Точка безубыточности. Преодолеваем и выходим на прибыль

Точка безубыточности. Преодолеваем и выходим на прибыль

Определить поможет точка безубыточности, когда выйдут на самоокупаемость предприятие, направление, проект или даже продукт. Кроме того, она служит для расчета запаса прочности отправным моментом. А учитывая этот показатель, вы никогда не позволите продажам упасть ниже критического уровня.

Точку безубыточности определить – задача, которая должна ставится и решаться в любой компании вне зависимости от того, находится она в начале своего пути или уже долго действует на рынке.

Представляет собой точка безубыточности продукции и услуг определенное состояние во времени, момент, в котором компенсация всех издержек происходит прибылью от деятельности предприятия. То есть вы выходите в ноль.

После того, как пройдена точка безубыточности, прибыль от реализации каждой следующей единицы продукции начинает превышать расходы.

Может точка безубыточности предприятия быть выражена в деньгах и единицах продукции.

1) Зачем работать с точкой безубыточности.

Несколько моментов существует, когда вам понадобится расчет точки безубыточности.

l Всегда важно знать, сколько произвести и продать, то есть объем. Точка безубыточности позволяет проанализировать, каков должен быть объем при изменении цены и наоборот, как изменения объема могут повлиять на цену.

l Точка безубыточности производства и ее использование дает понимание того, при каком уровне снижение оборота становится критическим. Таким образом, вы не пропустите момент, когда компания или какой-то отдельный проект станут убыточными. Когда точка безубыточности продаж участвует в таких расчетах, то принято говорить о новом параметре – запас прочности.

l Следует определять выход на самоокупаемость не только для всего предприятия в целом, но и выходя на новые рынки, осваивая неизвестные направления, реализуя амбициозные проекты.

l Кроме того, изменение рассматриваемого показателя может свидетельствовать о возникновении тех или иных сложностей. Именно поэтому этот показатель должен «сниматься» регулярно и являться неотъемлемой частью всего комплекса аналитических параметров, которые отражают темпы развития бизнеса.

2) Что нужно учитывать при точке безубыточности.

Определенные алгоритмы существует, которые подготовиться позволяют к тому, чтобы понять, когда стартап, новое направление, проект выйдет на самоокупаемость.

1. Сбор сведений о прибыли, расходах и объемах производства / реализации

Первое, что сделать вам необходимо, так это информацию о прибыли, расходах и объемах производства собрать (если у вас производство), объемах реализации услуг (если у вас услуги).

2. Определение постоянных и переменных затрат

Следует далее очень серьезно подойти к вопросу идентификации и разделении затрат на постоянные и переменные. Присутствуют в формуле эти величины.

Напомним о том, что из себя представляют постоянные и переменные затраты.

l Постоянные затраты

Начнем с постоянных. К ним традиционно принято причислять такие вещи, как:

l затраты на аренду помещений;

l расходы на зарплату управленческого корпуса и высшего менеджмента предприятия;

l издержки на связь;

l амортизацию.

При прочих равных условиях постоянные затраты остаются таковыми, как любят приговаривать академически грамотные экономисты. Но если вы разрабатываете стратегию, которая должна к прорыву привести: открытие нового подразделения, офиса, филиала, производства и т.д., то и постоянные издержки выйдут на новый уровень. Их величина изменяется не плавно, а «ступенчатым» образом.

l Переменные затраты

Переменные затраты – это такие издержки, величина которых будет меняться в зависимости от масштабов бизнеса. Мы можем тут говорить об изменениях в объемах реализации и производства.

Обычно в перечень таких затрат входят:

l сдельная оплата труда, а иногда и зарплата рабочих;

l топливо и электроэнергия, которые пойдут на производственные нужды;

l материалы и сырье;

l закупки полуфабрикатов и необходимых запасных частей для производства;

l иногда отдельные типы косвенных расходов: инструменты, вспомогательные материалы и т.д.

Если немного углубиться, то переменные затраты можно еще на 2 вида разделить:

l линейные;

l нелинейные.

Так, всегда остаются неизменными линейные переменные затраты на единицу продукции. Это означает, что для производства 1 штуки того или иного продукта затрачиваются равные объемы сырья.

Что касается нелинейных переменных затрат, то они с ростом бизнеса могут, как возрастать, так и убывать.

