговой точке. Однако ее можно преобразовать и для магазина с несколькими товарами. А этом случае считают выручку по каждому из них, а потом суммируют. Этот вариант расчета будет предложен ниже.

Пример использования общей формулы выручки

Например, предприниматель Иван продает на рынке картошку в мешках по 20 рублей за килограмм. За неделю он продал весь объем закупки - 1,5 тонны. Выручка составила 20*1500=30 000 рублей за неделю.

Формула выручки от цены закупки

Выручку от продаж можно рассчитать, как сумму накрутки и закупки. Другими словами, к общей цене закупки товара прибавить добавочную стоимость (накрутку магазина).

В = (Себ * Цзак) + Н

В - выручка;

С - себестоимость товара;

Цзак - деньги, потраченные на закупку;

Н - накрутка продавца.

Посчитаем выручку Ивана этим способом. Мы знаем, что он купил свои 1,5 тонны картошки у фермера за 12 000 рублей. Добавочная стоимость (накрутка) составляет 18 000 рублей. Таким образом, получим аналогичную сумму в 30 000 рублей.

Чтобы понять, что выручка отличается от прибыли и дохода, вычислим их для Ивана из примера.

Доход рассчитывается как разница выручки и себестоимости. То есть 30 000 - 12 000 = 18 000 рублей.

Для расчета размера прибыли из размера доходов отнимаются издержки (траты на бензин и аренды места на рынке), амортизация (грузовой газели и весов), а также налоги.

3) Что такое выручка от реализации продукции?

Выручка от реализации продукции представляет собой денежный доход, полученный организацией от покупателей за проданную продукцию. Показатель выражает денежные отношения между производителями и потребителями товаров. Выручка от реализации продукции определяется исходя из количества реализованной продукции и ее стоимости. В целях налогообложения ее признают доходом от реализации.

Выручка не является прибылью, в «Отчете о финансовых результатах» для нее отведена отдельная строка. Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное поступление выручки, так как без этого бизнес попросту не сможет функционировать.

На величину выручки от реализации продукции влияют такие факторы:

ᄋ внутренние (объем производства, ассортимент выпускаемых товаров, их качество и конкурентоспособность, уровень применяемых цен, себестоимость, соблюдение договорных условий и др.);

ᄋ внешние (нарушение условий контракта, перебои в работе транспорта и др.).

4) Расчет выручки по формуле

Рассмотрим, как найти выручку от реализации продукции по формуле. При проведении расчетов необходимо учитывать объем продаж в текущее время и цены. Общая формула выручки от реализации продукции выглядит так:

В = Q × P

Здесь:

Q – количество проданных товаров;

P – цена реализации.

Формулу можно использовать для оценки деятельности организации и построения долгосрочных планов.

На практике учет выручки от реализации продукции, работ и услуг осуществляется двумя методами:

ᄋ кассовым методом (если моментом реализации признан факт поступления денег на расчетный счет продавца);

ᄋ методом начисления (если моментом признания доходов признан факт отгрузки товаров).

5) Примеры расчета выручки

Примеры расчета выручки от реализации продукции разными способами приведены далее.

Пример 1

ООО «Электрод» занимается производством светильников. За отчетный год была реализована такая продукция:

ᄋ светильник «Элла» – 700 штук по цене 250 руб.;

ᄋ светильник «Тереза» – 600 штук по цене 340 руб.;

ᄋ светильник «Миранда» – 400 штук по цене 600 руб.

Расчет годовой выручки будет происходить таким образом:

В = (700 × 250) + (600 × 340) + (400 × 600) = 619 тыс. руб.

Пример 2

ИП Петров А.А. применяет кассовый метод учета доходов и расходов. 25 января 2018 г. предприниматель доставил покупателю товары на общую сумму 180 тыс. руб. 5 марта 2018 г. ИП договорился с покупателем о взаимозачете на сумму 106,2 тыс. руб. (в т. ч. НДС – 16,2 тыс. руб.). Какую выручку должен отразить предприниматель?

На дату договора о взаимозачете с покупателем (5 марта 2018 г.) ИП обязан учесть доходы в сумме погашенной задолженности (без НДС): 106 200 – 16 200 = 90 000 руб.

Пример 3

12 февраля 2018 г. ООО «Тепломаш» отгрузило ООО «Рябина» товары на сумму 600 тыс. руб. ООО «Рябина» рассчиталось с ООО «Тепломаш» 3 апреля 2018 г., перечислив деньги на его расчетный счет. ООО «Тепломаш» использует при учете доходов метод начисления, поэтому вся выручка будет отображена в бухгалтерском и налоговом учете в феврале.

6) Отражение в бухгалтерском учете

Для учета выручки от реализации продукции предназначен счет 90«Продажи». Счет состоит из нескольких субсчетов. Проводки по выручке от реализации продукции составляются с целью определения финансового результата от реализации. Обязательные условия, при которых выручка признается в бухучете, приведены в ПБУ9/99.

Пример 1

ООО «Рубеж» продало запчасти на сумму 354 тыс. руб. (в т. ч. НДС – 54 тыс. руб.). Выручка учитывается в момент отгрузки. Себестоимость товаров – 210 тыс. руб., расходы на реализацию – 35 тыс. руб. Покупатель перечислил деньги продавцу.

Проводки по выручке от продажи готовой продукции будут следующими:

ᄋ Дт 62 Кт 90 –– выручка от продажи готовой продукции отражена в день отгрузки- 354 тыс. руб.

ᄋ Дт 90 Кт 68 – отражена сумма НДС – 54 тыс. руб.

ᄋ Дт 90 Кт 43 – отображена фактическая себестоимость запчастей – 210 тыс. руб.

