Как предотвратить кассовый разрыв в компании

Как предотвратить кассовый разрыв в компании

1. Как предотвратить кассовый разрыв

Если в плюсе бизнес на бумаге, а в реальности приходится каждый месяц искать деньги то на аренду, то на зарплату, вас настиг кассовый разрыв. Разбираемся, что это, из-за чего появляется и как предотвратить.

Кассовый разрыв — это временная нехватка денег на обязательные расходы. Например, вы должны оплатить аренду помещения или перечислить зарплату, а денег нет, потому что клиент вовремя не оплатил счета.

Не застрахован от таких ситуаций даже прибыльный бизнес. Столкнуться вы можете с кассовым разрывом и когда развиваетесь активно: например, инвестировали все деньги свободные в открытие новой точки, закупку оборудования, наём, а потом столкнулись с клиентом-неплательщиком.

Пример

Вы владелец оптового интернет-магазина. К первому числу месяца на вашем расчётном счёте был 1 миллион рублей. Пятнадцатого числа клиенты оплатили заказ и перевели 500 тысяч рублей. В тот же день вы потратили миллион рублей на зарплаты. Двадцатого числа наступает крайний срок по оплате услуг подрядчика на сумму 700 тысяч рублей. Но следующий транш на сумму три миллиона рублей клиенты переведут только первого числа следующего месяца. Компания до этого момента будет находиться в состоянии кассового разрыва.

1) Расчёт кассового разрыва

Формула расчёта кассового разрыва выглядит так:ДС + П − Р = ОДС

ДС — остаток денежных средств на начало периода (дня, недели или месяца);П — поступления в течение периода;Р — расходы;ОДС — остаток денежных средств.

Чтобы увидеть кассовый разрыв вовремя, внесите формулу в эксель и регулярно обновляйте все три значения хотя бы раз в месяц.

2) Причины кассового разрыва

Ошибки при планировании бюджета

Возникает кассовый разрыв , когда предприниматель не только неверно посчитал сумму расходов и доходов, но и не составил график платежей. Компания по итогам периода может быть в плюсе, но фактические даты платежей и зачисления денег на счёт приведут к кассовому разрыву.

Ошибки в закупках

Компания из-за ошибок в закупках может «заморозить» часть денег. Когда изменится спрос, может кассовый разрыв настигнуть.

Например, такое бывает, если заказать большую партию нового товара, не изучив на него спрос среди вашей аудитории. О том, как правильно пополнять запасы, читайте в нашей инструкции.

Сезонность бизнеса

Случается кассовый разрыв, если востребованы товары или услуги компании только в конкретный сезон, а расходы на зарплаты и аренду постоянны. Например, школа плавания работает в плюс осенью, зимой и весной. Летом большая часть клиентов уезжает в отпуск и выручка снижается на 80—90%. Но поскольку часть учеников продолжает заниматься, владельцу нужно платить зарплату тренерам и арендовать бассейн. Если заранее не подготовился предприниматель к падению доходов, его ждёт временной кассовый разрыв.

Дебиторская задолженность

Это сумма, которую вам другие компании задолжали или физлица за уже проданные товары или оказанные услуги. Вы столкнуться рискуете с дебиторкой, если даёте клиентам постоянно рассрочки и отсрочки платежей.

3) Как избежать кассового разрыва

1. Создайте финансовую подушку — регулярно откладывайте процент от прибыли. В идеале накопите сумму, которая позволит компании работать полгода без выручки.

2. Составляйте с заказчиками и подрядчиками графики платежей и подписывайте их вместе с договором.

3. Фиксируйте даты поступлений и расходов. Этот процесс можно автоматизировать, например, с помощью сервиса «Бизнес Аналитика» от Сбербанка. В нём можно анализировать финансовые операции предприятия и прогнозировать вероятность кассового разрыва.

4. Установите в договоре с клиентами размер неустойки — суммы, которую контрагенту придётся выплатить за каждый день просрочки.

4) Что делать в преддверии кассового разрыва

ᄋ Откажитесь от необязательных трат, например, расходов на корпоратив или курсы повышения квалификации.

ᄋ Заблаговременно возьмите кредит. Особенно это касается сезонного бизнеса, когда падения выручки предсказуемы. Если кассовый разрыв случается регулярно, оформите кредитную бизнес-карту, чтобы не задерживать обязательные платежи и зарплаты.

ᄋ Попробуйте договориться с клиентами о скорейшей оплате, если со своей стороны вы выполнили все обязательства.

ᄋ Предупредите сотрудников, арендодателей и других контрагентов о возможных задержках оплаты и предложите им пересмотреть график платежей. Подготовьте гарантийные письма, которые помогут избежать неустоек.

5) Что не надо делать

Повышать цены.

Так вы отпугнуть можете покупателей и остаться вообще без продаж. Лучше краткосрочный кредит взять или оформить рассрочку платежа.

Продавать имущество компании: оборудование, технику, транспорт.

Это поможет кассовый разрыв устранить, но есть риск по заниженной цене продать имущество и ослабить производство. Например, избавившись от временно незагруженного оборудования в швейном цеху, вы можете не справиться с потоком заказов.

Снижать цены, чтобы увеличить продажи.

Разработанная ценовая политика в спешке может разрушить бизнес-модель.

2. Кассовый разрыв, недостаток денежных средств.