3. Оценка объемов реализации для финансовой устойчивости предприятия

На последнем этапе подготовки ко всем расчетам следует проанализировать и оценить величины реализации продукта, при котором бизнес не будет находится в зоне риска превышения издержек над прибылью.

3) Как рассчитать точку безубыточности

Мы сейчас формулу приведем и, наконец, поймем, что представляет из себя математически точка безубыточности. Еще раз подтверждает формула для расчета данной величины, как разобраться важно со своими постоянными и переменными затратами.

Постоянные затраты / (Выручка – Переменные затраты) * Выручка

Помните, что все эти расчеты должны с определенной систематичностью производится. Описываемая величина неустойчива. Она «плавает» в зависимости от того, какие факторы воздействуют на бизнес. Можно легко предположить, исходя из представленной формулы, что при планировании кратного роста выручки и реализации этих планов искомый показатель также поменяет свое положение. И это, не говоря уже о том, что при масштабировании бизнеса возрастают как постоянные, так и переменные издержки.

Заниматься подобным анализом целесообразно не только в рамках общей оценки всех финансов предприятия, но и вычислять момент, когда прибыль от реализации покроет издержки в разрезе каждого продукта. Это делается по формуле:

Постоянные затраты / (Выручка на единицу товара или услуги – Переменные затраты на единицу товара или услуги)

4) Запас прочности точки безубыточности

Существует более «объективная» величина, которую вы должны рассчитать. Это запас прочности, о котором мы уже упоминали.

Демонстрирует запас прочности толщину вашей «подушки безопасности» в области реализации продукта. Проще говоря, он покажет, в каких пределах падение выручки является пока неприятным событием, а не работой в убыток.

Обратите внимание, что не зная, где предприятие, продукт, направление, проект выходят на самоокупаемость, запас прочности определить не получится.

Запас прочности = (Выручка – Точка безубыточности) / Выручка

Используют графики наглядности для того, чтобы понять каков запас прочности и где точка безубыточности. График может выглядеть следующим образом.

Данный график отражает классический пример со столами, когда при реализации 20 штук компания выходит на самоокупаемость. А последующая каждая единица товара приносит прибыль. При этом запас прочности для предприятия находится в пределах продаж между 30 и 20 столами.

5) Точка безубыточности: пример

Итак, точка безубыточности – это метрика, которая покажет, сколько нужно продать продукции или выполнить работ, чтобы доходы покрыли расходы. Компания пройдя точку безубыточности, начинает получать чистые доходы.

Пример. Как рассчитать точку безубыточности розничного магазина. В его постоянные расходы входят: затраты на аренду, коммунальные платежи, зарплата сотрудникам, налоги и отчисления, реклама. Общий объем постоянных затрат пусть составит 250 тыс. руб.

Переменные затраты связаны с закупкой товаров на сумму 450 тыс. руб., а коэффициент маржинального дохода равен 0,5.

Получается тогда, что точка безубыточности равна 250 тыс. х 0,5 = 500 тыс. То есть нужно будет магазину продать товаров на 500 тыс. руб., чтобы начать получать доходы.

Мы рассмотрели с разных сторон такой показатель как точка безубыточности. Считайте его не только тогда, когда стартовать в бизнесе собираетесь, но и для каждого нового продукта, направления, проекта. После этого в обязательном порядке оценивайте запас прочности.

2. Точка безубыточности, чем она отличается от точки выхода на чистую прибыль.

Что такое точка безубыточности, чем она отличается от точки выхода на чистую прибыль, как рассчитать точку безубыточности и для чего это нужно?

Начнём с того, что понятие точка безубыточности должно быть известно всем, кто когда-либо задумывался, или ещё задумается о том, какой бизнес начать.

Потому что понимать нужно – первая выручка нового дела не будет полностью уходить вам в карман. Ведь есть так называемые издержки производства. Расходы, которые предприниматель несёт на изготовление новой партии товара, или на продвижение этого товара с помощью инструментов рекламы.

Из общей выручки все эти издержки будут вычитаться. Поэтому выручка может быть как положительной, то есть прибылью, так и отрицательной, то есть убытком.

Чтобы добиться успеха, нужно это чётко понимать и отслеживать ту границу, которая отделяет выручку от получаемой прибыли. Это разные показатели. Собственно это граница – и есть точка безубыточности. А теперь подробнее и по порядку.

