Лучший бизнес в мире

Вот представьте себе хороший холодильник. Это сложное устройство, это целый компьютер внутри, это физически большой объект, на производство которого потрачено много дорогих материалов. Его проектировали прекрасные инженеры, его собирали рабочие, его возили сначала в виде запчастей, а потом как готовое изделие по всему миру. И вот это чудо техники стоит на полке магазина 1000 долларов, например. И из них эквайринг берет 20-30 просто за то, что пользователь с его помощью введет свою кредитку, и потом несколько транзакций в разных базах данных случатся.

Чувствуете несоответствие? Тысячи людей трудились ради 970 долларов. Некоторые из них буквально на своем горбу холодильник перли. Одна простая форма стоит 30 баксов. Часть придется дальше по цепочке заплатить, Visa и банк свою долю получат, но всё равно невероятное соотношение. Интернет-эквайринг — точно лучший легальный бизнес в мире, не преувеличиваю.

Но вот что любопытно. В России этим бизнесом в основном занимаются крупные банки и интернет-гиганты. Кто сидел на потоках, тот логично их и захватил. Самый большой независимый игрок, наверное, Робокасса. Её выручка 1.5 миллиарда рублей в год – немного в общем-то, бал правят другие.

А вот в мире – лидер не какой-нибудь Bank Of America или Amazon, а почему-то Stripe. Честный – и относительно поздний – стартап. Компания запущена в 2010 году, совсем не “в первые дни интернета”, когда никто ничего не понимал. Пандемийная капитализация – под 100 миллиардов долларов, актуальная – 70 миллиардов. Грубо – 1/10 Visa или самого дорогого американского банка (JPMorgan Chase).

И я не понимаю, почему так. Технологии особой нет. Два студента за вечер хороший сервис не напишут, но Google или крупный банк за год и сто миллионов долларов – без проблем. Решаемая задача. Сетевых эффектов и подобных фокусов нет. У кого комиссия лучше и конверсия выше, туда новый клиент и пойдет, да и старый переключиться в принципе может. Приз достаточно велик, 70 миллиардов капитализации интересны абсолютно любой компании в мире. Приз этот лежит не где-то на отшибе, синергия с очень многими гигантами есть, каждый из них мог бы туда залезть.

Но не лезут. Ладно бы Stripe был одним из нескольких лидеров, как Dropbox в облачных файлах ещё держится – ок, поднялся за счет того, что был первым, потом сам стал корпорацией, бьется с остальными условно на равных, понятно. Но всё ж не так. Stripe один на вершине сидит, никого и близко нет. Не понимаю.

Подписывайтесь на Telegram-канал Стартап дня. Александр Горный..

22
11
2 комментария

Интернет-эквайринг прибыльный бизнес. Stripe стал лидером, несмотря на несложные технологии, потому что оказался в нужное время на нужном месте.

Холодильник, да и все бытовые приборы первой необходимости, достаточно примитивны. Не нравится что кто-то берёт оплату за проведение безналичных платежей, принимайте только наличку ;D