«Финансовая модель бизнеса: зачем нужна, и как помочь построить?»

«Финансовая модель бизнеса: зачем нужна, и как помочь построить?»

1. Финансовая модель компании.

Финансовая модель – схематичное представление о состоянии экономического объекта или его элементах (компании целиком или ее отделов), включающее финансовые и нефинансовые показатели аналитики. Модель позволяет спрогнозировать будущее состояние бизнеса, его изменение и оценить текущее, в пределах заданного временного промежутка.

Она базируется на финансовых показателях, но может включать и натуральные – объемы производства или реализации, нормы по расходованию полуфабрикатов и т.д.

1) Функции финансовой модели

Финансовое моделирование дает возможность получить максимально точную аналитику по сложным и неоднозначным ситуациям, связанным с принятием управленческих решений

Помимо этого:

ᄋ Анализ финансовой модели предприятия, оценка настоящего и будущего финансового положения, сопоставление ожиданий и факта, возможность согласовать работу отделов для достижения зафиксированных целей;

ᄋ Анализ ситуации и определение возможностей более эффективного использования ресурсов, находящихся в распоряжении компании;

ᄋ Выявление критичных показателей, при которых экономические объекты или их элементы (компания или бизнес) находят или утрачивают экономический ценность (рентабельность, точки безубыточности и пр.);

ᄋ Оценка уровня рисков и выявление критичных показателей бизнеса для их контроля;

ᄋ Выявление направления оперативного реагирования на изменение внешних и внутрикорпоративных факторов;

ᄋ Анализ эффективности внедрения новых областей бизнеса и существенных инвестиционных кампаний (IRR, NPV, PB и т.д.);

ᄋ Понимание общей цены бизнеса.

Сфера применения финмоделей очень широка:

ᄋ проектное финансирование;

ᄋ бюджетирование и менеджмент финансов;

ᄋ венчурные сделки;

ᄋ M&A и Private Equity;

ᄋ управление активами;

ᄋ личные инвестиции;

ᄋ аудит;

ᄋ продажи (B2B);

ᄋ маркетинг;

ᄋ стратегический менеджмент;

ᄋ предпринимательство.

2) Виды финансовых моделей

Вариантов построения финансовых моделей существует много. От многих факторов зависит их наполнение: целей проекта, масштаба, типа инвесторов, сферы деятельности, стадии проекта, и т.д. Большинство классификаций группируют их на основании временных признаков, свойств моделируемых объектов, отраслей применения и т.п.

<p>Рис.1 Классификация финансовых моделей, обусловленная назначением их использования</p>

Рис.1 Классификация финансовых моделей, обусловленная назначением их использования

Еще один вариант группировки опирается на метод финанализа. Для каждой группировки характерны свои способы анализа бизнес-процессов предприятия. Наиболее часто берут нормативные, предикативные и дескриптивные модели.

<p>Рис.2 Группировка по финанализу</p>

Рис.2 Группировка по финанализу

3) Структура финансовой модели

В трех направлениях обычно производится анализ бизнеса – по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Свои объекты анализа описывает каждое направление. Дополнительно в модели могут описывать внешнее окружение экономического объекта. Комплекс этих элементов наиболее полно описывает финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

<p>Рис.3 Структура финансовой модели (укрупненно)</p>

Рис.3 Структура финансовой модели (укрупненно)

Каждый элемент модели представлен набором объектов, являющихся предметом финансового анализа и моделирования.

Исходя из функций основных фин. моделей, выделяют два направления работы с ней: планирование фин- и хоздеятельности на разных ее уровнях и сопоставление полученных данных с фактическими. Модели этих двух плоскостей идентичны по структуре, отличаются лишь источниками получения информации.

4) Данные для построения: План продаж, План найма, План закупок, p&l, cf и пр.

Если рассматривать плоскость планирования бизнес-процессов предприятия, моделирование можно представить, как взаимосвязь планов/бюджетов, описывающих разные уровни планирования, отталкиваясь от длины срока.

Каждый уровень имеет характерные особенности.

Основные параметры выделения уровней – период планирования, степень конкретизации и цель составления модели. Комплексная финмодель не что иное, как иерархия уровней планирования, где каждый из них можно рассматривать как отдельную подсистему (модель).

Инструменты финансового моделирования представлены программными средствами, используемыми для получения управленческой отчетности. Они делятся по уровням автоматизации – от электронных таблиц, до специализированных решений, автоматизирующих весь круг финансовых задач на предприятии.

