Лучше быть коровой молочной, чем мясной

“Если вы не платите за сервис, то товар – это вы,” – классическое предупреждение против всего бесплатного. Дескать, зашел пользователь на сайт СМИ, и тут-то ему и пропаганду под видом новости запихнули, и куку записали, теперь весь интернет о нем что-то знает. А стоило человеку привязать карту, как он сразу превращается в уважаемого клиента, всё для него, всё только ради него.

Да, но нет. Экономика рекламной площадки, Яндекса или ТикТока, очень простая – X миллионов аудитория, Y миллиардов годовая выручка. И если миллионов станет меньше, то очевидным образом станет меньше и миллиардов. Да, пользователь – товар, но он дорогой товар, если уйдет – это потеря выручки. KPI продакт-менеджера – размер аудитории, он её холит и лелеет. Всё ради человека, всё во имя человека.

У платных сервисов модель другая. Клиент платит живые деньги здесь и сейчас. Никакого продолжения часто не подразумевается. Автомобиль, квартиру или курс MBA человек покупает редко, его возвращение на сайт после нынешней сделки – за горизонтом планирования. Чем сильнее сервис раскрутит пользователя в моменте, тем больше заработает – и никаких сентиментов. KPI продакта – конверсия, ради неё он и врет, и провоцирует, и что угодно ещё делает, лишь бы заплатил. Никакой вежливости, только выкручивание рук.

Нет, я не хочу сказать, что бесплатное всегда лучше и приятнее. Но часто бывает так.

Подписывайтесь на Telegram-канал Стартап дня. Александр Горный..

1 комментарий