Кассовый разрыв – это временно возникающий у предприятия недостаток денежных средств, необходимых для своевременной и полной оплаты произведенных расходов.

Возникает кассовый разрыв в случаях, когда сроки поступления денежных средств на предприятие не совпадают со сроками платежей.

1) Основные причины приводящие к кассовым разрывам

Основными причинами, приводящими к кассовым разрывам в организации являются:

- полное отсутствие или неэффективность процесса планирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе движения денежных средств на предприятии;

- непродуманные и не эффективные мероприятия по устранению кассовых разрывов.

2) Меры по предотвращению кассовых разрывов и планированию источников их покрытия

Необходимо разработать компаниям и внедрить систему мер по предотвращению кассовых разрывов и находить источники покрытия кассовых разрывов.

К обязательным элементам этой системы можно отнести следующие мероприятия:

ᄋ планирование бюджета расходов и платежей;

ᄋ планирование бюджета доходов и поступления денежных средств;

ᄋ контроль за заявками на платеж;

ᄋ составление кассового плана;

ᄋ составление платежного календаря;

ᄋ разработка критериев для очередности платежей.

3) Кассовый план

Как правило, кассовый план, составляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу.

При четко функционирующей системе планирования движения денежных средств организация получает возможность оперативно принимать решения по поиску источников финансирования для покрытия кассовых разрывов.

4) Платежный календарь

Формирование предварительной версии платежного календаря осуществляется путем сведения в единую таблицу всех планов поступлений и предполагаемых расходов.

Все планы поступлений для этого и предполагаемых расходов подвергаются контролю и согласованию и ранжируются по приоритетам в обязательном порядке.

Ведение фактического платежного календаря и сравнение с запланированным платежным календарем дает возможность ежедневно осуществлять контроль и оперативно принимать решения по проведению всех необходимых платежей предприятия, производить как плановые платежи, так и срочные внеплановые платежи.

Отметим, что при должном уровне финансовой дисциплины грамотно спланированный платежный календарь позволяет распоряжаться правильно временно свободными денежными средствами, поступающими от результата основной деятельности и получать максимальный результат от использования временно свободных денежных активов предприятия.

5) Дополнительные источники финансирования для покрытия кассовых разрывов

Но даже если в организации разработаны и четко функционируют системы управленческого учета, бюджетирования и планирования движения денежных средств, это не означает, что наличных денег всегда будет достаточно для проведения необходимых платежей.

Стремится развиваться и расти, Каждая организация, однако значительный рост только за счет собственных оборотных средств невозможен.

И здесь говорить стоит о поиске дополнительных источников финансирования, необходимых, в том числе, и для покрытия кассовых разрывов, вызванных развитием и ростом бизнеса.

В настоящее время российским компаниям доступны несколько способов финансирования.

Их можно разделить на три группы:

1 группа – финансирование за счет собственных средств.

Собственные средства организации – это, прежде всего, чистая прибыль, которую собственники решили направить не на выплату дивидендов, а на развитие бизнеса.

Иногда в целях покрытия кассовых разрывов учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь.

Можно также отнести к внутренним способам финансирования продажу непрофильных активов.

2 группа – долговое финансирование.

Российские предприятия в настоящее время наиболее активно используют привлечение долгового финансирования.

К инструментам долгового финансирования относятся:

ᄋ кредиты банков, овердрафт;

ᄋ перекредитование банковских кредитов;

ᄋ займы физических и юридических лиц;

ᄋ товарный (коммерческий) кредит;

ᄋ реализация дебиторской задолженности компании-фактору (факторинг);

ᄋ лизинг;

ᄋ векселя;

ᄋ облигации.

3 группа – долевое финансирование.

Существенно отличается долевое финансирование от долгового финансирования.

Предполагает долевое финансирование привлечение денежных средств на безвозвратной основе и без процентов.

Долевое финансирование – это продажа пакета акций (доли бизнеса) стратегическому инвестору или на открытом рынке.

Отметить необходимо, что долевое финансирование имеет не только достоинства, но и недостатки.

К таким недостаткам долевого финансирования отнести можно:

ᄋ риски, связанные с продажей части бизнеса;

ᄋ необходимость публичного раскрытия максимальной и полной информации о деятельности компании (при продаже акций на открытом рынке);

ᄋ сложная и достаточно дорогостоящая процедура подготовки предприятия к привлечению инвестирования;

ᄋ ограничения по минимальной сумме привлечения инвестирования.

Таким образом, четко отстроенная система планирования движения денежных средств и использование различных финансовых инструментов позволяет разработать и внедрить в организации сбалансированную финансовую стратегию.

При этом применение такой финансовой стратегии будет способствовать решению проблемы кассового разрыва и стабильному и эффективному развитию предприятия.

ВЫВОД:

Любое решение, принятое после кассового разрыва, априори будет убыточным, так как ситуацию придется спасать с большими или меньшими вложениями. Правильные решения должны быть стратегическими, то есть приниматься до момента наступления кризисной ситуации. Кассовый разрыв должен быть ликвидирован «в уме» еще до того, как он наступит в реальности.

Находите решения, чтобы предотвратить кассовый разрыв, который временно возникает у предприятия недостаток денежных средств, необходимых для своевременной и полной оплаты производственных расходов!

Начать дискуссию