ᄋ Дт 90 Кт 44 – списаны расходы на продажу – 35 тыс. руб.

ᄋ Дт 51 Кт 62 – от покупателей поступили денежные средства за полученную продукцию 354 тыс.руб.

Расчет финансового результата: 354 000 – 54 000 – 210 000 – 35 000 = 55 000 (руб.).

После того, как проводками отражена выручка от реализации готовой продукции, учтем финрезультат:

ᄋ Дт 90 Кт 99 - получена прибыль 55 тыс.руб.

Пример 2

Организация продала запчасти на сумму 354 тыс. руб. (в т. ч. НДС – 54 тыс. руб.). Выручка учитывается в момент оплаты, а расходы на продажу полностью списываются на себестоимость проданных товаров. Себестоимость запчастей составляет 210 тыс. руб., затраты на реализацию - 35 тыс. руб. Покупатель перечислил 300 тыс. руб.

Проводки будут такими:

ᄋ Дт 45 Кт 43 – списана сумма фактической себестоимости отгруженных товаров – 210 тыс. руб.

ᄋ Дт 51 Кт 62 – покупатели перечислили деньги в оплату товаров – 300 тыс. руб.

ᄋ Дт 62 Кт 90 – в бухгалтерском учете отражена выручка от продажи готовой продукции по проводке – 300 тыс. руб.

ᄋ Дт 90 Кт 68 – отражена сумма НДС. Расчет происходит следующим образом: (300 000 : 118 × 18) = 45 762 руб.

ᄋ Дт 90 Кт 45 – отражена сумма фактической себестоимости продукции, выручка от реализации которой признана в бухучете. Расчет происходит следующим образом: (210 000 × 300 000 : 354 000) = 177 966 руб.

ᄋ Дт 90 Кт 44 – списана сумма расходов на продажу 35 тыс.руб.

Рассчитаем финансовый результат: 300 000 – 45 762 – 177 966 – 35 000 = 41 272 руб.

ᄋ Дт 90 Кт 99 – отражена прибыль от реализации41 272 руб.

7) Планирование выручки

Руководитель организации или специальные службы могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции, работ, услуг. В условиях нестабильной экономической ситуации более эффективным будет квартальное планирование, нежели годовое.

Для планирования выручки от реализации продукции используют такие методы:

ᄋ Метод прямого счета. Применяется в случае гарантированного спроса. Продукция производится в объеме, предусмотренном предварительно оформленными заказами. Выручка рассчитывается путем умножения объема реализованной продукции на ее цену.

ᄋ Расчетный метод. Применяется в условиях неопределенности спроса на выпускаемые товары. Учитываются перспективы их реализации.

8) Анализ выручки

Анализ выручки от реализации продукции позволяет решать такие задачи:

ᄋ определять обоснованность показателя бизнес-плана по продаже товаров;

ᄋ определять степень выполнения плана по объему и ассортименту проданных изделий;

ᄋ устанавливать влияние отдельных факторов на величину отклонения фактического объема продаж от планового;

ᄋ выявлять резервы дальнейшего увеличения реализации.

Одним из эффективных методов экономического анализа является факторный анализ выручки от реализации продукции. Он помогает определить влияние конкретных факторов на изменение выручки. В процессе анализа большое внимание уделяется таким факторам: объему продажи товаров, отпускным ценам, себестоимости, структуре реализуемой продукции.

9) Формула темпа роста выручки

Есть еще одна интересная формула, связанная с формулой выручки, - темп роста.

Он измеряется в процентах и рассчитывается как отношение выручки в нынешнем периоде к выручке предыдущем периоде. Обычно берется крупный период - квартал или год.

ТРоВ = В2/B1*100%,

где ТРоВ - темп роста, B2- выручка в этом периоде, а В1- выручка в предыдущем периоде.

Например, Иван во II квартале выручил 520 тысяч рублей, а в третьем - 559 тысяч рублей. Таким образом темп роста его выручки - 559/520*100%=107,5%.

При позитивных изменениях в компании темп роста выручки будет увеличиваться. Если он падает, то необходимо принять меры по увеличению эффективности:

ᄋ проводить маркетинговые акции, направленные на увеличение трафика в магазине или среднего чека;

ᄋ подумать о реализации новых видов товара;

ᄋ проанализировать ситуацию на рынке и конкурентов, провестиSWOT-анализ компании.

Вывод:

Вопрос достоверного расчета, анализа и учета выручки остается сложным и критичным для деятельности любой коммерческой компании. Руководству следует уделять большое внимание не только процессу генерации продаж, но и организации ее эффективного учета, анализа и репрезентации. Недооценка необходимости корректных и релевантных расчетов на практике неизбежно ведет к финансовым потерям.

Вопрос, как рассчитывается выручка от реализации продукции, не должен вызывать затруднений. Ведь стоимость реализуемой продукции – существенный элемент любого договора купли-продажи, а при совершении разовых сделок без договора выручка в любом случае отражается в первичных учетных документах, которые продавец выставляет покупателю. В первую очередь речь идет о товарной накладной.

Выручка показывает, насколько эффективно работает компания, есть ли спрос на товары и услуги, интересны ли они потребителям. Бизнес использует выручку в планировании — чтобы сравнить по итогам определённого периода, сколько денег удалось получить и сколько планировали заработать. Маркетологи анализируют выручку, чтобы сформировать эффективную маркетинговую стратегию и правильно составить ценовую политику.

Формируйте денежный доход, который является показателем выручки от реализации продукции, позволяющим её финансового положения, состояния оборотных средств и насколько эффективно работает компания!

Начать дискуссию