Организационная структура компании. Влияние на развитие бизнеса

Организационная структура компании. Влияние на развитие бизнеса

1. Влияние организационной структуре компании на развитие бизнеса.

Независимо от формы и вида деятельности, каждое предприятие обладает организационной структурой, разработанной собственником или сложившейся стихийно в течение развития компании. Организационная структура компании — это концепция, представленная в виде схемы, отражающая отношения между руководством и персоналом, распределяющая и закрепляющая функционал каждой должности.

Если любая компания так или иначе обладает какой-то структурой (иерархией), то зачем нужно отдельно заниматься этим вопросом? Непродуманная система приводит к хаосу, который собственник, находясь внутри структуры, может не замечать годами:

ᄋ нет чёткого понимания относительно порядка принятия решений, что может приводить к разногласиям и противоречивым указаниям;

ᄋ неверное представление о слабых и сильных сторонах производственных процессов;

ᄋ перегруженность сотрудников ухудшает атмосферу в коллективе и снижает качество выполняемой работы;

ᄋ незнание своего круга ответственности, напротив, приводит к простоям, неразберихе в документации, перекладыванию сотрудниками работы друг на друга.

1) Какую организационную структуру компании выбрать

От многих условий зависит выбор структуры: размера организации, её правовой формы, применяемых стратегий, используемых ресурсов, методов реализации.

Тем не менее можно выделить обязательные для любого типа оргструктуры компоненты:

ᄋ высшее руководство: собственник, генеральный директор или группа лиц;

ᄋ производство: структуры, непосредственно производящие продукт — цеха, магазины и т. п.;

ᄋ сопутствующие отделы: кадровый, юридический, ремонтный, складской;

ᄋ свод правил, в том числе распределяющих обязанности: закреплённых в нормативах или действующих негласно.

Принципы построения оргсхемы:

ᄋ структура должна соответствовать стратегическим целям и задачам предприятия, то есть обеспечивать удовлетворение потребностей производственных процессов;

ᄋ поддерживать соответствие полномочий, обязанностей и ответственности, необходимое для оптимального функционирования системы;

ᄋ обеспечивать разделение обязанностей, нормальную трудовую нагрузку, чёткую систему горизонтальных и вертикальных связей.

А теперь посмотрим, какие традиционные и менее популярные типы структур используют предприниматели всего мира. Современный менеджмент выделяет два основных типа, которые в себя включают различные организационные схемы.

Иерархический тип структур управления

Была разработана концепция иерархической структуры в двадцатом веке М. Вебером, хотя на практике применялась со времён родоплеменного строя иерархическая система.

Иерархические схемы до сегодняшнего дня считаются наиболее эффективными, несмотря на ряд присущих им недостатков:

ᄋ подчинённые отношения создают экономическую, социальную и личную зависимость работников нижестоящих уровней;

ᄋ оставляют свободу интерпретации рамок полномочий руководства, что может привести к смене приоритетов, когда управление ставит собственные интересы выше интересов организации и коллектива;

ᄋ возможность принятия решений в зависимости от личных предпочтений способствует развитию кумовства, коррупции (этот порок системы, к сожалению, встречается в организациях любого уровня, вплоть до международных).

Организационная структура компании. Влияние на развитие бизнеса

К иерархическому типу относят следующие системы организации.

1. Линейная структура — простейшая из всех известных, идеально подходит для небольших фирм. Решения спускаются «сверху вниз», благодаря жёсткому стилю управления легко поддерживается трудовая дисциплина, быстрота принятия решений обеспечивает эффективность, у сотрудников есть ясные перспективы карьерного роста. К минусам отнести можно большую вероятность перегруженности руководителей среднего звена и отсутствие обратной связи.

