Как разработать систему корпоративных ценностей организации?

Как разработать систему корпоративных  ценностей организации?

1. Система корпоративных ценностей организации

1) Для чего прививать сотрудникам определенные ценности

Понятие ценностей

Для того чтобы увеличить лояльность сотрудников к организации, мотивировать их, создать определенный имидж конкурентоспособной развитой организации на основании корпоративных правил, норм поведения, общего командного духа, рекомендуется разработать и привить сотрудникам организации определенные корпоративные ценности.

Какие именно ценности это будут - зависит от выбора руководства организации. Ценности в любом случае должны соответствовать стратегической цели организации, организационной технологии, возможностям и ограничениям внешней среды организации, уровню профессионализма персонала и особенностям национального менталитета.

Известная личность, гуру менеджмента, Питер Друкер сказал: ценности важнее целей. Он утверждал, что, как и человек в своей жизни, организация нуждается в самоопределении во внешней и внутренней среде. По выбранным ценностям формируют стратегию, цели подразделений, подбор и мотивацию сотрудников, развивают корпоративную культуру. Таким образом обеспечивают интеграцию интеграция коллектива, единство и согласованность целей и действий сотрудников и организации.

2) Виды и группы ценностей

Различают три основные вида ценностей:

ᄋ общечеловеческие ценности (справедливость, честность, открытость,

ᄋ патриотизм, свобода, достоинство, здоровье, гармония, счастье и т.п.);

ᄋ прикладные ценности (конкурентность, инновационность, управляемость, качество, стабильность, ответственность, клиентность, лидерство, командность и т.п.);

ᄋ личные ценности (уважение к людям, активная жизненная позиция, самокритичность и т.п.).

ᄋ Чтобы сотрудник мог реализовать собственные ценности и цели через работу в организации, необходимо чтобы его личные ценности совпадали с ценностями организации более чем на 60%.

ᄋ Наиболее распространенные личные ценности сотрудников можно объединить в две группы (каждая из которых состоит из 18 ценностей):

ᄋ базовые (терминальные), отражающие конечные цели людей;

ᄋ инструментальные, являющиеся орудием достижения этих целей.

3) Как сформировать и привить персоналу определенные корпоративные ценности

Процесс формирование корпоративных ценностей включает в себя три этапа:

ᄋ исследовательский этап (анализ существующих гласных и негласных ценностей организации);

ᄋ этап формирования ценностей;

ᄋ этап привития ценностей.

4) Как провести анализ существующих в организации ценностей

Исследовательский этап ценностей

Для выявления действующих в организации ценностей проведите анализ существующих документов о корпоративных ценностях организации, таких как Корпоративный кодекс, Этические принципы организации, Миссия организации и т.п. (если такие документы есть в организации).

Далее проведите с руководителем организации и руководителями высшего звена интервью, в ходе которого выявите стратегические цели организации, личные ценности, идеологические акценты опрашиваемых и основные ценности, которые руководство считает необходимо привить персоналу (не более пяти).

Для этого задайте руководителям следующие вопросы:

ᄋ что Вы больше всего цените в людях?

ᄋ что для Вас особенно важно в Вашей деятельности? Назовите три-пять базовых ценностей, которые являются лично для Вас важными в работе, а также во взаимодействии с коллегами, клиентами и партнерами;

ᄋ давайте предположим, что Вы завершаете свою карьеру руководителя. В каком случае Вы будете считать ее успешной?

ᄋ как Вы считаете, какая главная ценность организации? В чем ее отличие от других организаций, занимающихся такой же деятельностью?

Подобное исследование не стоит проводить через анкетирование, интервью в данном случае гораздо надежнее, достовернее.

Оцените – действительно ли прописанные и озвученные ценности являются актуальными для организации.

В коллективе изучите нормы взаимодействия, какие существуют правила взаимоотношений с подчиненными, стиль общения между руководителями. В сложных ситуациях попросите описать способы поведения , принципы, которые соблюдают руководители при принятии решений.

Далее выявите основные личные ценности сотрудников и их отношение к организации.

5) Выявление ценностей сотрудников

Не редки ситуации, когда не соответствуют ценностям личные ценности сотрудников, которые озвучивает руководство организации. В связи с этим необходимо провести опрос сотрудников организации. Это позволит определить отношение сотрудников к организации, оценить предъявляемые к сотрудникам требования, выявить ведущие ценности сотрудников и соотнести их с ценностями руководства.

Для этого с помощью специально разработанных анкет (опросников) рекомендуется провести опрос сотрудников.