Что такое точка безубыточности

На английском это звучит как break-even point – такой объём производства, при котором доходы смогут перекрывать затраты.

Проще говоря, это такой объём выручки, или такое количество произведённого товара, которые необходимы, чтобы компенсировать все издержки производства.

Когда вы выходите на эту точку, то можете сказать, что с этого момента вы не работаете в минус. Убытка больше нет. Но также нет ещё и плюса. Прибыль вы не получаете. Пока что у вас ноль, что является отличным достижением.

Также можно по-другому называть точку безубыточности. Самые распространённые термины – порог рентабельности и критический объём производства.

1) Почему важна точка безубыточности

Ну, вышли вы в ноль, и вышли. Что с того? Интереснее же, когда прибыль начнёте получать.

Однако, тот, кто не следит за текущим финансовым положением фирмы, как минимум не может планировать свой рост, а, как правило, это приводит к остановке развития, или даже хуже – к отрицательному росту.

Если детально рассматривать, то точка безубыточности даёт:

Возможность понять – нужно ли расширять производство, организовать дилерскую сеть, освоить новые технологии, или расширить ассортимент продукции.

Возможность оценить платёжеспособность вашей фирмы, финансовые показатели, отвечающие за стабильность. Ведь стабильность – один из главных факторов не только для владельца фирмы, но и для инвестора, или кредитора.

Возможность выявить места, требующие вмешательства, изменений или мер, для улучшения всего процесса производства.

Возможность сделать чёткий, основанный на прогрессе и настоящем состоянии фирмы план реализации продукции.

Возможность понять, насколько может фирма позволить себе «упасть» в выручке, или в объёме продаж, чтобы не уйти в минус.

Возможность понять, как цена, издержки производства и количество проданного товара влияют на изменение общих финансовых показателей.

2) Какие данные вам потребуются для расчёта точки безубыточности

Вам нужно в первую очередь будет знать, чем отличаются постоянные затраты от переменных. А ещё:

1. Цена 1 единицы продукции или услуг. Обозначается как «P».

2. Объём произведённого и проданного товара в натуральном выражении. Обозначается как «Q».

3. Выручка от продукции, которая была реализована. Обозначается как «B».

Постоянные затраты (обозначим как «Зпост») – это траты производства, которые не зависят от объёма произведённого товара. Как правило, такие траты, не меняются на протяжении долгого периода времени.

К постоянным затратам можно отнести:

o Заработная плата сотрудников, взносы в ПФР,ФСС и т.д.

o Плата за аренду помещения.

o Налоги

o Платежи по кредитам фирмы, лизингу и прочим обязательствам.

o

Переменные затраты (обозначим как «Зпер»). Это издержки производства, которые будут увеличиваться, или наоборот – уменьшаться, в зависимости от того, растёт объём производства, или, наоборот – падает.

К ним можно отнести:

o Стоимость сырья, из которого вы изготавливайте продукт, запчастей для оборудования и т.д.

o Плата за электроэнергию в арендованном помещении, бензин для автомобилей, используемых для осуществления деятельности фирмы.

o Оплата сдельной оплаты труда.

o Транспортные расходы.

Это классическая схема разделения, которая подходит большинству компаний, но не всем. Некоторые фирмы дополнительно разделяют расходы по экономическому смыслу.

Так, издержки фирмы могут быть:

o Условно-постоянные. Например, платежи за склад могут быть разделены на аренду – как постоянный платёж и на затраты на хранение и перемещение запасов – как переменный платёж. Оба платежа относятся к складу.

o Условно-переменные. Так, плата за износ оборудования – постоянная, а траты на текущий ремонт – переменная величина.

Но мы сейчас рассматриваем общие понятия, поэтому остановимся на классической системе.

Формула расчёта

Точку безубыточности можно рассчитать математически в двух вариантах – натуральном и денежном выражении.

Если для расчёта используется несколько товаров, то берётся усреднённый результат.

Так же важно учитывать допущения по некоторым позициям:

1. Постоянные затраты принимаются как неизменные. Это же относится и к переменным затратам, и к цене, номенклатуре и к мощности производства.

2. Выпуск продукции и себестоимость товара будет увеличиваться или уменьшаться прямо пропорционально (линейно).