2. Линейно-штабная структура. Этот вид структуры отличается от простой линейной наличием специальных подразделений, чьей основной задачей является разработка стратегического плана. Не имеют штабы управленческих полномочий, их разработки носят рекомендательный характер, а право решений принадлежит руководителю, что обеспечивает соблюдение принципа единоначалия. Позволяет подобное распределение обязанностей привлекать экспертов, а из недостатков можно отметить тот факт, что лица, разрабатывающие план, не участвуют в его реализации, а значит, могут недостаточно вдумчиво просчитывать условия, в которых будет трудиться коллектив.

3. Функциональная ОСУ породила историческая необходимость в разделении управленческого труда. Функциональная система объединяет специалистов одного профиля в отделы и органы управления. В результате у одного подразделения появляется несколько руководителей, наделённых правом отдавать распоряжения в пределах своей специализации. Таким образом обеспечивается ясный порядок подчинения, эффективность реализации решений, однако между отделами нередко устанавливается не командный, а конкурентный дух, поскольку каждый руководитель заботится об интересах собственного подразделения.

4. Дивизиональную структуру «изобрела» компания «General Motors», и теперь её часто используют крупные корпорации, которым простые линейные системы не подходят в силу ряда причин: масштаб компании, диверсификация её деятельности, сложные отношения с другими участниками рынка. В этой системе центром внимания становятся отделения (дивизионы) и их руководители, которым делегируются полномочия самоуправления и ответственность за получение прибыли.

В сложных условиях современного рынка недостатки иерархической организационной структуры компании всё чаще становятся критичными помехами для развития бизнеса, поэтому владельцы бизнеса отдают предпочтение так называемым органическим системам.

Органический тип структур управления

Органическая система отвечает требованиям принципов стратегического планирования, поскольку за счёт своей гибкости способна быстро отмечать изменения условий современного динамичного рынка и реагировать на них соответствующим образом, сохраняя конкурентоспособность.

Сохраняют органические ОСУ централизованное управление, однако исключают бюрократизацию взаимоотношений и многие иерархические уровни.

2) Виды органических структур управления

1. Рыночная ОСУ используется в организациях, которые реализуют свой продукт на разных рынках со своими специфическими особенностями. Может подразумеваться под рынком как промышленная отрасль, так и географический регион или сегмент потребителей. Разрабатывается особая стратегия для каждого рынка, ответственность за реализацию которой возлагается на управляющего конкретным сегментом.

2. Матричная структура представляет собой нечто среднее между проектной и функциональной системами: одновременно с работой производственных отделов по мере необходимости создаются проектные команды, нацеленные на решение конкретных проблем. Это тип достаточно сложный организационной структуры, базируется поскольку система на двойном подчинении исполнителя: функциональному администратору и временному руководителю проекта. С другой стороны, матричная система обеспечивает высокую адаптивность предприятия и его подразделений.

3. Проектная организационная структура отличается от матричной тем, что руководитель проекта наделяется всей полнотой власти и ответственности в рамках проекта. То есть проект формируется как самостоятельное подразделение.

4. Бригадная структура управления известна с древних времен, и сегодня её эффективность вновь оценена по достоинству. Применяются бригадные структуры, когда деятельность компании подразумевает найм высококвалифицированных специалистов, способных к автономному управлению. Уровень вознаграждения специалистов в такой системе имеет прямую зависимость от результатов работы команды.

5. Многомерная оргструктура устанавливается путём разделения предприятия на самостоятельные подразделения, которые относятся к организации как к внешнему покупателю, что неизбежно порождает внутрикорпоративные рыночные отношения. Заключается преимущество многомерной системы в том, что она устраняет бюрократизацию, которая как явление нередко подчиняет цели средствам, а не наоборот.

3) Процесс проектирования организационной структуры

Если уже прописана оргсхема на предприятии, время от времени необходимо проводить анализ, чтобы убедиться, что система не устарела и соответствует компании текущим задачам. Просто необходимо при динамичном развитии бизнеса планировать ревизионные мероприятия, иначе руководство может просто забыть, не заметить, не учесть, что необходимо учредить новую должность либо сократить часть прежних служб.