Одним из комплексных инструментов управления, с помощью которого выполняют построения финансовых моделей, является 1С:ERP. Данная система представляет широкие возможности для построения комплексных финансовых моделей, описывающих все уровни планирования.

Ниже представлена схема уровней планирования, наложенная на возможности инструментария бюджетирования, планирования и Монитора целевых показателей (МЦП), реализованная на базе 1С:ERP.

Для каждого уровня в 1С:ERP предусмотрен свой набор механизмов построения финансовых моделей. Стратегический, среднесрочный и краткосрочный уровни представлены возможностью формирования бюджетов различной степени детализации. Оперативные и операционные уровни представлены планам различной функциональности и документами заказов. Все эти элементы совместно позволяют создавать комплексные финансовые модели.

О других возможностях построения системы бюджетирования также можно прочитать на нашем сайте.

Все бюджеты системы делятся на: операционные (функциональные, инвестиционные, бюджеты ЦФО) и финансовые.

<p>рис.4 Схема классификации бюджетов</p>

рис.4 Схема классификации бюджетов

Каждый тип бюджетов предназначен для реализации конкретной цели предприятия.

Бюджеты составляются и для отделов, и для фирмы в целом (на среднем и краткосрочном уровне). Бюджеты отделов собирают в единый бюджет по компании с разрезами по отделам и общим итогом или без детализации по отделам. В обоих случаях они представляют собой комплексную финмодель, описывающую стратегический уровень планирования. Информацию для бюджетов транслируют из оперативных планов и заказов. Каждый элемент данной системы представляет собой отдельную модель – оперативный и операционный уровни планирования.

<p>рис.5 Бюджетная модель – система взаимосвязанных бюджетов</p>

рис.5 Бюджетная модель – система взаимосвязанных бюджетов

Итоговые или мастер-бюджеты (уровень стратегического планирования) любого предприятия – БДР и БДДС, и операционные бюджеты строятся на основании данных предоставленных бюджетами нижестоящих уровней. Причем часть операционных бюджетов входит в БДР в виде статей, влияя в итоге на денежные потоки и БДДС. И уже на основании данных мастер-бюджетов происходить построение прогнозного баланса.

Схема построена бюджетной модели представлена тремя элементами – входящими источниками данных, процессом построения бюджетов и обработкой результатов построения модели.

<p>Рис.6 Схема связи подсистем планирования</p>

Рис.6 Схема связи подсистем планирования

Источники данных блока «Бюджетирования» представлены инструментарием операционного и оперативного (объемно-календарного) планирования. Последнее использует на входе фактические показатели учета, оперативные планы продаж, закупок, на производство и т.д. прошлых периодов, а также информацию по заказам и планы бюджетирования. На выходе планирование формирует заказы для исполнения, а также заполненные данные планов в статьи бюджетов, и обеспечивает инструментарий контроля и анализа через план-факт.

Бюджетная модель – это один из вариантов построения комплексных финансовых моделей. Она позволяет реализовывать основную функцию финансового моделирования – управлять производительностью предприятия, посредством чего осуществляется процесс планирования, организации выполнения, контроля и анализа. В основе построения финансовой модели лежит оценка различных показателей деятельности предприятия (финансовые, нефинансовые, суммовые, количественные и пр.).

5) Финансовые метрики

Управление производительностью строится на базе методик управления по финансовым метрикам —механизмом, который позволяет оценить эффективность того или иного бизнес-процесса. Метриками выступают ключевые характеристики деятельности или эффективности процессов, отделов и работников.

Такой вид управления позволяет повысить управляемость бизнеса за счет комплексного планирования и контроля его деятельности на всех горизонтах (от стратегии до оперативного плана).

Сегодня наиболее востребована методика – Balansed Scorecard (DSC), или сбалансированная система показателей (ССП). Она описывает системный подход к измерению эффективности предприятия и его деятельности через построение системы показателей, разделенных на несколько составляющих (перспектив).

Согласно теории, все цели делят на четыре перспективы: финансы, внутренние бизнес-процессы, клиенты, сотрудники и развитие. Исходя из целей предприятия, количество составляющих может быть увеличено. Предполагается, что все цели компании и показатели перспектив связаны между собой и работают одновременно.

<p>Рис.7 Схема компоновки показателей в разрезе перспектив</p>

Рис.7 Схема компоновки показателей в разрезе перспектив

В 1С:ERP данный функционал реализован через подсистему «Монитор целевых показателе», где перспективы из ССП – «Категория цели», используются как визуализация группировки целевых показателей.