3. Размер запасов не влияет на результат. То есть объём незавершённого производства имеет незначительные колебания, а вся произведённая продукция продаётся.

Понимать также важно разницу между сроком выхода на окупаемость (точкой окупаемости) проекта и точкой безубыточности.

Первый – показывает время (срок) за которые фирма выйдет на уровень, когда начнёт получать прибыль от изначально вложенных денег.

Второй, как мы уже сказали, это – объём выручки или количество товара, которые нужны, чтобы покрыть все траты производства.

3) Точка безубыточности в денежном выражении

Формула здесь показывает каким быть должен минимальный размер выручки, чтобы покрыть затраты фирмы. Прибыль при такой выручке будет равняться нулю.

Обозначим точку безубыточности как «ВЕР».

Формула:

ВЕРден. = (В*Зпост) / (В – Зпер)

Разница между выручкой (В) и переменными затратами (Зпер) показывает нам маржинальны доход (МД).

МД можно рассчитать и на одну единицу произведённого товара. Выручка (В) будет равняться в таком случае произведению цены (P) и объёма (Q):

В = Р*Q

МД на 1 единицу товара = P – Зпер. На 1 единицу товара.

Есть и другая формула, которая определяет коэффициент маржинального дохода (Кмд):

Кмд = МД / В = МД на 1 единицу товара / P

ВЕРден = Зпост / Кмд

Обе формулы дадут одинаковый результат.

4) Точка безубыточности в натуральном выражении

Мы получим здесь минимальный объём продаж, который необходим для покрытия издержек производства при прибыли равной нулю.

Формула:

ВЕРнат. = Зпост / (Р – Зпер. на 1 единицу товара)

Последующие проданные все единицы товара сверх этого объёма будут приносить прибыль.

Если вы знаете значение точки безубыточности в натуральном выражении, то сможете узнать и значение в денежном выражении. Для этого формула выглядит так:

ВЕРден. = ВЕРнат.*Р

Другие важные значения и формулы

Кромка безопасности (также можно встретить термины запас прочности и маржа безопасности). Вычисляется в денежном значении и в процентном значении (КБден., КБ%).

Это значение показывает, насколько может снизиться выручка фирмы, или объём производимого ею продукта до точки безубыточности. То есть насколько далеко фирма находится от критического показателя.

Для выведения формулы нужно ввести следующие обозначения:

o Вфакт(план) – обозначение фактической или планируемой выручки.

o Втб – выручка в точке безубыточности.

Формулы:

КБден. = Вфакт(план) – Втб

КБ% = (КБден. / Вфакт(план)) * 100%

Нам удалось с помощью этой формулы рассчитать фактическую выручку. Но когда мы будем объём продаж и прибыль планировать, придётся использовать значение плановой выручки, что приведёт нас к расчёту и запаса прочности.

5) Пример расчёта точки безубыточности

Чтобы показать наглядно, как работают формулы расчёта точки безубыточности, возьмём схематичный пример.

Мы с вами занимаемся тем, что торгуем магнитами для туристов. Все магниты у нас стоят одинаково в любой нашей точке.

Производим мы их не сами, а заказываем у оптового производителя.

Примечание: не относится к теме, но важно знать, что, так как мы не производим товар сами, то должны открывать ИП и не может рассчитывать на доступ к режиму самозанятых. Подробнее об этом вы можете почитать в специальном нашем материале «Всё о самозанятых».

Но вернёмся к нашим магнитам. Исходные данные таковы:

1. Розничная цена 1 магнита: 100 рублей.

2. Переменные затраты на 1 магнит (оптовая цена, зп продавцам): 60 рублей.

3. Постоянные затраты (аренда, налоги, транспорт) в течение месяца: 10 000 рублей.

4. Выручка за 1 месяц: 30 000 рублей.

Теперь определить нужно какое минимальное количество магнитов нам нужно выпустить, а также значение выручки, которое будет покрывать все затраты.

Мы поставили 100 рублей цену за один магнит. На самом деле, какие-то стоят 75 рублей, а какие-то 125, но этими колебаниями мы пренебрегли. Теперь точку безубыточности рассчитаем в натуральном выражении:

ВЕРнат = 10 000/ (100 – 60) = 250 магнитов.