Заключается первый этап анализа в выяснении задач организации и вероятных путей развития. Следующим этапом будет анализ экономической и производственной составляющих, результаты которого увязываются с исследованием условий внешней среды. Затем состояние кадровых ресурсов изучается: достаточно ли качественного и количественного потенциала для решения запланированных задач.

Можно по результатам изысканий судить о целесообразности применения существующей структуры.

Преобразовывая или проектируя заново организационную структуру предприятия, опираться необходимо на следующие параметры:

ᄋ уровень структуризации деятельности фирмы — насколько специализирована деятельность компании (чем выше специализация, тем меньше возможностей для гибкого реагирования на изменения); до какой степени стандартизированы бизнес-процессы;

ᄋ концентрация власти — насколько право принятия ключевых решений сосредоточено в одних руках (у лица или звена управления).

Минимальные показатели этих параметров свойственны именно органическим системам управления, обеспечивающим стратегический стиль управления.

Менеджмент Хаббарда

Л. Рон Хаббард

Американский писатель, основатель саентологии Л. Рон Хаббард на основе собственного бизнеса создал ряд эффективных технологий управления.

Подразумевает структура компании по Хаббарду существование потока, который движется от должности к должности, а конечным результатом этого движения является продукт предприятия.

Внедряя структуру управления этим потоком, необходимо предусмотреть:

ᄋ описание всех должностей, включающее список полномочий и обязанностей;

ᄋ стандарты действий в технологических процессах;

ᄋ описание выпускаемых продуктов (товаров или услуг);

ᄋ список действий/функций, необходимых для выпуска и реализации продукции.

Обычно структура управления содержит не менее семи сегментов (менеджмент, бухгалтерия, администрация и т. д.), которые, в свою очередь, дробятся на три-четыре отдела. Если в описание ОСУ включить только те функции, которые необходимы для выпуска качественного продукта, то проект системы покажет наглядно, без каких подразделений, процессов и действий предприятие может обойтись.

Что представляет собой структура бизнеса предприятия

Структура бизнеса организации и методы его развития. Людям, которые работают на больших предприятиях в административных уголках компании, точно известно, что это такое, ведь для них предназначены специальные тренинги, которые помогают им больше узнать и понять об этом.

Что значит вообще организационная структура бизнеса? Правильное строение компании, благодаря этой системе весь штат делиться на департаменты и разделы каждый из которых отвечает за свой участок работы, такая вещь создана для упрощения и облегчения всей возможной работы.

Так же помогает установить четкие обязанности от каждого лица кампании которое занимает ту или иную должность.

Общие сведения

Только создается данная структура для одного — это развитие с большой скоростью, ведь каждая часть компании знает, что ей необходимо делать в той или иной ситуации. Что в итоге умешает и ускоряет процесс принятия решений, то есть при критической ситуации, компании быстро может перейти или исправить момент для удержания своих ценных параметров или информации.

Форма распределения фирмы зачастую строиться таким образом.

Пять отделов:

Отдел МТС;

Производственный отдел;

Отдел сбыта;

Финансовый отдел;

Отдел кадров.

Основная часть бизнеса матричные структуры, на которой поострено создание или выполнение определённой поставленной задачи, мало кто использует в данном вопросе аренду ресурсов, в основном создается группа, которых делят на основные подгруппы и дают необходимое подразделение, в них добавляются работники.

Подписывают контракт каждый сотрудник и руководитель, что они согласны выполнять работу в поставленный срок и необходимыми формами заполнения. Такой тип называется матричным, огромные плюсы это всем ясная и понятная задача, каждый работник не занимается всем подряд, а выполняет лишь то на что подписал договор, таким способом повышается в несколько раз скорость и эффективность работы каждого работника штата.

4) Классификация стратегий предприятия

Три вида стратегии, которые выделяют все бизнесмены:

1. Корпоративная;

2. Функциональная;

3. Деловая.