Анкета для анализа ценностей

Различают три вида анкет для анализа ценностей сотрудников:

ᄋ содержащая ограниченный список ценностей, например базовых (терминальных) и инструментальных, либо перечень ценностей, озвученных руководством организации: в такой анкете сотрудник выбирает из списка ценностей пять – десять наиболее важных дня него;

ᄋ содержащая открытые вопросы, что позволяет получить от сотрудников не сухой выбор из предложенных вариантов, а развернутые ответы (личное мнение). К таким вопросам, например, относят:

ᄋ Какие профессиональные и человеческие качества поощряются (ценятся) в нашем коллективе?

ᄋ Что Вы считаете недопустимым для достижения целей бизнеса?

ᄋ Ваш образ идеальной рабочей среды для достижения целей бизнеса и личной реализации?

ᄋ смешанный тип анкеты, в которой включен и перечень ценностей для выбора и дополнительные открытые вопросы.

Используйте анкеты с открытыми вопросами для более глубокого анализа ценностей сотрудников.

Более полные ответы дают открытые вопросы, оригинальные выдержки из которых в дальнейшем можно использовать для окончательного выражения ценностей коллектива.

Как организовать для анализа ценностей сотрудников организации собрание, фокус - группы.

Для анализа ценностей сотрудников организации можете провести общие собрания коллектива (если это позволяет численность штата и структура организации) или провести несколько фокус-групп с разным составом, например, фокус-группы с руководителями высшего звена, отдельно с руководителями среднего звена, отдельно с ведущими специалистами организации и т.д. На данных фокус-группах или собрании обсудите отношения в коллективе, существующие гласные и негласные правила и нормы поведения руководства и сотрудников, правила определения личного вклада в дело организации каждого сотрудника, образ успешного сотрудника, уважаемого руководителя и т.д. Выявите основные ценности сотрудников разных групп. Стремитесь достигнуть понимания всеми участниками фокус-групп необходимости введения единых для сотрудников корпоративных ценностей, норм поведения и отношения друг к другу, к клиентам, партнерам, конкурентам.

Что делать, если в организации не выявлены четкие корпоративные ценности.

Если опрос руководства и сотрудников организации выявил отсутствие единых корпоративных ценностей (личные ценности сотрудников разнятся между собой и ценностями руководства) необходимо найти причину этому. Данный выявленный факт в большинстве случаев говорит о проблемах со стилем управления, а также о проблемах с финансовым состоянием организации. В этом случае приступите к работе первостепенно с руководством организации: определите идеологический тип руководителя, выявите существующие проблемы управления и далее попросите руководство сформулировать четкий образ желаемого будущего организации. После этого только приступайте к формированию ключевых ценностей и построению корпоративной культуры.

6) Как разработать корпоративные ценности организации

На формирование ценностей основным фактором, влияющим, является философия ее основателей, владельцев бизнеса. Именно они выбирают состав руководителей организации, которые своими поступками и поведением транслируют сотрудникам организации ценности и философию ее владельцев. В связи с этим приступите к выявлению и формированию корпоративных ценностей с изучения философии руководства и стратегических целей организации. Перспективы развития организации важно, чтобы четко видело руководство, при этом данное видение было адекватным, ярким, объединяющим и вдохновляющим коллектив.

Помните главное: выбранные ценности имеют хоть какой-то шанс на освоение, если они находят свою социальную базу, т.е. ту необходимую и достаточную по влиянию и численности часть персонала (прежде всего руководителей, начиная с главы организации), которая сможет воплотить эти ценности в собственной практике и распространить их в организации. Ведь иногда руководители просто хотят внедрить привлекательные ценности, не желая менять ничего всерьез, ни в своей деятельности, ни в кадровой политике, ни в стратегии. Тогда выбранные ценности попадают в чуждую среду, отторгаются или извращаются в ней, не принося ничего, кроме вреда. Приступая к этой работе, ответьте на вопросы, определяющие ценностные предпочтения (на эти вопросы лучше всего получить ответы не через анкетирование, а на основе индивидуальных интервью с руководителями, командной дискуссии или стратегической сессии):

ᄋ Насколько выбранные ценности адекватны идеологическим типам первого и других ключевых руководителей?

ᄋ Есть ли в коллективе те, кто с готовностью воспримет новые ценности и свяжет их освоение организацией с личными жизненными планами (карьерой, профессионализацией, самореализацией и т.д.)?

ᄋ Какие категории сотрудников на практике постепенно сумеют меняться в требуемом направлении (их численность и влияние)?

ᄋ Какова численность и степень влияния тех, кто наверняка отторгнет (явно или неявно) новые ценности и последующие за ними изменения? Если при ответе на этот вопрос получается ответ типа «их большинство, причем на весьма влиятельных должностях», задумайтесь: почему у вас собрался именно такой персонал, не следует ли разобраться в причинах и преодолеть их? Некоторую часть персонала придется заменить, но сначала определиться, какой персонал набирать.