Чтобы в денежном значении рассчитать точку, нужно использовать такие показатели как количество проданных нами магнитов за срок в один месяц, а также – сумма переменных затрат, которая будет необходима для этого объёма.

Qза месяц = 30 000 / 250 = 100 магнитов,

Зпер на объём за месяц = 60 * 100 = 6000 рублей.

Станет следующим шагом расчёт порога рентабельности, который мы сможем вычислить по двум формулам:

ВЕРден. = (30 000 * 10000) / (30 000 – 6000) = 12 500 рублей.

ВЕРден. = Зпост. / ((100 – 60) /100)) = 25 000 рублей.

ВЕРден. = 250 *100=25 000 рублей.

Выручка на момент времени расчёта, а также объём продаж находятся выше, чем расположена точка безубыточности. Значит – всё хорошо, фирма действует в прибыль.

Ну и в конце, определим значение кромки безопасности:

КБден. = 30 000 – 25 000 = 5 000 рублей.

КБ% = (5 000 / 30 000) * 100% = 16,6%.

К слову, 16,6 – это очень маленький показатель. Нормальными считаются значения в 30%. Поэтому с нашим бизнесом желательно что-то сделать, чтобы увеличить это значение и чувствовать себя спокойно.

6) Планирование безубыточности фирмы

Мы получали значение точки безубыточности, чтобы провести анализ того, как действует наша фирма, а также, чтобы понять, какие факторы рынка с большей степенью влияют на себестоимость нашего товара.

Все полученные данные используются для расчёта плана производства и общего финансового плана.

Как поэтапно планировать безубыточность фирмы:

o Этап 1. Первый этап – аналитический. Здесь нужно выявить плюсы и минусы настоящего положения дел, узнать какие места являются слабыми а также понять, есть ли возможность каким-нибудь образом снизить себестоимость выпускаемого товара или предоставляемой продукции.

o Этап 2. Далее следует сделать прогноз цен, которые будут стоять на выпущенном товаре, а также нужно учесть все оценённые на первом этапе факторов. Здесь нужно спланировать возможно допустимы диапазон наценки. Далее потребуется исследовать другие варианты сбыта на другие рынки, а также возможную перестройку фирмы на выпуск похожего товара, если вдруг с рынком что-то произойдёт.

o Этап 3. Предприниматель на этом этапе рассчитывает такие критерии как постоянные и переменные затраты компании, а также себестоимость товара. Здесь нужно спланировать объём незавершённого производства, далее определяются необходимости в основных и оборотных средствах, а также их источники. Учитываются возможные дополнительные расходы.

o Этап 4. Собственно этап, на котором вы должны рассчитать значение точки безубыточности и кромки безопасности. Запас этот должен быть большим, если в деятельности фирмы играют роль нестабильные факторы рынка.

o Этап 5. Планируется ценовая политика фирмы. Цены формируются исходя из необходимости достичь конкретного объёма продаж. Также на этом этапе после формирования ценника, снова идёт расчёт и проверка показателей. Правильно ли рассчитана точка.

o Этап 6. Принимается план безубыточности

o Этап 7. Контролируются выполнение плана. При необходимости проходит корректировка.

Тем, кто занимается бизнесом понимать важно, что же такое точка безубыточности. Показывает практика, что предприниматель часто не представляет каких результатов и для чего ему нужно достичь, как обращаться с выручкой, во что её вкладывать и так далее. Как минимум сможет точка безубыточности дать понимание, на каком этапе находится компания.

ВЫВОД:

У каждого бизнеса есть определенный размер выручки, начиная с которого деятельность становится прибыльной. Этот уровень называется точкой безубыточности.

Для минимальной финансовой устойчивости выручка должна превышать уровень безубыточности не менее, чем в 1,5 раза.

Далее при увеличении оборота прибыль сначала тоже растет, а затем – начинает падать. И в некоторых случаях растущий бизнес может снова начать приносить убытки. Чтобы избежать такой ситуации, нужно постоянно анализировать финансовые показатели.

Наиболее эффективный вариант развития – построение сети из бизнес-единиц, каждая из которых работает на оптимальном для себя объеме выручки.

Определяйте точку безубыточности, задача которая должна ставиться и решаться в любой компании, что помогает определить, когда предприятие, направление, проект или даже продукт выведут на самоокупаемость!

Начать дискуссию