Корпоративная, а, то есть основная часть — это отделение где начинается и распределяются все разделы и подразделы. После чего она развивается в стратегические единицы необходимый для дальнейшего функционала компании.

После чего деловая стратегия развивается на пять стратегий:

ᄋ Производство;

ᄋ Финансы;

ᄋ Маркетинг;

ᄋ Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

ᄋ Персонал.

Задача центрального отделения — это создать подразделы, таким образом, дабы они функционировали и взаимодействовали между собой, это основная идея такой методики. Лишь увеличивается благодаря такой работе общий объем выполненной работы.

5) Какие существуют виды развития бизнеса?

Четыре вида, в основном подходят для немалых предприятий, которые планируют большой объем работы в будущем.

ᄋ Ограниченный рост;

ᄋ Рост;

ᄋ Сокращение;

ᄋ Комбинированная стратегия.

Ограниченный рост. Такой вариант подойдет отлично для компаний, которые боятся рисков и идут по «натоптанной тропинке». Способ так же не дает компании возможности все силы использовать, которые есть в наличие, каждый ход после проверяется и обрабатывается определенным разделом, для выяснения позитивного процента работы, если все устраивает слегка увеличивается оборот в данном направлении;

Рост – это метод, который подходит с разными методами для компаний, ведь если постоянно технология изменяется, то сравнивать прошлый результат с нынешним можно значительно проще. Способы сильно могут отличаться, ведь алгоритм действий зачастую меняется не слабо, что в конечном итоге приносит свои плоды при тщательных проверках;

Сокращение. Стратегия подразумевает собой определение параметров ухудшения всех характеристик, которые имели более высокие показатели в прошлом году, такой вариант избирается очень редко и подходит в основном для предприятий с не стабильной прибылью.

Делится на три подраздела:

1. Ликвидация, в таком случае компания больше не способна вести дела, дальнейшее развитие невозможно;

2. Доход за короткий промежуток времени, используя все варианты для быстро и максимального дохода за указанный срок, тем самым покрыв все избытки;

3. Сокращение. Вариант, при котором компания решает какой отдел приносит наименьшее количество пользы или денежных средств, в таком случае сокращается весь отдел, а их обязанности могут как распределиться в другие разделы либо потерять свою актуальность вовсе.

Комбинирование

Для крупных бизнесов стратегия идеально подходит, которые рассчитывает на большой доход и себе могут позволить не одну сферу услуг или товаров, а две и более. Этим компания увеличивает свой доход будущий, жертвуя своим стартовым капиталом.

Такая структура должна обладать такими пунктами:

ᄋ Описание или резюме проекта;

ᄋ Информация о его участниках;

ᄋ Вся доступная информация о товаре или услуге, с которой собирается работать компания, все должно быть подготовлено для представление на рынок;

ᄋ Анализ возможных конкурентов;

ᄋ Финансы;

ᄋ Риски возможные при тех или иных негативных случаях. К примеру продукция не оправдала своих ожиданий на рынке.

6) Почему рекомендуют использовать структуру большое количество опытных бизнесменов ?

1. Этот алгоритм поможет вам сбалансировать всю работу вашей компании и поддерживать её на необходимом вам уровне, что будет способствовать быстрому и стабильному развитию;

2. Благодаря планировке вы примерно будете представлять, что вас ожидает в той или иной ситуации. Соответственно это подготовит вас к любым трудностям;

3. Большое количество расчетов привлекает инвестиции. Люди доверяют не словам или красивым глазам, а лишь цифрам, только этот параметр их интересует больше всего;

4. Отличный инструмент для полного восприятия и управления бизнесом.

2. Структура бизнеса организации: принципы и виды

Концепция организации сама по себе – это основа основ развития компании. Мощное воздействие она оказывает на всю систему координируемой деятельности, которая группой людей формируется. Так какова же структура бизнеса организации? Ее образец на самом деле сложнее, чем может показаться.