Пример корпоративных ценностей

К наиболее распространенным ценностям относят: уважение, профессионализм, порядочность по отношению к закону, клиентам, партнерам и сотрудникам, честность, клиентоориентированность, нацеленность на результат, ответственность, открытость, командность, инициативность, проактивность, конкурентность, инновационность, лояльность, лидерство, взаимная обязательность, доверие и т.д.

7) Оформление ценностей

Для понимания сотрудников в простой доступной форме сформулируйте корпоративные ценности. Назвать одним словом не достаточно ценность, например, безопасность, уважение, эффективность, результативность и т.д. Необходимо сделать комментарии, подробно раскрыть сотрудникам смысл, который руководство организации вкладывает в эти слова, объяснить, что оно ждет от сотрудников.

Для того чтобы смысл ценности не вызывал у сотрудников сопротивления при его прочтении, рекомендуется его сформулировать в утвердительной форме от лица всего коллектива «Мы».

Пример описания ценностей организации

В данном примере ключевые корпоративные ценности для более легкого и полного понимания сотрудниками были оформлены в следующем виде:

ᄋ Безопасность. Мы исходим из того, что никакая цель не может оправдать нарушение требований безопасности производства или пренебрежение здоровьем человека. Мы создаем и поддерживаем безопасные условия труда и заботимся о здоровье наших сотрудников.

ᄋ Уважение. Для нас является важным признание личного достоинства каждого сотрудника и создание для них благоприятных условий труда. Взаимное уважение служит основой взаимодействия сотрудников, как между собой, так и с клиентами и деловыми партнерами организации.

ᄋ Эффективность и результативность. Мы стремимся достигать наилучших результатов при оптимальных затратах. Для этого мы добиваемся обеспечения высокой производительности труда, оперативного и точного исполнения поставленных задач.

Только совместная работа сотрудников и руководства позволит разработать и внедрить корпоративные ценности, которые не вызовут сопротивление в коллективе и будут закреплены в ежедневном поведении сотрудников. При формировании ценностей необходимо учесть личные ценности сотрудников, их мнение о действующих негласных корпоративных правилах, нормах и ценностях, которые транслируют руководители подразделений и организации.

8) Внедрение ценностей

Для внедрения ценностей необходимо:

ᄋ выработать единое представление и понимание ценностей у высшего руководства организации. Для этого рекомендуется провести стратегические сессии по обсуждению ценностей, выявленных в результате исследовательского этапа;

ᄋ познакомить со стандартами делового поведения руководителей высшего, среднего и низшего звена, и объяснить необходимость их внедрения. Для этого рекомендуется провести конференции, тренинги и семинары;

ᄋ определить поведенческие индикаторы для каждой ценности, сформировать стандарты делового поведения для руководителей и сотрудников организации;

ᄋ включить ценности во все основные регулярные процессы по управлению персоналом (подбор, адаптация, обучение, оценка и мотивация персонала), а также разработать специальные программы, поддерживающие ценности организации;

ᄋ познакомить с корпоративными ценностями сотрудников организации. Для этого рекомендуется использовать различные мероприятия и каналы информирования;

ᄋ проводить ежегодное внутреннее исследование для оценки эффективности внедрения ценностей и стандартов делового поведения в ежедневную практику;

ᄋ создать Комитет по этике или стандартам делового поведения (в крупных организациях), либо назначить ответственного сотрудника, который будет работать с обращениями (жалобами) сотрудников и закреплять стандарты поведения в ежедневной корпоративной практике.

Пример внедрения корпоративных ценностей в регулярные процедуры управления персоналом

В одной организации корпоративные ценности были внедрены в следующие стандартные процедуры:

ᄋ в подбор персонала (во время собеседования кандидатов оценивают на соответствие корпоративным ценностям организации);

ᄋ в адаптацию новых сотрудников (в вводный курс был включен игровой тренинг с элементами ценностей);

ᄋ в оценку персонала (в программу ежегодной оценки персонала был включен блок с оценкой по ценностям);

ᄋ в обучение персонала (в программу обучения руководителей и резервистов включен блок с ценностями и стандартами делового поведения);

ᄋ в нематериальное мотивирование персонала (были разработаны корпоративные награды, направленные на поддержку корпоративных ценностей).

9) Мероприятия для привития ценностей

Как были сформулированы ключевые корпоративные ценности, начинайте разрабатывать мероприятия и процедуры по их внедрению.

