Что нужно знать об IPO Airbnb

Две разные компании до и после вируса.

Kaspars Grinvalds, Shutterstock.com
Kaspars Grinvalds, Shutterstock.com

Об Airbnb я #стартапдня не писал, их заявка на IPO — хороший повод. Как работает проект, вы прекрасно знаете, сегодня только о числах. Их можно разделить на до и после.

До вируса — почти 40 миллиардов стоимость бронирований и 5 миллиардов комиссия сервиса за прошлый год при росте около 30%. Чтобы осознать масштаб, сравним с Booking.com. Тот расти уже почти перестал, его показатели за тот же период — 100 миллиардов сумма бронирований, 15 миллиардов выручка, грубо 3 Airbnb.

Если механически продлить тренды в будущее, компании сравнялись бы года через четыре. Весь мировой рынок гостиниц оценивается в 600 миллиардов — т. е. через Booking проходит значимая его доля, а через Airbnb пока нет. (Впрочем, сам Airbnb оценивает рынок гостеприимства выше, по нему и Booking незаметен.)

Рентабельность стартапа выглядит довольно необычно: в 2018 году компания работала в плюс! Прибыль бизнеса тогда составила 19 миллионов долларов, меньше чем ничего в их масштабе, но сам факт показателен. В 2019-м расходы росли быстрее выручки — и вот уже полмиллиарда убытка, всё как у всех. Но, главное, когорты и гостей, и хозяев прекрасные, так что будущее у стартапа точно было светлым.

То, что случилось после Covid-19, отчетность, на мой вкус, скорее маскирует, чем показывает. Проблема в том, что Airbnb детализирует потери в разрезе месяца бронирования, а не самой поездки. Путешествие, запланированное на май, оплаченное в январе и отмененное в марте, по их способу учета отражается в январской и мартовской, но не майской статистике.

Для весны — какая, в общем, разница. Оборот платформы был отрицательным, отмены превышали бронирования — и как ни крути, это катастрофа, дальше можно не углубляться. Но начиная с июня показатели стабильно идут примерно на 30% хуже прошлогодних, и это уже можно трактовать по-разному.

Airbnb намекает — ну вот так и живем, треть бизнеса потеряли, много, но жизнь продолжается. Однако можно представить, что люди реально не ездят, а просто бронируют на будущее, пока дешево, и в очередную волну всё опять отменят. Если эта конспирология верна – у Airbnb всё хуже, чем кажется. Как её проверить по публичным данным, я не знаю.

Падение на 30% неравномерно. Локальный туризм вырос на 15%, международный упал на 60%. В прошлом году они были плюс-минус равны, теперь внутри страны путешествуют в три раза чаще. И ещё процентов на 15 вырос средний чек — на него повлияли длинные и дорогие самоизоляции, да и обычные отпуска бедные отменяли чаще богатых.

Плюс, может быть, американец больше платит за две недели в Майами (рост локального туризма), чем в Мексике (падение международного).

Ответ компании на Covid-19 — увольнение 25% персонала, отмена годового бонуса для оставшихся 75%, сокращение необязательных трат. Все меры в сумме сэкономили 150 миллионов долларов, для Airbnb — вообще ни о чем, убыток всё равно почти миллиард по году, но зато инвесторам менеджмент отрапортовал, что не сидит сложа руки.

Оценка, которую хочет Airbnb на IPO — примерно 30 миллиардов долларов. На фоне 84 миллиардов, которые стоит Booking.com — довольно честно. Я бы ещё и поставил на рост после размещения. А что будет с акциями среднесрочно, определяет только пандемия.

Ежедневные обзоры стартапов — в авторском блоге #стартапдня в моем Facebook и Телеграм-канале.

88
2 комментария

Люблю их, уверен после успешного выпуска вакцины - люди начнут больше бронировать через них.

1
Ответить

В штатах во многих городах стоимость airbnb сравнялась и выше аналогичных отелей.

Ответить