1) Принципы организации бизнеса

Выделяют эксперты 4 принципа организации бизнеса:

ᄋ единые цели;

ᄋ четкая координация;

ᄋ грамотное разделение обязанностей;

ᄋ прозрачная иерархия.

Является современная организационная структура российского бизнеса довольно сложной и в некоторых моментах спорной. Особенно много прений возникло вокруг необходимости иерархии. Ее принять крайне сложно на раннем этапе становления проекта. Некоторые эксперты настаивают на том, что она может инициативные начинания подавить. Однако нельзя отрицать, что именно иерархически выстроенная организация на деле оказывается не только максимально естественной, но и эффективной.

Четкая, правильная структура плюс компетентные специалисты и грамотно выстроенная иерархия позволяют получить:ь звук

ᄋ эффективно работающий бизнес;

ᄋ уникальные перспективы;

ᄋ нормализацию рабочей атмосферы;

ᄋ движение к творчеству.

2) Сущность структуры и ее варианты

Образец структуры бизнеса позволяет суть его работы понять. При этом нельзя не упомянуть, что несколько версий структур существует. Например, подразумевает простая система под собой отсутствие даже малейшего намека на наличие формальной структуры. Как правило, в данном русле развиваются малые фирмы, в которых небольшую работу каждый исполняет.

Заслуживают отдельного внимания функциональные и дивизиональные варианты. Первый вариант основывается на таких функциях предприятия, как:

ᄋ маркетинг;

ᄋ финансовая обеспеченность;

ᄋ производство;

ᄋ взаимодействие со штатом сотрудников.

Что касается дивизионального варианта, то он представляет собой четкое деление всей компании на несколько подгрупп. Они же, в свою очередь подразделяются по услугам, рыночным сегментам, товарам либо региональному критерию.

Матричная структура еще существует. Представлен этот вариант системы совокупностью нескольких частей. Однако в своей основе они обязательно имеют нечто общее. Как правило, этим единым звеном становится рынок, регионы, определенный товар либо какие-то функции.

Сеть либо виртуальная организация – вот еще один образец. Подобная модель обязательно выходит за установленные границы самой фирмы. Ее ключевой особенностью становится наличие внешних значимых лиц.

Как еще может быть представлена структура бизнеса организации для налоговой? За один из вариантов можно принять промежуточную систему. Она представляет собой переходную форму, которая в себя вобрала функции и характеристики прочих структур.

3) Классический вариант

Если рассуждать о классическом, традиционном понимании структурированности бизнес-проектов, то основывается любая современная и действительно эффективная модель на вертикали власти. Именно так четко формулируются и выдаются задания, следование которым позволяет достигать оптимальных результатов.

Подобный подход базируется на таких принципах, как:

ᄋ формальность власти;

ᄋ четкая иерархия;

ᄋ максимально глубокое разделение труда;

ᄋ использование формальных каналов для контакта, который является обезличенным;

ᄋ управление посредством системы инструкций и правил;

ᄋ наличие системы поощрений.

Для данного подхода кроме того, формирования структуры бизнеса организации характерно строгое разделение сфер ответственности.

Декомпозиция бизнес-процессов: от частного к общему

В бизнесе разделение процесса на составляющие, то есть декомпозиция бизнес-процессов (БП), используется для упрощения управления проектом. Применяется обычно она, если последний имеет крупные масштабы.

4) Технология создания товаров и услуг

Для получения необходимого результата — производство продукта или оказание услуги — выполняется любой компанией некая последовательность действий. Она носит название бизнес-процесса и, как правило, цикличностью характеризуется.

От того, насколько эффективными являются действия, зависит:

1. Прибыльность организации.

2. Ее конкурентоспособность.

Когда описание бизнес-процессов компании некачественно выполнено, результаты вряд ли будут удовлетворительными. Если же оно в принципе отсутствует, то место имеет авторитарное управление, осуществляемое в ручном режиме.