Здесь можно построить моделей с иерархией целей и целевых показателей, предоставляется возможность для их мониторинга, расшифровки до аналитик, а также визуализации на панели показателей для вывода их на монитор руководителя. Он графически отображает информацию о текущем состоянии и динамике целевых показателей. Состав и внешний вид показателей настраивается исходя из целей пользователей и требований к визуализации показателя.

Монитор поддерживает несколько уровней визуализации: графическое представление, семафорная система, табличная форма и расшифровка данных.

Целевые показатели монитора представлены иерархической структурой – структурой целей. Для каждой задается алгоритм расчета. На верхних уровнях расположены стратегические цели, на нижних– соответственно, среднесрочные, краткосрочные, операционные и т.д.

Для каждой высокоуровневой цели выделяют подцели, успешное выполнение которых обеспечит достижение вышестоящих.

Таким образом, подсистемы бюджетирования и планирования, а также монитор целевых показателей, представляют собой комплексную систему инструментария 1С:ERP, которая позволяет формировать полноценные финансовые модели бизнес-процессов предприятия любого типа и уровня иерархии. Помимо 1С:ERP данная функциональность представлена и в других решениях 1С. Например, о возможностях блока Бюджетирования в 1С:Управление холдингом также можно прочитать на нашем сайте.

6) Как построить финансовую модель – пример

Существует несколько методик построения финансовых моделей. Принцип построения методики зависит от выбора направления движения в иерархии уровней планирования. Для получения комплексных моделей необходима разработка системы взаимосвязанных моделей для всех уровней планирования от стратегического до операционного или наоборот. Выделяют следующие варианты процесса построения модели:

ᄋ Сверху-вниз (top-down);

ᄋ Снизу-вверх (botton-up);

ᄋ Встречное направление.

У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки.

«Финансовая модель бизнеса: зачем нужна, и как помочь построить?»

Наиболее эффективно построение финансовой модели методом встречного направления. Данный метод является наиболее уравновешенный и исключает негативные стороны двух предыдущих методов. Менеджмент озвучивает общие рекомендации при данном способе в части целей бизнеса и задает планируемые значения показателей. Менеджеры нижнего и среднего звеньев составляют модели своих уровней, ориентируясь на цели, заданные топами. Все уровни работают при этом подходе, исполнители понимают свои планы, поскольку участвуют в их составлении. Обоснованность всех показателей руководство понимает после итерации (снизу-вверх), и у него нет завышенных ожиданий.

Вывод:

На сегодняшний день существует много программных продуктов, которые позволяют полностью автоматизировать процесс построения финансовых моделей. Они дают возможность формирования комплексных моделей, которые охватывают все уровни планирования, и позволяют гибко настраивать аналитические разрезы и степень детализации. Помимо этого, они поддерживают механизмы сравнения плана и факта, обеспечивая балансировку бизнес-процессов для повышения их эффективности, а также позволяют производить оперативный контроль текущей ситуации посредством системы настраиваемых финансовых метрик, предоставляя данные для заинтересованных пользователей любого ранга.

И еще несколько технических рекомендаций по составлению финансовой модели:

ᄋ Закладывайте тот горизонтом планирования, в котором вы получите окупаемость проекта.

ᄋ Разделите для себя компоненты, от которых вы будете отталкиваться, и производные от них. Например, вы можете задать конверсию посетителей в заказы, а затем менять ее, наблюдая, как меняется валовая прибыль. Эти ключевые предпосылки лучше как-то выделать цветом.

ᄋ Для удобства записывайте суммы по расходам со знаком «минус». Это упростит работу с формулами при подсчете финансовых результатов.

Внедрение крупных систем бюджетирования, как и внедрение корпоративной информационной системы, требует четкой организации бизнес-процессов на предприятии, наведения порядка. Эти мероприятия занимают основное время при внедрении корпоративной информационной системы. Необходимо наличие собственно управленческой технологии, т.е. детально проработанной системы внутрифирменного финансового планирования и бюджетирования, включая тщательный и выверенный анализ финансовой структуры, методическое обеспечение по технологии бюджетирования, детально прописанные регламенты и организационные процедуры, закрепленные в соответствующих организационно распорядительных документах: положениях, приказах, должностных инструкциях. Соответственно, сроки внедрения полностью зависят от готовности организации к переменам и могут колебаться от нескольких недель до нескольких месяцев.

С помощью финансовой модели получаете возможность максимально итоговую аналитику по сложным и неоднозначным ситуациям, связанные с принятием управленческих решений!

Спрогнозируйте будущее состояние бизнеса, его изменение и оценивайте текущее, в пределах заданного временного промежутка!

1 комментарий

ТЦ - это торговый центр? ТЦ "Галина"?