О новых ценностях организации первоначально информируйте сотрудников. Для этого используйте различные каналы и источники информации. Так, например, возможно:

ᄋ издать специальные брошюры с описанием ценностей организации и распространить их по подразделениям организации;

ᄋ разослать информационные письма с ценностями на электронную почту всех сотрудников;

ᄋ разместить информацию на сайте организации, внутреннем портале;

ᄋ регулярно публиковать ценности в корпоративной газете (журнале);

ᄋ вывесить список ценностей на информационных стендах «наглядной

ᄋ агитации», посвященных принципам организации;

ᄋ снять видеоролик (или серию роликов) о ценностях с участием руководства организации, ведущих специалистов, рядовых сотрудников организации;

ᄋ разместить агитационные плакаты на рабочих местах сотрудников и т.д.

Периодически проводите в организации тренинги, посвященные корпоративной культуре, ценностям, миссии и правилам поведения. Таких тренингов ведущими рекомендуется назначить руководителей организации и сотрудников службы персонала. Для контроля результата проведенных тренингов после обучения рекомендуется провести тестирование сотрудников, во время которого проверить знание и правильность понимания корпоративных ценностей, основ корпоративной культуры, стратегических целей организации, норм поведения и т.д. Рекомендуется поощрять успешно прошедших сотрудников. Для этого разработайте систему нематериального мотивирования сотрудников, соблюдающих корпоративные ценности.

На основании корпоративных ценностей также рекомендуется разработать инструкцию по поведению сотрудников и обучить данным инструкциям персонал (в личной беседе с непосредственным руководителем, на тренингах, корпоративных семинарах). Периодически проводите разнообразные корпоративные культурно–массовые мероприятия, на которых в той или иной форме акцентируйте нормы и принципы корпоративной культуры, например, различные игры, тим-билдинги, забавные конкурсы, дни рождения организации и пр.

Также помогают внедрить корпоративные ценности различные элементы корпоративной культуры, например, символика, обряды, ритуалы, легенды и мифы. Именно на руководителях организации помните лежит ответственность за проведение идеологических бесед с сотрудниками на тему корпоративных ценностей. Важно чтобы руководитель объяснил сотрудникам, как и насколько корпоративные ценности связаны с позицией организации среди конкурентов и с ее миссией и стратегическими целями. И учтите, что наиболее эффективно происходит внедрение системы ценностей, когда руководители своим примером показывают стандарты поведения, подтверждающие ценности организации. Насколько руководители разделяют ценности организации и как на практике необходимо контролировать, транслируют их своим подчиненным.

10) Проверка ценностей

Пройти проверку должны разработанные ценности временем, событиями и людьми. Учтите, что ценности, действующие в организации, формируются не только людьми (управленческой командой), но и реальными событиями, действиями и примерами. Необходимо постоянно в связи с этим анализировать ситуации, которые происходят в организации, поведение сотрудников организации (как руководства, так и рядовых) в критических ситуациях. Постоянно необходимо при этом задавать вопросы: Что приводит организацию сегодня к успеху? Можем ли мы эти принципы согласовать с видением и миссией организации? Если ответы на данные вопросы – да, то необходимо согласовать с выявленными действующими ценностями все программы по управлению персоналом, стандарты бизнес-процессов и этику взаимодействия в коллективе. Если ответ нет – необходимо трансформировать ценности, которые не позволяют реализовать стратегические цели организации, и ценности, которые были разработаны, но не признаны сотрудниками. Важно сделать анализ причин их при этом отрицательного внедрения и сопротивления коллектива.

Вывод:

Один из самых главных инструментов мотивации любого сотрудника для увеличения ценности компании — понимание ценностей, потребностей этого работника.

Именно благодаря этому возможно найти «ключик» к каждому человеку. Деньги не всегда, а чаще всего, это даже не самый главный мотивирующий фактор. Человек может польститься высокой зарплатой и устроиться на работу в компанию. Это приманка для кандидатов, а потом уйти из-за плохого отношения из-за конфликтов, непонимания, из-за того что какие-то важные ценности не реализуются а может быть даже нарушаются.

Именно поэтому чёткое понимание системы ценностей человека, в том числе материальных, степени его вовлеченности в рабочий процесс помогают выстраивать систему мотивации, которая действительно работает.

Когда корпоративные ценности компании и сотрудника совпадают, когда он действительно вовлечен в рабочий процесс, а не просто отсиживается на работе – это верный признак надежной сплоченной команды, которая работает на результат.

Основные ценности, жизненные планы сотрудников компании могут в большой мере реализоваться через повышение эффективности, рост и развитие бизнеса.

Поэтому перспективы нашего бизнеса – это перспективы каждого из нас.

В той степени, в какой Компания будет успешной, в той степени у сотрудников будут расти квалификация, доходы, карьера, удовлетворённость своим трудом и атмосферой в коллективе. Иначе говоря, интересы наших людей прямо связаны с целями Компании.

Разрабатывайте и прививайте сотрудникам организации определенные корпоративные ценности для создания определенного имиджа развитой организации!