Подразумевает общепринятая методология описания бизнес-процессов использование одного из трех способов:

ᄋ текстовый;

ᄋ табличный;

ᄋ графический.

В первом случае будет иметь оно примерно такой вид: департамент продаж компании А разрабатывает и составляет договор, а затем передает его на согласование в юридическую службу. То есть, мы имеем здесь последовательное описание процесса:

ᄋ тип операции — составление договора/согласование договора;

ᄋ ответственный — департамент продаж/юридическая служба;

ᄋ вход — договор;

ᄋ поставщик — департамент продаж;

ᄋ выход — договор;

ᄋ клиент — юридическая служба.

Показывает практика, что анализ и оптимизация деятельности организации наиболее эффективны при использовании графического способа.

Методология и правила описания

В этом отношении у компании широкое пространство для маневра имеется, так как методов описания бизнес-процессов существует множество: более двух десятков — точно. Вопреки распространенному мнению, большое количество способов не является проблемой, так как основаны они на двух главных — WFD и DFD (Work Flow Diagram и Data Flow Diagram соответственно).

Существует семь золотых правил описания БП:

1. Составление, уточнение и подтверждение выполняется совместно с заинтересованными лицами — участниками БП.

2. Повышение эффективности дает применение всех трех способов описания (текстовый, табличный, графический).

3. При обсуждении следует использовать такие категории, которые понятны каждому его участнику.

4. Создавать нужно схемы деятельности, а не организационных структур.

5. Излишняя детализация вредит делу.

6. Разработка схемы ради схемы не имеет смысла, так как к дальнейшему анализу не располагает.

7. Следует четко различать понятия «как будет», «как должно быть» и «как есть сейчас».

5) Подробнее о декомпозиции бизнес - процессов

Для чего знать необходимо стандарты описания бизнес-процессов? Для того, чтобы грамотно проектировать их, «разбирать» и «собирать». Второе и третье действие помогает улучшить управляемость любым процессом и, как следствие, деятельностью организации в целом.Включить звук

«Разборка» подразумевает дробление БП на части, которыми легче управлять. Каждую из них отдельно рассматривают. Также части называют подпроцессами, и все они имеют начало, механизм реализации, окончание, показатели и так далее.

Самое простое действие в процессе — это операция. В детализации она не нуждается, так как вложенных подуровней не имеет. Механизм реализации операции представляет собой цепочку простых действий: режем мясо, укладываем его в кастрюлю, режем лук, отправляем его туда же, оставляем на 2 часа в прохладном месте. Это пример приготовления шашлыка: процесс, состоящий из нескольких простых операций.

Характеристики бизнес-процесса

Используются для оценки. Благодаря им легко заметить, какой процесс является наиболее слабым звеном и нуждается в изменении. Основана характеристика на следующих критериях:

ᄋ результативность;

ᄋ эффективность;

ᄋ определенность;

ᄋ повторяемость;

ᄋ адаптируемость;

ᄋ длительность;

ᄋ стоимость.

Вывод:

Бюрократические структуры характеризуют жесткую иерархию, называемую пирамидой управления. Основными ее видами являются: функциональные, линейные и дивизиональные организационные структуры.

Органические структуры обеспечивают гибкую, адаптивную форму управления предприятием. Основными формами органических структур являются проектные и матричные структуры;

Организационная структура предприятия - это состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Организационная структура не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями.

Организационная структура всегда должна соответствовать стратегии организации, так как от этого в полной мере зависит возможность или невозможность реализации стратегии.

Для решения проблемы выбора, совершенствования и развития организационных структур необходимо понимание их сущности, преимуществ и недостатков и, что особенно важно, условий трансформации одних в другие в процессе организационного развития.

Благодаря грамотно сформированной организационной структуре компании и её представленной в виде схемы концепции, отражающая отношения между руководством и персоналом, распределяющая и закрепляющая функционал каждой должности, которая эффективно влияет на развитие бизнеса!

Начать дискуссию